<....>
№__ Дело № 2а-262/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
рассмотрев 17 мая 2021 года в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми дело по административному иску Анисимова В.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 5 УФСИН России по Кировской области, ФСИН России об отмене решения о переводе в строгие условия содержания,
УСТАНОВИЛ:
Анисимов В.В. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам об отмене решения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области о переводе в строгие условия содержания. В обоснование своих требований указал, что 06.06.2019 он был принят официально на работу <....> ФКУ ИК-5, несмотря на то, что у него слабое зрение. Проработав 2 месяца, у него ухудшилось зрение, он обратился в МСЧ-43 ФКУ ИК-5, чтобы его обследовал врач офтальмолог и выписал новый рецепт на очки. Он получил ответ о том, что такого врача нет и надо немного подождать. Исходя из здравого смысла, в дальнейшем, чтобы не испортить зрение и, находясь под защитой Конституции РФ, он отказался от работы до нового обследования врачом офтальмологом и получения очков по новому рецепту. В свою очередь администрация ФКУ ИК-5 водворила его в ШИЗО, где его избили, затем перевели в строгие условия содержания, в строгих условиях он находится по сей день. Прокуратура по Кировской области никаких действий и ответов не дает.
В предварительном судебном заседании 16.03.2021 с использованием видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области административный истец Анисимов В.В. поддержал требования.
В судебном заседании 04.05.2021 с использованием видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области административный истец уточнил свои требования, просил отменить именно решение от 21.08.2019, указав, что 21.08.2019 он был помещен в ШИЗО, на тот период времени у него было слабое зрение, врачи по медицинским показаниям разрешили ему <....> 21.08.2019 он был переведен в строгие условия содержания, 09.04.2020 его перевели в ПКТ (помещение камерного типа), это еще более строгие условия содержания.
Административный истец Анисимов В.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом через администрацию мест лишения свободы. Судом также неоднократно осуществлялись попытки провести судебное заседание с использованием видеоконференц-связи ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области такой возможности суду не представила.
Административные ответчики - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области и ФСИН России о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. В возражениях на иск представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области просил отказать истцу в удовлетворении требований, указав, что предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством меры дисциплинарного воздействия не могут рассматриваться в качестве несоразмерного ограничения его прав, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области соблюдались все требования нормативных документов, регламентирующих условия и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы, доводы осужденного Анисимова В.В. не соответствуют действительности и преследуют цель извлечения личной выгоды. Кроме того, в судебном заседании 04.05.2021 с использованием видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области представитель административного ответчика ФКУ ИК-5 УФСМН России по Кировской области поддержал свою позицию, в том числе по уточненным требованиям Анисимова В.В. об отмене решения от 21.08.2019.
Учитывая сроки рассмотрения дела данной категории, факт того, что позиция сторон была выяснена в судебных заседаниях 16.03.2021 и 04.05.2021, а также тот факт, что судебные заседания неоднократно откладывались из-за не представления суду ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Кировской области возможности рассмотрения дела с участием административного истца посредством видеоконференц-связи, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как закреплено в ст. 17, 21 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
На основании ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В соответствии со ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В исправительных колониях могут создаваться изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Согласно ст. 119 УИК РФ правом применения перечисленных в ст. 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.
В соответствии со ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор; дисциплинарный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима и тюрьмах - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.
На основании ст. 116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.
Согласно ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания.
В соответствии со ст. 120 УИК РФ в обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Согласно Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 3); в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств (п. 20); распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя (п. 21); осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определенных администрацией ИУ, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и прохождения ими обучения по специальности, требующей соответствующей квалификации, а также исходя из наличия рабочих мест, кроме работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных в соответствии с перечнем (п. 24); в установленное распорядком дня время осужденные выстраиваются поотрядно, побригадно в отведенных местах для развода на работу и вывода с работы (п. 25); осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность (п. 28); лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (п. 123); в ИУ осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (п. 124); труд осужденных организуется в соответствии с медицинскими показаниями, степенью трудоспособности и возможностью их трудоиспользования в условиях ЛИУ (п. 142).
Из сообщения ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" от 17.12.2019 усматривается, что Анисимов В.В. в период с __.__.__ за медицинской помощью к врачу-офтальмологу поликлиники № 1 не обращался.
Из выписки из медицинской карты Анисимова В.В. филиала "Медицинская часть № 3" ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России усматривается, что с <....>
21.06.2018 Анисимову В.В. был выписан рецепт на очки с указанием ношения – для чтения.
Постановлением начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 21.08.2019 Анисимов В.В. за нарушение режима отбывания наказания водворен в штрафной изолятор на 5 суток. Постановление объявлено Анисимову В.В. 21.08.2019, от подписи он отказался. В постановлении указано, что <....>
Из акта ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 19.08.2019 №__ усматривается, что осужденный Анисимов В.В., отбывающий наказание в отряде №__ обычных условий отбывания наказания допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что <....>
В объяснениях Анисимов В.В. указал, что 19.08.2019 не вышел на развод на работу с 07.10 до 07.30 в связи с тем, что нарушаются его права осужденного. Какие именно права нарушены, в объяснительной не указано.
Из разнарядки на вывод осужденных на работу в <....> ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области на 19.08.2019 усматривается, что <....>
Постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 26.08.2019 Анисимов В.В. за нарушение режима отбывания наказания водворен в штрафной изолятор на 3 суток. Постановление объявлено Анисимову В.В. 26.08.2019, от подписи он отказался. В постановлении указано, что <....>
Согласно распорядку дня осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, утвержденному приказом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 03.04.2019 №__, <....>
Из справки ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области усматривается, что Анисимову В.В. неоднократно объявлялись выговоры:
<....>
Постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 26.08.2019 Анисимов В.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 26.08.2019 Анисимов В.В. переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания с 26.08.2019. Постановление объявлено Анисимову В.В. 26.08.2019, от подписи он отказался.
Из ответа Кировской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 30.09.2019 усматривается, что <....>
Поскольку все меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность Анисимова В.В., применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством и применены в соответствии с действующим законодательством и с учетом личности осужденного Анисимова В.В., нарушений со стороны администрации ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области судом не установлено, то суд находит требования административного истца об отмене решения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 21.08.2019 о переводе в строгие условия содержания подлежащими отклонению.
На основании п. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку Анисимов В.В. был переведен в ШИЗО 21.08.2019, а в строгие условия содержания решением ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области 26.08.2019, то суд находит, что административный истец Анисимов В.В. пропустил трехмесячный срок обращения в суд с административным иском, так как в суд административное исковое заявление отправлено по почте через администрацию мест лишения свободы 12.02.2021. в Интинский городской суд поступило 24.02.2021.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Анисимову В.В. в удовлетворении административных требований к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 5 УФСИН России по Кировской области, ФСИН России об отмене решения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области от 21.08.2019 о переводе в строгие условия содержания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25.05.2021.
Судья И.М. Румянцева
<....>
<....>