Дело № 2- 1224/18

Изготовлено 03.05.2018г.                            

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 апреля 2018 г.                                г.Ярославль

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Нуваховой О.А.,

при секретаре Бондаревой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обеспечении соблюдения требований природоохранного законодательства,

установил:

Ивановский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», в котором просил обязать ответчика устранить нарушения природоохранного законодательства, произвести повторную инвентаризацию образуемых отходов от деятельности объектов нецентрализованного водоотведения <адрес> по результатам которой учесть в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение такие отходы, как отходы (осадки) из выгребных ям (код по ФККО 7 32 100 01 30 4), обязать ответчика вести учет образуемых от деятельности объектов нецентрализованного водоотведения на указанных станциях.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды и природопользование установлено, что Ярославской дистанцией гражданских сооружений – СП Северной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – филиала ОАО «РЖД» в 2013 года разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещения для производственных участков Ярославской дистанции, в котором не отражены и не учтены отходы (осадки) из выгребных ям, которые образуются в результате эксплуатации объектов нецентрализованного водоотведения уборных, расположенных на железнодорожных станциях. Осуществление деятельности с нарушением требований природоохранного законодательства РФ нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «ТрансавтоСнаб», Управление Федеральной службы п надзору в сфере природопользования по Ивановской области, ИП Мамаев А.Д.

В судебном заседании представитель истца Текеев Б.М. исковые требования поддержал по доводам искового заявления, дополнительно пояснил, что в соответствии с действующим законодательством отходы, образуемые в выгребных ямах, то есть объекты нецентрализованного водоотведения, являются жидкими бытовыми отходами, поэтому ответчик обязан вести учет образуемых отходов от деятельности объектов нецентрализованного водоотведения, согласно объяснениям Мамаева А.Д., основным видом его деятельности является сбор и транспортировка отходов 1-4 класса опасности, в том числе жидких бытовых отходов из выгребных ям, он имеет соответствующую лицензию, с ОАО «РЖД» у него был заключен договор, по которому он вывез отходы из выгребных ям в МУП «Владимирводоканал», работники ОАО «РЖД» попросили его указать в счетах на выполненные работы, что им были приняты сточные воды, однако все отходы из выгребных ям он всего учитывал как жидкие бытовые отходы.

Представители ответчика ОАО «РЖД» по доверенностям Горинская О.Л., Фролова О.А., Казанцев Ю.А. исковые требования не признали по доводам письменного отзыва на иск, дополнительно пояснили, что в соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления, в случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними регулируется нормами водного законодательства, ОАО «РЖД» заключен договор с ИП Мамаевым А.Д., по условиями которого он осуществляет откачку сточных вод с уборных, в свою очередь, Мамаевым А.Д. заключен договор с МУП «Владимирводоканал» на прием сточных вод, следовательно, жидкие фракции из уборных на станциях удаляются путем их отведения в водные объекты, поэтому данные отходы являются сточными водами.

Представитель ООО «ТрансавтоСнаб» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных объяснениях указал, что с ОАО «РЖД» заключен договор оказания автотранспортных услуг с использованием транспортных средств, заявок на перевозку жидких бытовых отходов или опасных грузов от ОАО «РЖД» не поступало, информацией о составе и способе удаления откаченных фракций не располагает.

Третьи лица Управление Федеральной службы и надзору в сфере природопользования по Ивановской области, ИП Мамаев А.Д. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что исковые требования Ивановского транспортный прокурора удовлетворению не подлежат.

Как следует из материалов дела, 29.06.2016 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по Ивановской области Ярославской дистанции гражданских сооружений – СП Северной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений СП СЖД - филиала ОАО РЖД» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (Т.1 л.д.12-29).

В ходе проведенной Ивановской прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства Ярославской дистанцией гражданских сооружений установлено, что в результате эксплуатации объектов нецентрализованного водоотведения <адрес> образуются отходы (осадки) из выгребных ям

Данные отходы не отражены в действующем проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем Ивановский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 2).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (часть 3).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 4).

Отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ).

Таким образом, обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства в части разработки проектов нормативов образования отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, фекальные отходы нецентрализованной канализации, а именно: отходы (осадки) из выгребных ям (7 32 100 01 30 4), отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (7 32 101 01 30 4), - представляют собой отходы IV класса опасности (по последней цифре кода).

В письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ 04.04.2017 N 12-47/9678 даны официальные разъяснения, в соответствии с которыми целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445.

Так, название блока 7 ФККО ("отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов") дополнено словами "за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)".

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

Таким образом, сам факт отсутствия присоединения выгребных ям уборных на железнодорожных станциях, к центральной системе канализации, не исключает оценки таких жидких бытовых отходов, как сточных вод.

По делу установлено, что откачку сточных вод с уборных, расположенных на станции <адрес> осуществлял ИП Мамаев А.Д., что подтверждается счетом №195 от 06.12.2017г.

Между ИП Мамаевым А.Д. и МУП «Владимирводоканал» заключен договор на прием сточных вод. Как следует из объяснений Мамаева А.Д., которые он дал в ходе опроса заместителю Ивановского транспортного прокурора, отходы из железнодорожных станций он вывез в МУП «Владимирводоканал», то есть как сточные воды

Таким образом, жидкие фракции из выгребных ям на указанных станциях были удалены путем их отведения в водные объекты, в связи с чем, данные отходы относятся к сточным водам, для которых не требуется наличие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Доказательств того, что жидкие фракции из выгребных ям удалялись иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, истцом не представлено. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░

░.░.░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1224/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ивановский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прок-ры
Ответчики
ОАО РЖД
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области
ООО "ТрансАвтоСнаб"
Мамаев Андрей Дмитриевич
Ярославская дистанция гражданских сооружений филиала ОАО РЖД
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
18.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.01.2018Передача материалов судье
22.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2018Судебное заседание
21.02.2018Судебное заседание
30.03.2018Судебное заседание
30.03.2018Судебное заседание
24.04.2018Судебное заседание
03.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2018Дело оформлено
21.06.2018Дело передано в архив
24.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее