Решение по делу № 2а-1187/2021 от 24.06.2021

Дело № 2а-1187/2021

УИД № 47RS0014-01-2021-001471-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Приозерск                                                                      11 августа 2021 г.

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего Левичевой Н.С.

при секретаре ФИО3

с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязании принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, в котором просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> принять ФИО2 на учет граждан, нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска указано, что <адрес>, расположенный по адресу <адрес>, в котором административный истец зарегистрирован по месту жительства, сгорел в мае 2020 года. Административный истец обратился к ответчику с заявлением для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма. Однако ФИО2 было отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Руководствуясь ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации истец считает, что поскольку он на сегодняшний день не обеспечен жильем, до настоящего момента зарегистрирован по адресу сгоревшей квартиры, у него есть основания признания его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма. (л.д. 3-6)

В отзыве на административный иск административный ответчик администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в удовлетворении заявленных требований просит отказать, ссылаясь на то, что административным истцом не доказан факт нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым постановлением. Оспариваемое постановление издано в пределах установленных норм действующего законодательства. Административным истцом пропущен трехмесячный срок для оспаривания постановления. (л.д. 127-130)

В судебном заседании административный истец ФИО2 просил удовлетворить административный иск, поддержал доводы, изложенные в нем. Также просил восстановить срок для оспаривания постановления в связи с тем, что он пропущен по уважительной причине. Пояснил, что в Приозерском городском суде <адрес> рассматривалось административное дело № 2а-483/2021 по административному иску его сына ФИО4 к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, обязании принять на учет. Решением суда административный иск        ФИО4 удовлетворен частично, признано незаконным постановление об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на администрацию муниципального образования возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 Поскольку в выписке из решения, имеющейся у административного истца, видно, что в отношении него и его сына принято одно решение заседания общественной жилищной комиссии при администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, административный истец полагал, что при рассмотрении дела а-483/2021 об оспаривании постановления, вынесенного на основании одного и того же решения, судом будет разрешен вопрос и о его нарушенных правах.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> ФИО5 в судебном заседании придерживалась доводов, изложенных в отзыве на иск, просила отказать в удовлетворении требований ФИО2, настаивала на пропуске административным истцом срока обращения в суд.

Суд, выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, считает требования подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев (часть 1).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2).

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации также определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (часть 3).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).

Согласно п. 3 ст. 3 областного закона Ленинградской области от 26 октября 2005 г. № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Форма заявления о принятии на учет и перечень документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждаются Правительством Ленинградской области.

25 января 2006 г. правительством Ленинградской области принято постановлением № 4 «Об утверждении перечня и форм документов по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Ленинградской области».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Частью 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи.

Судом установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения является ФИО6 (л.д. 210)

Решением Приозерского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворен иск ФИО6 к ФИО2, ФИО7, ФИО4 о выселении. Судом постановлено выселить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО2 продал          ФИО6 указанное жилое помещение, собственником является ФИО6 (л.д. 123-126)

Из материалов дела видно, что решение суда не исполнено, как следует из пояснений административного истца, в связи с примирением ФИО2 и ФИО6 Истец до сих пор зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой формы 9.

Жилой <адрес> сгорел, что подтверждается справкой ОНД <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и материалом проверки КРСП-21 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8)

ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Административный истец дал согласие на проверку представленных сведений. В заявлении о принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма административный истец также указал, что относится к категории граждан, имеющим право на обеспечения жилыми помещениями вне очереди, при этом не указав соответствующее основание. К заявлению административный истец приложил копию паспорта, копию справки о пожаре, копию справки из ГУП «ГУИОН». (л.д. 46-48)

В выписке из протокола заседания общественной жилищной комиссии администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в графе «Причина обращения» указано: собственности не имеет, размер дохода на 1 члена семьи составляет 0 руб. (при величине порогового значения дохода 22 274 руб.; в графе «Предложение/решение» указано: отказ п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. (л.д. 207)

