Дело № 2-3328/2018 19 июня 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
судьи Муравлевой О.В.,
при секретаре Бубновой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «ТрансСтройЖелезобетон» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ТрансСтройЖелезобетон» об обязании совершить определенные действия и просит: обязать общество с ограниченной ответственностью «ТрансСтройЖелезобетон», зарегистрированное по адресу: <адрес>, в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске в реку Екатерингофку по адресу: <адрес> используемый для сброса сточных вод в водный объект - реку Екатерингофку, до достижения нормативов допустимого сброса, утвержденных Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (л.д. 5-8).
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга – в лице старшего помощника прокурора Кировского района Зелинской А.С в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Ответчик - ООО «ТрансСтройЖелезобетон» в лице представителя Лозового Р.Ю., действующего на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что в настоящее время обществом проводятся мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске в реку Екатерингофку по адресу: <адрес> используемого для сброса сточных вод в водный объект - реку Екатерингофку. Полагал, что срока в 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого необходимо провести все мероприятия, будет достаточно.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч.2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, средой обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, также природным ресурсом, используемым человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно объектом права собственности и иных прав.
Согласна ст. 22 Федерального Закона «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается. Установление требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях) должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.
Пунктом 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045 «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР» установлено, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов, а при строительстве плотин - и мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство.
Пунктом 16 данного Положения установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 № 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатывает и утверждает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании результатов проведения специализированных исследований в целях определения предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов, а также других показателей качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в соответствии с методическими указаниями по разработке указанных нормативов.
Таким образом, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектах рыбохозяйственного значения утверждены приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
Река Екатерингофка относится к водным объектам рыбохозяйственного значения.
Из материалов дела усматривается, что в природоохранную прокуратуру г. Санкт-Петербурга из Невско- Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов поступила информация о несоблюдении ООО «ТрансСтройЖелезобетон» требований действующего законодательства об охране окружающей среды, выразившихся в сбросе сточных вод в водный объект - реку Екатерингофку с превышением установленных нормативов за 4 квартал 2017 года.
В ходе проверки установлено, что ООО «ТрансСтройЖелезобетон» на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.08.2015 № 748-Р (per. № от 11.09.2015) используется водный объект - река Екатерингофка с целью водопользования, а именно для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Нормативы допустимого сброса Общества установлены Невско- Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и действовали на момент отбора проб.
Из материалов проверки и результатов производственных контролей следует, что в 4 квартале 2017 года Обществом допущен сброс загрязняющих веществ в водный объект - реку Екатерингофку с превышением установленных нормативов по качеству сбрасываемых сточных вод по следующим веществам: взвешенные вещества, БПК, железо общее, нефтепродукты, азот аммонийный.
Выявленные нарушения подтверждаются протоколами лабораторных испытаний от 28.11.2017 года, 29.11.2017 года, 04.12.2017 года.
Вышеуказанные нарушения требований действующего водного законодательства и окружающей среды носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
При таких обстоятельствах требования природоохранного прокурора об обязании ООО «ТрансСтройЖелезобетон» обеспечить очистку сточных вод до установленных нормативов, путем проведения мероприятий, направленных на повышение качества сточных вод на выпуске в реку Екатерингофку по адресу: <адрес> используемый для сброса сточных вод в водный объект - реку Екатерингофку, до достижения нормативов допустимого сброса, утвержденных Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов.
При определении срока, в течение которого ответчик обязан устранить нарушения требований действующего водного законодательства и окружающей среды, действуя в соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд отмечает особенность данного спора, а также необходимость получения согласования с соответствующими органами, и полагает возможным по заявленным требованиям установить срок исполнения - 120 дней со дня вступления решения в законную силу.
Действуя в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ. П.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с учетом заявленного требования неимущественного характера государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден, в размере 300 рублей взыскивается с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга.
На основании изложенного ст.ст. 11, 12, 150 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 45, 56, 59, 60, 88, 103, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ТрансСтройЖелезобетон», зарегистрированное по адресу: <адрес> в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске в реку Екатерингофку по адресу: <адрес> используемый для сброса сточных вод в водный объект - реку Екатерингофку, до достижения нормативов допустимого сброса, утвержденных Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТрансСтройЖелезобетон» государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья О.В.Муравлева