Дело №2а-336/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2019 года Серебряно-Прудский районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кургузова М.В.,
при секретаре Евлампиевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №18 по Московской области к Новичкову Александру Анатольевичу о взыскании недоимки по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №18 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Новичкову А.А. о взыскании с ответчика задолженности по обязательным платежам в бюджет, а именно:
- задолженности по земельному налогу
- за 2015 год в размере 602 419,75 руб., и пени по земельному налогу за 2015 год, начисленные за период с 02.12.2017 по 27.12.2017 в размере 4 206,90 руб.,
- за 2016 год в размере 64 821 руб., и пени по земельному налогу за 2016 год, начисленные за период с 02.12.2017 по 27.12.2017 в размере 452,66 руб.;
- пени по земельному налогу за период с 2012 по 2014 годы в размере 537,48 руб.;
- задолженности по налогу на имущество физических лиц
- за 2013 год в размере 4,85 руб.,
- за 2014 год в размере 26,95 руб.,
- за 2015 год в размере 234 руб.,
- за 2016 год в размере 307 руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с 2012 по 2014 годы в размере 4,15 руб.
Административный истец - представитель Межрайонной ИФНС России №18 по Московской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Новичков А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что не согласен с расчетом земельного налога, т.к. его сумма насчитана исходя из завышенной кадастровой стоимости.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Обсудив доводы административного истца, заслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ст. 69 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 397 НК РФ, срок уплаты земельного налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).
На основании ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома (ст. 401 НК РФ).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ст. 396 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст. 397 НК РФ).
Судом установлено, что за административным ответчиком Новичковым А.А. числились в спорные периоды в собственности 36 земельных участков, а также 2 квартиры, что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика, предоставленными истцом (л.д. 44-45).
МИФНС России №18 по Московской области был начислен и предъявлен к взысканию земельный налог за 2015 год в размере 602 419,75 руб., за 2016 год в размере 64 821 руб.Одновременно был начислен налог на имущество физических лиц за 2013 год в размере 4,85 руб., за 2014 год - 26,95 руб., за 2015 год - 234 руб., за 2016 год - 307 руб.
10.06.2014, 16.09.2016 и 08.10.2017 в адрес Новичкова А.А. по данным налогам направлены налоговые уведомления №592697 от 19.06.2015, №137312669 от 08.09.2016, №64394598 от 21.09.2017 с указанием срока для добровольной уплаты суммы задолженности (л.д. 29-33, 10-11, 16-20).
В установленный законом срок Новичков А.А. обязанность по уплате налогов не исполнил, в связи с чем, 20.02.2017, 03.03.2017 и 20.01.2018 в его адрес были направлены соответствующие требования №7836, №17543 и №18990 об уплате земельного налогов и налога на имущество, с установленным сроком для добровольного исполнения до 09.02.2017, 19.04.2017 и до 28.12.2017.
Требования инспекции административный ответчик в установленный срок также не выполнил, обратного суду не представил.
Размер начисленных сумм налога в указанной представителем истца сумме судом проверялся, административным истцом не оспорен.
По сформированной задолженности административный истец произвел также начисление пеней
- земельному налогу за 2012-2014 годы в размере 537,48 руб., за 2015 год за период с 02.12.2017 по 27.12.2017 в размере 4 206,90 руб., за 2016 год за период с 02.12.2017 по 27.12.2017 в размере 452,66 руб.;
- по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы в размере 4,15 руб., за о чем уведомлял Новичкова А.А.
Однако, требование об уплате недоимки в части пеней Новичков А.А. также не выполнил.
Сроки и порядок принудительного взыскания недоимки по налогам и пени установлен ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании с физического лица недоимки по налогу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что в апреле 2018 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №235 Серебряно-Прудского судебного района Московской области с заявлением о взыскании с Новичкова А.А. недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Определением мирового судьи судебного участка №235 Серебряно-Прудского судебного района Московской области от 10.01.2019 был отменен судебный приказ №2а-263/2018 от 18.04.2018 по заявлению МИФНС России №18 по Московской области о взыскании с Новичкова А.А. недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Как следует из абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела подтверждается, что с настоящим иском налоговый орган обратился в суд 05.06.2019, то есть в установленный законом срок.
Доказательств оплаты взыскиваемой задолженности административный ответчик не представил.
Таким образом, задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы подлежит взысканию в полном объеме.
Между тем, как видно из предоставленного административным истцом административного иска и материалов дела, в сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц вошла задолженность за 2012-2014 годы в размере 31,80 руб.
Указанная задолженность, начисленная за спорные периоды, не подлежит взысканию по следующим основаниям.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 №479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока. В силу положений названных норм пропуск шестимесячного срока является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
С рассматриваемым административным иском, в части взыскания недоимки за 2012-2014 годы инспекция обратилась 05.06.2019, т.е. с пропуском всех предусмотренных сроков.
Доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд административным истцом не представлено.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, суд считает подлежащим взысканию с ответчика Белоусова С.В. в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой был освобожден истец, в силу закона, в размере 9 924,41 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 114, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №18 по Московской области к Новичкову Александру Анатольевичу о взыскании недоимки по обязательным платежам удовлетворить частично.
Взыскать с Новичкова Александра Анатольевича, проживающего по адресу: <адрес>, в доход государства недоимку по обязательным платежам в следующем размере:
- земельного налога за 2015 год – 602 419,75 руб.,
- пени по земельному налогу за 2015 год, начисленной за период с 02.12.2017 по 27.12.2017 – 4 206,90 руб.;
- земельного налога за 2016 год – 64 821,00 руб.,
- пени по земельному налогу за 2016 год, начисленной за период с 02.12.2017 по 27.12.2017 – 452,66 руб.;
- налога на имущество физических лиц за 2015 год – 234,00 руб.;
- налога на имущество физических лиц за 2016 год – 307,00 руб.;
а всего 672 441 рубль 31 копейка.
В остальной части административного иска Межрайонной ИФНС России №18 по Московской области к Новичкову Александру Анатольевичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы, а также взыскании пеней по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 годы отказать.
Взыскать с Новичкова Александра Анатольевича в пользу государства (в доход местного бюджета) государственную пошлину в размере 9 924,41 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Московский областной суд через Серебряно-Прудский районный суд Московской области.
Председательствующий М.В. Кургузов
Решение в окончательной форме принято 02.08.2019.