Решение по делу № 33-6234/2024 от 27.09.2024

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 октября 2024 года по делу № 33-6234/2024

1 инстанция - судья Ковтун Н.П. № 2-1349/2024

43RS0003-01-2024-000835-77

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Катаевой Е.В.,

судей Ждановой Е.А., Федяева С.В.,

при секретаре Хадеевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе представителя Управления Росгвардии по Кировской области по доверенности ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 15 июля 2024 г., которым постановлено:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Возложить обязанность на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области (ИНН ) произвести ФИО2 (паспорт ) доплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в сумме 3154014 руб. 37 коп.

Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по ФИО3 <адрес> (ИНН ) в пользу ФИО2 (паспорт ) расходы по оплате государственной пошлины в размере 23970 руб.

Заслушав доклад судьи Катаевой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Панкратов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области о возложении обязанности. В обоснование требований указал, что проходил службу в войсках национальной гвардии в должности <данные изъяты> (отдельного) Отдела вневедомственной охраны по г. Кирову – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Кировской области». Приказом от 08 августа 2019 г. № л/с был уволен из войск национальной гвардии по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. С 24 января 2023 г. состоит на учете с составом семьи из 6-ти человек на получение единовременной социальной выплаты. За весь период государственной службы субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетной системы РФ не получал. Решением комиссии Управления Росгвардии по Кировской области от 11 декабря 2023 г. № 31 истцу предоставлена единовременная социальная выплата в размере 4184704,38 руб. Денежные средства были перечислены ответчиком 27 декабря 2023 г. Считая, что расчет суммы единовременной социальной выплаты был произведен ответчиком с нарушением, с учетом уточненных требований, просил обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации произвести доплату единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в сумме 3154014,37 руб., взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Панкратова О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Панкратова Н.А., Панкратова К.А., Панкратовой В.А., Панкратова Т.А., администрация города Кирова, Министерство финансов РФ.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель Управления Росгвардии по Кировской области по доверенности Шашок А.И. считает вынесенное решение незаконным и необоснованным вследствие несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Согласно выписке из ЕГРН спорный жилой дом признан непригодным для проживания на основании постановления администрации города Кирова от 18 января 2024 г. № , т.е. после перечисления истцу единовременной социальной выплаты и снятия его с учета на его получение. На момент принятия решения жилищной комиссии ни заявления о признании жилого дома непригодным к проживанию, ни акта обследования не было. Действующее законодательство не содержит норм о пересмотре размера социальной выплаты, в связи с изменением жилищных условий после снятия гражданина с учета в связи с получением единовременной выплаты. При этом решения жилищной комиссии от 11 декабря 2023 г. № 31 и от 28 декабря 2023 № 33 истец не оспаривал, недействительными они не признаны.

В возражениях на жалобу представитель Панкратова А.А. – Чеботарев Я.Е. доводы жалобы опровергает, решение считает законным, обоснованным, не подлежащим отмене.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по доверенности Александрова-Солынская О.А. считает доводы жалобы заслуживающими внимания, решение суда подлежащим отмене.

Разрешив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав лиц, явившихся в процесс, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом Панкратов А.А. со 02 июня 2001 г. по 09 августа 2019 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 02 месяца 12 дней.

На учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец поставлен 24 января 2013 г. с семьей в составе 4 человек.

Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Кировской области от 03.11.2023 № 26 внесены изменения в учетное дело Панкратова А.А., последний считается нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты с составом семьи 6 человек (он, супруга Панкратова О.В., сын ФИО13, <дата> года рождения, сын ФИО14, <дата> года рождения, дочь ФИО15, <дата> года рождения, сын ФИО16, <дата> года рождения).

Кроме того, постановлено считать Панкратова А.А. с составом семьи 6 человек имеющим преимущественное право на предоставление единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в 2013 г.

На момент обращения с заявлением и в настоящее время Панкратов А.А. был зарегистрирован и проживал с семьей в отдельной однокомнатной квартире общей площадью 33 кв.м., жилой площадью 17,3 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей совместной собственности истцу и его супруге.

Со 02 июня 2023 г. супруге истца Панкратовой О.В. принадлежит дом <адрес> площадью 33,5 кв.м.

Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Кировской области от 11 декабря 2023 г. № 31 истцу Панкратову А.А. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4184704,38 руб. При расчете данной выплаты комиссия исходила из обеспеченности семьи Панкратова А.А. общей площадью жилых помещений в размере 66,5 кв.м (с учетом дома <адрес>) (6 чел.*18 кв.м-66,5 кв.м).

Вместе с тем, 14 декабря 2023 г. Панкратова О.В. обратилась в администрацию г. Кирова с заявлением о признании жилого дома <адрес> непригодным для проживания.

Заключением межведомственной комиссии от 20 декабря 2023 г. принято решение о выявлении оснований для признания данного помещения непригодным для проживания.

Приказом начальника Управления Росгвардии по Кировской области от 25 декабря 2023 г. № 1051 Панкратову А.А. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4184704,38 руб. с учетом имеющего в собственности непригодного для проживания жилого дома.

Денежные средства в размере 4184704,38 руб. поступили на счет Панкратова А.А. 27 декабря 2023 г.

Приказом начальника Управления Росгвардии по Кировской области от 28 декабря 2023 г. утверждено решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Кировской области от 28 декабря 2023 г. о снятии Панкратова А.А. с учета на получение единовременной социальной выплаты с составом 6 человек.

Постановлением администрации г. Кирова от 18 января 2024 г. № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.

Согласно отчету частнопрактикующего оценщика Марьина В.А. № 63/01-24 от 30.01.2024 г. рыночная стоимость дома <адрес> составляет 224000 руб.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Панкратовым А.А. исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 пришел к выводам о том, что помещение по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания и учет жилищной комиссией Управления Росгвардии по Кировской области площади указанного жилого дома в качестве подлежащей исключению при расчете размера единовременной социальной выплаты является необоснованным, в связи с чем удовлетворил исковые требования Панкратова А.А. в полном объеме, возложив на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области обязанность произвести Панкратову А.А. доплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в сумме 3154014,37 руб.

Кроме того, с ответчика в пользу Панкратова А.А взыскана государственная пошлина в размере 23970 руб.

Проверяя законность решения, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).

Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.

Основания и порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения предусмотрены статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ.

Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека; 2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; 3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек (часть 1). Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи (часть 2).

В рамках предоставленных законом полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2011 г. № 1223 утвердило Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее по тексту - Правила от 30 декабря 2011 г. № 1223).

В соответствии с пунктом 4 Правил от 30 декабря 2011 г. № 1223 единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты является заявление сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, к которому должны быть приложены соответствующие документы, в том числе, копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника (пункт 5 Правил от 30 декабря 2011 г. № 1223).

Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо получения им за весь период прохождения государственной службы субсидии или иной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (подпункт "в" пункта 19 Правил от 30 декабря 2011 г. № 1223).

В соответствии с пунктом 23 Правил от 30 декабря 2011 г. № 1223 в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, и (или) сведений, которые содержатся в документах, представляемых сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты, сотрудник представляет в комиссию обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения.

Перед принятием решения о предоставлении единовременной выплаты сотрудник в течение 30 календарных дней с даты получения письменного запроса комиссии представляет документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, или заявление об отсутствии изменений в ранее представленных документах, справку об обучении в образовательных организациях по очной форме обучения своих детей в возрасте от 18 до 23 лет, заявление о том, что сотрудник за весь период прохождения государственной службы не получал субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 33 Правил от 30 декабря 2011 г. № 1223 единовременная выплата считается предоставленной сотруднику с даты ее перечисления на банковский счет сотрудника.

Из системного толкования приведенных выше нормативных положений следует, что предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, направленной, в том числе, и на создание условий для осуществления указанной категорией лиц конституционного права на жилище в целях повышения уровня обеспеченности их жильем. Из этого следует, что с помощью данной меры государственной поддержки право на улучшение жилищных условий сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, действительно должно быть реализовано в полной мере.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего спора являлось установление обстоятельств, свидетельствующих о том, что при реализации Панкратовым А.А. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения были соблюдены все предусмотренные данной мерой социальной поддержки условия, в том числе, о расчете ее размера, исходя из обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу приведенного выше правового регулирования, размер единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения рассчитывается на день принятия руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел решения о ее предоставлении.

Так, решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Кировской области от 11 декабря 2023 г. № 31 произведен расчет единовременной выплаты Панкратову А.А., при этом в произведенном расчете из предусмотренных законом 108 кв.м, полагавшихся семье истца по норме предоставления, произведен вычет площади в размере 66,5 кв.м, в результате чего общая площадь положенная на семью Панкратова А.А. составила 41,5 кв.м, а размер выплаты уменьшился до 4184704,38 руб.

При этом, из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии от 20 декабря 2023 г. принято решение о выявлении оснований для признания жилого дома <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м непригодным для проживания.

Несмотря на это, приказом начальника Управления Росгвардии по Кировской области от 25 декабря 2023 г. № 1051 Панкратову А.А. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4184704,38 руб. с учетом имеющего в собственности супруги непригодного для проживания жилого дома.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно указал, что исключение при расчете единовременной социальной выплаты площади жилого дома по адресу: <адрес> размере 33,5 кв.м является незаконным, поскольку на момент принятия начальником Управления Росгвардии приказа о предоставлении единовременной социальной выплаты Панкратову А.А. (25 декабря 2023 г.) согласно заключению межведомственной комиссии от 20 декабря 2023 г. были выявлены основания для признания спорного помещения непригодным для проживания.

В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, в связи с чем, оснований к отмене либо изменению постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 15 июля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.11.2024

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 октября 2024 года по делу № 33-6234/2024

1 инстанция - судья Ковтун Н.П. № 2-1349/2024

43RS0003-01-2024-000835-77

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Катаевой Е.В.,

судей Ждановой Е.А., Федяева С.В.,

при секретаре Хадеевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе представителя Управления Росгвардии по Кировской области по доверенности ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 15 июля 2024 г., которым постановлено:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Возложить обязанность на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области (ИНН ) произвести ФИО2 (паспорт ) доплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в сумме 3154014 руб. 37 коп.

Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по ФИО3 <адрес> (ИНН ) в пользу ФИО2 (паспорт ) расходы по оплате государственной пошлины в размере 23970 руб.

Заслушав доклад судьи Катаевой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Панкратов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области о возложении обязанности. В обоснование требований указал, что проходил службу в войсках национальной гвардии в должности <данные изъяты> (отдельного) Отдела вневедомственной охраны по г. Кирову – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Кировской области». Приказом от 08 августа 2019 г. № л/с был уволен из войск национальной гвардии по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. С 24 января 2023 г. состоит на учете с составом семьи из 6-ти человек на получение единовременной социальной выплаты. За весь период государственной службы субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетной системы РФ не получал. Решением комиссии Управления Росгвардии по Кировской области от 11 декабря 2023 г. № 31 истцу предоставлена единовременная социальная выплата в размере 4184704,38 руб. Денежные средства были перечислены ответчиком 27 декабря 2023 г. Считая, что расчет суммы единовременной социальной выплаты был произведен ответчиком с нарушением, с учетом уточненных требований, просил обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации произвести доплату единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в сумме 3154014,37 руб., взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Панкратова О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Панкратова Н.А., Панкратова К.А., Панкратовой В.А., Панкратова Т.А., администрация города Кирова, Министерство финансов РФ.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель Управления Росгвардии по Кировской области по доверенности Шашок А.И. считает вынесенное решение незаконным и необоснованным вследствие несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Согласно выписке из ЕГРН спорный жилой дом признан непригодным для проживания на основании постановления администрации города Кирова от 18 января 2024 г. № , т.е. после перечисления истцу единовременной социальной выплаты и снятия его с учета на его получение. На момент принятия решения жилищной комиссии ни заявления о признании жилого дома непригодным к проживанию, ни акта обследования не было. Действующее законодательство не содержит норм о пересмотре размера социальной выплаты, в связи с изменением жилищных условий после снятия гражданина с учета в связи с получением единовременной выплаты. При этом решения жилищной комиссии от 11 декабря 2023 г. № 31 и от 28 декабря 2023 № 33 истец не оспаривал, недействительными они не признаны.

В возражениях на жалобу представитель Панкратова А.А. – Чеботарев Я.Е. доводы жалобы опровергает, решение считает законным, обоснованным, не подлежащим отмене.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по доверенности Александрова-Солынская О.А. считает доводы жалобы заслуживающими внимания, решение суда подлежащим отмене.

Разрешив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав лиц, явившихся в процесс, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом Панкратов А.А. со 02 июня 2001 г. по 09 августа 2019 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 02 месяца 12 дней.

На учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец поставлен 24 января 2013 г. с семьей в составе 4 человек.

Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Кировской области от 03.11.2023 № 26 внесены изменения в учетное дело Панкратова А.А., последний считается нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты с составом семьи 6 человек (он, супруга Панкратова О.В., сын ФИО13, <дата> года рождения, сын ФИО14, <дата> года рождения, дочь ФИО15, <дата> года рождения, сын ФИО16, <дата> года рождения).

Кроме того, постановлено считать Панкратова А.А. с составом семьи 6 человек имеющим преимущественное право на предоставление единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в 2013 г.

На момент обращения с заявлением и в настоящее время Панкратов А.А. был зарегистрирован и проживал с семьей в отдельной однокомнатной квартире общей площадью 33 кв.м., жилой площадью 17,3 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей совместной собственности истцу и его супруге.

Со 02 июня 2023 г. супруге истца Панкратовой О.В. принадлежит дом <адрес> площадью 33,5 кв.м.

Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Кировской области от 11 декабря 2023 г. № 31 истцу Панкратову А.А. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4184704,38 руб. При расчете данной выплаты комиссия исходила из обеспеченности семьи Панкратова А.А. общей площадью жилых помещений в размере 66,5 кв.м (с учетом дома <адрес>) (6 чел.*18 кв.м-66,5 кв.м).

Вместе с тем, 14 декабря 2023 г. Панкратова О.В. обратилась в администрацию г. Кирова с заявлением о признании жилого дома <адрес> непригодным для проживания.

Заключением межведомственной комиссии от 20 декабря 2023 г. принято решение о выявлении оснований для признания данного помещения непригодным для проживания.

Приказом начальника Управления Росгвардии по Кировской области от 25 декабря 2023 г. № 1051 Панкратову А.А. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4184704,38 руб. с учетом имеющего в собственности непригодного для проживания жилого дома.

Денежные средства в размере 4184704,38 руб. поступили на счет Панкратова А.А. 27 декабря 2023 г.

Приказом начальника Управления Росгвардии по Кировской области от 28 декабря 2023 г. утверждено решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Кировской области от 28 декабря 2023 г. о снятии Панкратова А.А. с учета на получение единовременной социальной выплаты с составом 6 человек.

Постановлением администрации г. Кирова от 18 января 2024 г. № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.

Согласно отчету частнопрактикующего оценщика Марьина В.А. № 63/01-24 от 30.01.2024 г. рыночная стоимость дома <адрес> составляет 224000 руб.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Панкратовым А.А. исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 пришел к выводам о том, что помещение по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания и учет жилищной комиссией Управления Росгвардии по Кировской области площади указанного жилого дома в качестве подлежащей исключению при расчете размера единовременной социальной выплаты является необоснованным, в связи с чем удовлетворил исковые требования Панкратова А.А. в полном объеме, возложив на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области обязанность произвести Панкратову А.А. доплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в сумме 3154014,37 руб.

Кроме того, с ответчика в пользу Панкратова А.А взыскана государственная пошлина в размере 23970 руб.

Проверяя законность решения, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).

Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.

Основания и порядок предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения предусмотрены статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ.

Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека; 2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; 3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек (часть 1). Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи (часть 2).

В рамках предоставленных законом полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2011 г. № 1223 утвердило Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее по тексту - Правила от 30 декабря 2011 г. № 1223).

В соответствии с пунктом 4 Правил от 30 декабря 2011 г. № 1223 единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты является заявление сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, к которому должны быть приложены соответствующие документы, в том числе, копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника (пункт 5 Правил от 30 декабря 2011 г. № 1223).

Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо получения им за весь период прохождения государственной службы субсидии или иной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (подпункт "в" пункта 19 Правил от 30 декабря 2011 г. № 1223).

В соответствии с пунктом 23 Правил от 30 декабря 2011 г. № 1223 в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, и (или) сведений, которые содержатся в документах, представляемых сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты, сотрудник представляет в комиссию обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения.

Перед принятием решения о предоставлении единовременной выплаты сотрудник в течение 30 календарных дней с даты получения письменного запроса комиссии представляет документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, или заявление об отсутствии изменений в ранее представленных документах, справку об обучении в образовательных организациях по очной форме обучения своих детей в возрасте от 18 до 23 лет, заявление о том, что сотрудник за весь период прохождения государственной службы не получал субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 33 Правил от 30 декабря 2011 г. № 1223 единовременная выплата считается предоставленной сотруднику с даты ее перечисления на банковский счет сотрудника.

Из системного толкования приведенных выше нормативных положений следует, что предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, направленной, в том числе, и на создание условий для осуществления указанной категорией лиц конституционного права на жилище в целях повышения уровня обеспеченности их жильем. Из этого следует, что с помощью данной меры государственной поддержки право на улучшение жилищных условий сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, действительно должно быть реализовано в полной мере.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего спора являлось установление обстоятельств, свидетельствующих о том, что при реализации Панкратовым А.А. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения были соблюдены все предусмотренные данной мерой социальной поддержки условия, в том числе, о расчете ее размера, исходя из обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу приведенного выше правового регулирования, размер единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения рассчитывается на день принятия руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел решения о ее предоставлении.

Так, решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Кировской области от 11 декабря 2023 г. № 31 произведен расчет единовременной выплаты Панкратову А.А., при этом в произведенном расчете из предусмотренных законом 108 кв.м, полагавшихся семье истца по норме предоставления, произведен вычет площади в размере 66,5 кв.м, в результате чего общая площадь положенная на семью Панкратова А.А. составила 41,5 кв.м, а размер выплаты уменьшился до 4184704,38 руб.

При этом, из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии от 20 декабря 2023 г. принято решение о выявлении оснований для признания жилого дома <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м непригодным для проживания.

Несмотря на это, приказом начальника Управления Росгвардии по Кировской области от 25 декабря 2023 г. № 1051 Панкратову А.А. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4184704,38 руб. с учетом имеющего в собственности супруги непригодного для проживания жилого дома.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно указал, что исключение при расчете единовременной социальной выплаты площади жилого дома по адресу: <адрес> размере 33,5 кв.м является незаконным, поскольку на момент принятия начальником Управления Росгвардии приказа о предоставлении единовременной социальной выплаты Панкратову А.А. (25 декабря 2023 г.) согласно заключению межведомственной комиссии от 20 декабря 2023 г. были выявлены основания для признания спорного помещения непригодным для проживания.

В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, в связи с чем, оснований к отмене либо изменению постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 15 июля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.11.2024

33-6234/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Панкратов Алексей Анатольевич
Ответчики
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области
Другие
Федеральная служба войск национальной гвардии РФ
Панкратова Василиса Алексеевна в лице Панкратовой Ольги Васильевны
Чеботарёв Ян Евгеньевич
Панкратова Ольга Васильевна
Администрация г. Кирова
Панкратов Тимофей Алексеевич в лице Панкратовой Ольги Васильевны
Панкратов Никита Алексеевич в лице Панкратовой Ольги Васильевны
Панкратов Кирилл Алексеевич в лице Панкратовой Ольги Васильевны
Министерство финансов РФ
Суд
Кировский областной суд
Судья
Катаева Елена Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
27.09.2024Передача дела судье
30.10.2024Судебное заседание
14.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2024Передано в экспедицию
30.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее