Решение по делу № 2а-747/2019 от 19.09.2019

Дело № 2а-747/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2019 года      г. Семикаракорск

Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Курносова И.А.,

при секретаре Угловой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковалева Сергея Николаевича к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

    Ковалев С.Н. обратился в суд с административным иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее ТУ Росимущество в Ростовской области) об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

    В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему и Бабынину В.Л. на праве собственности принадлежит объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Они обратились в ТУ Росимущество в Ростовской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для последующего его предоставления путем продажи в общую долевую собственность без проведения торгов. Ими были предоставлены необходимые документы, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" и Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 № 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".

Однако административным ответчиком было отказано в утверждении предоставленной схемы с указанием на то, что образование земельного участка приведет к вкрапливанию и изломанности границ земельного участка, а также на несоответствие предоставленной схемы расположения земельного участка действующему законодательству.

По мнению административного истца, отказ уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории нарушает законное право Ковалева С.Н. на приобретение земельного участка в собственность.     

На основании изложенного, Ковалев С.Н. просил суд признать незаконным отказ ТУ Росимущество в Ростовской области от 13.08.22019 № 12-6876/03 и обязать принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении образуемого земельного участка.

От представителя административного ответчика ТУ Росимущество в Ростовской области поступил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому он возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в нарушение п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, не была предоставлена информация об отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, образуемый в соответствии со схемой раздела земельного участка на кадастровом плавне территории. Кроме того, в нарушение п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762) (далее - Требования), сведения о местоположении зданий в границах образуемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером , сохраненного в измененных границах, в соответствии с прилагаемой схемой, заявителем представлены не были. Также в нарушение п. 6 указанных Требований графическая информация схемы не содержит обозначения характерных точек границ исходного земельного участка. Представитель административного ответчика указывает, что в представленной на рассмотрение схеме имеется и нарушение п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ – образование земельного участка приводит к вкрапливанию, а также изломанности границ. Кроме того, из схемы не представляется возможным определить, как будет осуществляться доступ к образуемому земельному участку. При этом образование земельного участка приведет к невозможности использования образуемого земельного участка, так и исходного земельного участка в соответствие с их целевым назначением. Таким образом, без предоставления заявителем соответствующих документов, раздел земельного участка не представляется возможным.

В судебном заседании представитель административного истца Мешкова Ю.В., действующая на основании доверенности, поддержала административные исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Административный истец Ковалев С.Н., представитель административного ответчика ТУ Росимущество в Ростовской области, заинтересованное лицо Бабынин В.Л. и представитель заинтересованного лица Управление Росреестра по Ростовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлено, что административному истцу Ковалеву С.Н. и заинтересованному лицу Бабынину В.Л. на праве общей долевой собственности принадлежит гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.31-32).

Указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается копией     выписки из ЕГРН (л.д.81-84).

12.07.2019 года административный истец Ковалев С.Н. и заинтересованное лицо Бабынин В.Л. обратились в ТУ Росимущество в Ростовской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории в целях его образования путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка для последующего предоставления истцу в собственность без проведения торгов, на которое получили ответ ТУ Росимущество в Ростовской области от 13.08.2019 об отсутствии возможности утверждения схемы расположения земельного участка площадью 743 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером , площадью 5836 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются копией заявления об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д.78-79), отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д.80), копией ответа ТУ Росимущества в Ростовской области (л.д.34-35).

Согласно п.1 ст.39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса РФ и предусматривает, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Отказывая административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ТУ Росимущество в Ростовской области указало, что:

- в нарушение п.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ не предоставлена информация об отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, образуемый в соответствии со схемой раздела земельного участка на кадастровом плане территории;

- в нарушение п. 4 Требований сведения о местоположения зданий в границах образуемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером , сохраненного в измененных границах в соответствии с прилагаемой схемой, не представлены;

- в нарушение п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельного участка приводит к вкрапливанию и изломанности границ;

- из схемы не представляется возможным определить как будет осуществляться доступ к образуемому земельному участку.

При этом в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Таким образом, как установлено в судебном заседании основанием для отказа административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка явилось:

- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ;

- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 1 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлены требования к оформлению заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению физического лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1).

Вопросы образования земельных участков регламентированы главой I.1. Земельного кодекса РФ, положениями которой предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (статья 11.3 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4); схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13); в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок (пункт 18); названной статьей также предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 16).

Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что Ковалев С.Н. подал в ТУ Росимущество в Ростовской области заявление о предварительном согласовании представления земельного участка, в том числе представлял для этого необходимый пакет документов; Ковалев С.Н. просил исключительно об утверждении схемы расположения земельного участка, по результатам рассмотрения которого заявителю предоставлен оспариваемый ответ.

Анализируя применительно к изложенному поведение административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях, оснований полагать, что оно не соответствовало закону, нарушало права заявителя, равно как административным ответчиком допущено незаконное бездействие при решении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории в порядке, установленном ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, не имеется; доводы административного истца и его представителя об обратном не нашли своего объективного подтверждения.

Вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка представляет собой один из этапов предоставления на том или ином праве земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, и не существуют в отрыве от установленного порядка его решения, в том числе не осуществляется органом отдельно в отсутствие заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку только при рассмотрении данного вопроса в совокупности собственник земельного участка может уяснить цели образования объекта недвижимости, права претендента на получение, изучить вопросы предназначения такого земельного участка, в том числе с точки зрения соразмерности его площади для эксплуатации расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю и другим лицам. Именно в связи с этим законодатель предусмотрел, что после подготовки заявителем схемы расположения земельного участка, который предстоит образовать, следующим этапом является подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании представления вновь образуемого участка; именно решение вопроса о предоставлении гражданину конкретного земельного участка требует от государственного органа утверждения схемы расположения земельного участка, который необходимо образовать.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ковалева С.Н., поскольку необходимая совокупность условий, предусмотренных п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, для удовлетворения требований административного истца не установлена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд    

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Ковалева Сергея Николаевича к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Курносов И.А.

    Решение принято в окончательной форме 6 декабря 2019 года.

2а-747/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ковалев Сергей Николаевич
Ответчики
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
Другие
Бабынин Виталий Леонидович
Мешкова Юлия Вячеславовна
Камашин Филипп Владимирович
Суд
Семикаракорский районный суд Ростовской области
Судья
Курносов Иван Анатольевич
Дело на сайте суда
semikarakorsky.ros.sudrf.ru
17.03.2020Регистрация административного искового заявления
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Рассмотрение дела начато с начала
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
09.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее