дело № 2-64/2022
УИД 10RS0008-01-2021-002181-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2022 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гром А.А. к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» о признании незаконным постановления, признании права на предоставление жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Иск с учетом его изменения мотивирован тем, что истец Гром А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, её мать Гром О.А. лишена родительских прав, отца нет. Постановлением Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 968 от 27.10.2021 был установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес> в связи с тем, что площадь указанного жилого помещения не соответствует учетной норме, истец была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в обеспечении жилыми помещениями по Медвежьегорскому муниципальному району. Постановлением Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 09 от 11.01.2022 постановление Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 968 от 27.10.2021 признано утратившим силу в связи с тем, что обстоятельства, являвшиеся причиной невозможности проживания истца в жилом помещении, отпали. Гром А.А. просит признать незаконным постановление Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 09 от 11.01.2022 о признании утратившим силу постановления № 968 от 27.10.2021, признать право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996, обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 33.1 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, Гром О.А. и Гром А.А.
В судебном заседании истец Гром А.А. исковые требования по изложенным основаниям поддержала, дополнив, что вступившим в законную силу решением Медвежьегорского районного суда от 28.04.2022 ей отказано в удовлетворении иска о принудительном обмене ранее занимаемого жилого помещения. При этом она не является членом семьи нанимателя квартиры и проживающей в квартире Гром А.А., в квартире длительное время не проживает, проживание в квартире невозможно, с матерью Гром О.А. отношений не поддерживает, размер дохода не позволяет самостоятельно обеспечить себя жильем.
Представитель ответчика Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия. В письменном отзыве указывает, что постановлением от 27.10.2021 № 968 факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении был установлен ошибочно, поскольку учетная норма площади жилого помещения, установленная решением Совета Челмужского сельского поселения от 25.02.2009 № 144, составляющая 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, с учетом площади квартиры 45,6 кв.м и четырех зарегистрированных в ней лиц была соблюдена. Отменяя постановление от 27.10.2021 № 968, Администрация руководствовалась предусмотренным ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правом на отмену принятого постановления, оспариваемое истцом постановление от 11.01.2022 № 09 принято правомерно. Вступившим в законную силу решением Медвежьегорского районного суда от 28.04.2022 установлено обстоятельство, при котором проживание истца в ранее занимаемом жилом помещении невозможно, однако в связи с достижением Гром А.А. возраста 23 лет право на обеспечение жилым помещением по основаниям абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ у истца отсутствует.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия.
Третьи лица Гром О.А. и Гром А.А. не явились, надлежаще извещались, судебные извещения возвращены по истечении срока хранения.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям, оставшимся без попечения родителей, относит лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Закона).
Согласно ст. 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия: по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела, решением Медвежьегорского районного суда от 08.04.2005 Гром О.А. была лишена родительских прав в отношении Гром А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно свидетельству о рождении Гром А.А. в графе отец стоит прочерк. Постановлением Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 15.04.2005 № 277 над несовершеннолетней Гром А.А. была установлена опека, опекуном назначена бабушка - Гром Т.В., за Гром А.А. до её совершеннолетия закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Устанавливая постановлением от 27.10.2021 № 968 факт невозможности проживания Гром А.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>, Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» исходила из того, что Гром А.А. относится к категории детей-сирот и лиц из их числа, общая площадь ранее занимаемой квартиры не соответствует учетной норме.
Решением Совета Челмужского сельского поселения от 25.02.2009 № 144 установлена учетная норма площади жилого помещения 10 кв.м общей площади на одного человека, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно справке Администрации Челмужского сельского поселения о лицах, зарегистрированных по адресу, <адрес>, с учетом сведений о смерти Гром Т.А., на дату принятия постановления от 27.10.2021 № 968 в указанной квартире были зарегистрированы три человека, площадь квартиры составляла 45,6 кв.м, соответственно учетная норма была соблюдена.
Постановлением Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 11.01.2022 № 09 постановление от 27.10.2021 № 968 «Об установлении факта невозможности проживания Гром А.А. в ранее занимаемом жилом помещении и включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» признано утратившим силу.
Согласно подп. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц при наличии того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и их должностные лица вправе отменить или приостановить действие принятых ими муниципальных правовых актов.
Учитывая, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, зарегистрированное по адресу <адрес>, соответствовала учетной норме площади жилого помещения, у Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» не имелось предусмотренных подп. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ оснований для установления факта невозможности проживания Гром А.А. в ранее занимаемом жилом помещении. При таком положении, у Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 11.01.2022 № 09 имелись основания для признания утратившим силу постановления от 27.10.2021 № 968.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признано невозможным при установлении любого из обстоятельств, с наличием которых законодательство Российской Федерации или субъекта Российской Федерации связывает указанный факт.
Подпунктом 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Материалами дела подтверждается, что Гром А.А., до достижения возраста 23 лет обратилась в Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении. В связи с исключением из Списка истец обратилась за судебной защитой 16.12.2021. Возраста 23 лет истец достигла 27.03.2022. Определением суда от 14.03.2022 производство по настоящему делу приостанавливалось до разрешения дела по предъявленному 22.02.2022 иску Гром А.А. к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район», Грому А.А., Гром О.А. о принудительном обмене жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Вступившим в законную силу 31.05.2022 решением Медвежьегорского районного суда от 28.04.2022 по делу № 2-232/2022 в удовлетворении иска Гром А.А. о принудительном обмене ранее занимаемого жилого помещения отказано. Решением в числе иных обстоятельств установлено, что нанимателем квартиры по адресу: <адрес> является Гром А.А., в квартире проживает Гром О.А., которая лишена родительских прав в отношении истца, ведет асоциальный образ жизни. Гром О.А. и Гром А.А. членами семьи истца не являются, общее хозяйство не ведется, родственные связи между данными лицами и Гром А.А. утрачены.
Суд приходит к выводу, что проживание Гром А.А. в ранее занимаемом жилом помещении противоречит интересам истца, поскольку в квартире проживает Гром О.А., которая лишена родительских прав в отношении истца и ведет асоциальный образ жизни, Гром О.А. и наниматель квартиры Гром А.А. членами семьи не являются, общее хозяйство не ведут, семейные отношения утрачены.
Исследованные доказательства подтверждают, что истец относится к лицам, оставшимся без попечения родителей в связи с тем, что мать истца была лишена родительских прав, а отца нет; до достижения возраста 23 лет истец обратилась в Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» по вопросу признания её нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда и до достижения возраста 23 лет была включена в соответствующий Список; в связи исключением из Списка истец до достижения ею возраста 23 лет обратилась за судебной защитой своего права на предоставление жилья; вступившим в законную силу решением суда истцу отказано в принудительном обмене ранее занимаемого жилого помещения.
Поскольку судом установлена невозможность проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с тем, что такое проживание противоречит интересам истца, в принудительном обмене ранее занимаемого жилого помещения истцу отказано, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания права Гром А.А. как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы ответчика о том, что в связи с достижением возраста 23 лет истец не вправе претендовать на предоставление жилого помещения по основаниям, установленным Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, суд полагает несостоятельными.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23-летнего возраста без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Исключение Гром А.А. из Списка было вызвано утратой обстоятельств, являвшихся причиной невозможности её проживания в жилом помещении – обеспеченность жилым помещением более учетной нормы площади жилого помещения. При этом обстоятельства невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении в связи с лишением матери родительских прав, утратой родственных связей и семейных отношений, хотя и не были оценены ответчиком, однако существовали на дату вынесения 27.10.2021 постановления № 968. В соответствующий Список истец была включена до достижения ею возраста 23 лет. В ходе рассмотрения дела в суде факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении нашел своё подтверждение. При установленных фактических обстоятельствах достижение истцом к моменту разрешения спора возраста 23 лет не является основанием для лишения Гром А.А. гарантированного права на получение мер государственной социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
При подаче иска истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в указанном размере.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать право Гром А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить Гром А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Взыскать с Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» в пользу Гром А.А. государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Полный текст 14 июня 2022 года.