В представленной административным истцом выписке из решения заседания общественной жилищной комиссии при администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) в графе «Причина обращения» указано: согласно представленным документам жилой дом по месту регистрации уничтожен в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, в установленном законодательством порядке непригодным для постоянного проживания граждан дом не признан. Собственности не имеют (по данным Росреестра). Размер дохода на 1 члена семьи составляет 0 руб., (при величине порогового значения дохода 22 158 руб.) – невозможно определить размер дохода. Имеется вступившее в законную силу решение Приозерского городского суда о выселении и снятии с регистрационного учета ФИО2 и ФИО4 по данному адресу, которое в настоящее время не исполнено. (л.д. 18)

Постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ФИО2, зарегистрированному по адресу: <адрес>, Приозерский муниципальный район, <адрес>, составом семьи 1 человек, отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. (л.д. 57)

Административный истец в административном иске указывает, что имеются основания для признания его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Между тем, в оспариваемом постановлении конкретные основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях административным ответчиком не приведены, имеется только ссылка на п. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В протоколе заседания жилищной комиссии указано, что жилое помещение, в котором зарегистрирован административный истец не признано в установленном порядке непригодным к проживанию, невозможно определить размер дохода, имеется вступившее в законную силу решение суда о снятии административного истца с регистрационного учета.

Таким образом, из материалов дела не следует, в связи с чем представленные административным истцом документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Оспариваемое постановление администрации является немотивированным, так как в нем отсутствуют указание на это обстоятельство и какое-либо обоснование отказа в признании нуждающимся в жилом помещении по основанию            п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, суд отмечает, что административный истец, указывая о наличии права на внеочередное получение жилого помещения, не представил надлежащие доказательства и не указал соответствующее основание в заявлении.

Согласно абзацу 2 п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27 сентября 2016 г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Таким образом, оспариваемое постановление не соответствует требованиям ч. 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, а также создает препятствия к осуществлению права на обеспечение его жилой площадью в размерах и в порядке, установленном законом.

При указанных обстоятельствах постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 17 ноября 2020 г. является незаконным.

Согласно ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления ФИО2

При этом суд признает уважительными причины пропуска срока обращения ФИО2

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 5 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено названным кодексом.

Административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, направлен почтовой связью ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском, установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока.

Как видно из выписки из решения заседания общественной жилищной комиссии при администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), имевшейся у административного истца, решение было принято в отношении административного истца ФИО2 и его сына ФИО4

В производстве Приозерского городского суда <адрес> находилось административное дело № 2а-483/2021 по административному иску ФИО4 к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ , обязании принять на учет.

Решением Приозерского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО4 удовлетворен частично, признано незаконным постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». На администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 (л.д. 138)

Административный истец ФИО2 просит восстановить срок на подачу административного иска в суд, ссылаясь на то, что полагал, что решением Приозерского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-483/2021 будет разрешен вопрос и о его правах, поскольку в рамках данного дела судом рассматривался вопрос о законности постановления от ДД.ММ.ГГГГ        , принятого на основании того же решения общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, что и в отношении административного истца.

Суд находит данные доводы административного истца заслуживающими внимания, и приходит к выводу, что срок подачи административного искового заявления пропущен ФИО2 по уважительной, в связи с чем указанный срок подлежит восстановлению.

С учетом выводов суда об отсутствии в оспариваемом постановлении оснований для отказа в постановке административного истца на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье, суд по своей инициативе не вправе разрешать вопрос о правах ФИО2, тем самым подменяя собой уполномоченные органы местного самоуправления. Следовательно, требования ФИО2 обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> принять его на учет граждан, нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО2 к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязании принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 17 ноября 2020 г. «Об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области повторно рассмотреть заявление ФИО2 о постановке на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО2 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области.

Судья                                                                              Н.С. Левичева

Решение принято в окончательной форме 11 августа 2021 г.

2а-1187/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Беляев Вячеслав Владимирович
Ответчики
Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Суд
Приозерский городской суд Ленинградской области
Судья
Левичева Надежда Сергеевна
Дело на сайте суда
priozersky.lo.sudrf.ru
24.06.2021Регистрация административного искового заявления
25.06.2021Передача материалов судье
29.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2021Подготовка дела (собеседование)
16.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2021Судебное заседание
11.08.2021Судебное заседание
11.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее