ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-19480/2021
г. Кемерово 17 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В., Зиновьевой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Измайлова Александра Исхаковича, поданную 22 сентября 2021 года, на решение Свердловского районного суда города Красноярска от 8 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 июня 2021 года
по административному делу № 2а-664/2021 по административному исковому заявлению Измайлова Александра Исхаковича о признании незаконным распоряжение жилищной комиссии Свердловского района г. Красноярска № 369 от 22 мая 2020 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Измайлов Александр Исхакович обратился в суд с административным иском к жилищной комиссии Свердловского района г. Красноярска о признании незаконным распоряжения жилищной комиссии № 369 от 22 мая 2020 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязании признать Измайлова А.И. нуждающимся и поставить на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилье, в соответствии с нормами предоставления Российской Федерации.
В обоснование заявленных требование указал, что 28 апреля 2020 года Измайлов А.И. обратился в администрацию Свердловского района г. Красноярска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. 22 мая 2020 года в постановке на учет отказано, поскольку заявителем предоставлены документы, из которых отсутствует документально подтвержденная информация о месте жительства административного истца в г. Красноярске, отсутствует выписка из домовой книги (финансовый лицевой счет) на занимаемое жилое помещение в г. Красноярске, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением. В отношении дочери ФИО1, указанной в качестве члена семьи не предоставлены никакие документы, в том числе копия свидетельства о рождении, копия документа, удостоверяющего личность, документы о признании ее малоимущей.
Считает обжалуемый отказ незаконным, так как предоставил все необходимые документы, подтверждающие временную регистрацию по месту пребывания в КГБУ СО «Центр социальной адаптации» по адресу: <адрес>. Жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес> где он зарегистрирован, подлежит сносу. Дочь в качестве члена семьи он указал ошибочно, так как не понимал, что членов семьи нужно указывать применительно к ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Свердловского районного суда города Красноярска от 8 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 июня 2021 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 22 сентября 2021 года, Измайлов А.И. ставит вопрос об отмене решения Свердловского районного суда города Красноярска от 8 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 июня 2021 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального прав, неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что не могли служить основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ссылки на непредставление выписки из домовой книги, предоставление свидетельства от 18.02.20 № 602 о регистрации административного истца по месту пребывания. Полагает необоснованной ссылку на не предоставление административному ответчику документов на ФИО1 поскольку истец ошибочно указал ее в качестве члена семьи нанимателя. Кроме того, считает, что нет необходимости представлять документы на данное лицо к заявлению, в частности копию паспорта, а иные документы могли быть получены ответчиком по межведомственным каналам связи.
Административный истец ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что с 7 ноября 2008 года Измайлов А.И. по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается предоставленной в материалы дела копией паспорта. Решением Иланского городского совета депутатов Красноярского края №13-55-р от 28 февраля 2017 года многоквартирный жилой дом по указанному выше адресу признан ветхим, аварийным и фактически снесен в 2017 году.
Согласно свидетельству о регистрации № Измайлов А.И. с 14 августа 2020 года по 14 февраля 2021 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, где находится КГБУ СО «Центр социальной адаптации»
1 апреля 2020 года приказом Управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска Измайлов А.И. признан малоимущим в соответствии с Законом Красноярского края от 20.06.2006г. № 19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края».
28 апреля 2020 года Измайлов А.И. обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, приложив копию паспорта, копию свидетельства о регистрации по месту пребывания, копию приказа о признании малоимущим, а также копию справки об инвалидности третьей группы от 1 января 2011 года. При этом в качестве члена семьи в заявлении им была указана дочь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, но документы, касающиеся личности дочери (копию свидетельства о рождении, копию документа, удостоверяющего личность, документов о признании ее малоимущей) не были приложены.
Распоряжением Администрации Свердловского района в г. Красноярске от 22 мая 2020 года № 369 по итогам заседания жилищной комиссии Измайлову А.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку не предоставлены документы, подтверждающие право гражданина стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также сведения о месте жительства Измайлова А.И. в г. Красноярске (выписка из домовой книги), документы в отношении ФИО1 - дочери Измайлова А.И., указанной в заявлении в качестве члена его семьи (документ, удостоверяющий личность, выписка из домовой книги на занимаемое жилое помещение, свидетельство о рождении, документ о признании ее малоимущей).
Об оспариваемом распоряжении от 22 мая 2020 года Измайлов А.И. уведомлен письмом заместителя руководителя Администрации Свердловского района в г. Красноярске от 26 мая 2020 года.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что Измайлов А.И. не имеет регистрации в г. Красноярске, а имеет постоянное место жительства и регистрацию в доме <адрес>, который признан ветхим и подлежащим сносу, при этом многоквартирный жилой дом поставлен в программу расселения на 2022 год и Измайлову А.И. будет предоставлено жилое помещение взамен аварийного.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что у Администрации Свердловского района в г. Красноярске не имелось оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в г. Красноярске.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. (пункт 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (пункт 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 5, статьи 6 Закона Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» от 23.05.2006г. № 18-4751, с заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы, подтверждающие право граждан состоять на учете: 1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя; 1.1) в случае отсутствия в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, сведений о месте жительства - документ, подтверждающий место жительства заявителя (выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания); 2) документы, подтверждающие право проживания одной семьей (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, об усыновлении (удочерении), другие документы); 5) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 9 Закона Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет с представленными к нему документами и документов, полученных по межведомственным запросам, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о принятии на учет в Книге регистрации заявлений в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Закона.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы суда о законности распоряжение Администрации Свердловского района в г. Красноярске от 22 мая 2020г. № 369 об отказе в принятии Измайлова А.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является правильными.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что из приобщенных к делу доказательств отказ в постановке Измайлова А.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в г. Красноярске, вызван, в том числе тем, что административный истец не предоставил документы, свидетельствующие о том, что дочь ФИО1 является членом его семьи, документы, подтверждающие личность, ее место жительства, копию свидетельства о рождении дочери, документы о признании дочери малоимущей. Поскольку Измайлов А.И. претендовал в заявлении от 28 апреля 2020 года на признание себя и члена своей семьи нуждающимися в жилом помещении, дочь была указана в заявлении, поэтому Администрация Свердловского района в г. правомерно отказала в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с непредставлением предусмотренных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы административного истца о том, что административным ответчиком и судом не учтена ошибочность указания в качестве члена семьи ФИО1 были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции им дана фактическая и правовая оценка, не согласится с которой судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что Администрация Свердловского района в г.Красноярске принимала оспариваемое распоряжение от 22 мая 2020 года с учетом указанных Измайловым А.И. сведений о дочери в качестве члена семьи, и о имевшей место, по утверждению административного истца, ошибке последним было заявлено исключительно в иске.
Доводы административного истца относительно незаконности отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по иным основаниям подлежат отклонению судебной коллегией по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку на законность судебных актов не влияют, данные доводы приводились при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанций, им была дана надлежащая оценка.
Судом апелляционной инстанции, с учетом положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984, ссылки административного ответчика на наличие у Измайлова А.И. жилого помещения по адресу: <адрес> и на непредоставление им выписки на жилое помещение в г.Красноярске, где он зарегистрирован по месту пребывания, признаны несостоятельными.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами суда, поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Выводы суда основаны на основе достаточной совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела. Мотивы, по которым суд пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция суда основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Несогласие с оценкой судом имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда города Красноярска от 8 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи