Решение по делу № 33-3423/2023 от 30.08.2023

УИД: 04RS0021-01-2023-001137-49

                                                                    2-1135/2023

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    дело № 33-3423/2023

    Судья Айсуева А.Ц.

    Поступило 30 августа 2023 г.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                             27 сентября 2023 г.

        Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

        председательствующего судьи Вагановой Е.С.,

        судей коллегии Болдонова А.И., Базарова В.Н.,

        при секретаре Масловой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Екимовской Ольги Афанасьевны, Кореевой Людмилы Валентиновны, Кизилёвой Анны Викторовны, Волгаревой Елены Владимировны к ООО "ЦАСС" о признании установленного порядка посещения ООО «ЦААС» незаконным, об обязании обеспечить возможность посещения ООО «ЦАСС» в предложенное истцом время, по апелляционной жалобе истцов Екимовской О.А., Кореевой Л.В., Кизилевой А.В., Волгаревой Е.В. на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 07.07.2023 г., которым постановлено:

Исковые требования Екимовской Ольги Афанасьевны, Кореевой Людмилы Валентиновны, Кизилёвой Анны Викторовны, Волгаревой Елены Владимировны к ООО "ЦАСС" о признании установленного порядка посещения ООО «ЦААС» незаконным, об обязании обеспечить возможность посещения ООО «ЦАСС» в предложенное истцом время - оставить без удовлетворения.

        Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Екимовскую О.А., ответчика Галсанова В.В., его представителя Аюшееву С.Н., представителя Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ Куренова А.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы Екимовская О.А., Кореева Л.В., Кизилёва А.В., Волгарева А.В., обращаясь в суд с исковым заявлением, просили: признать установленный ООО «ЦАСС» порядок посещения приюта по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Нижняя Иволга, ул. Коммунистическая, 154, незаконным; обязать ООО «ЦАСС» обеспечить возможность посещения приютов для животных заинтересованными лицами ежедневно в часы, установленные приютами для животных время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка и дезинфекция помещений; обязать ООО «ЦАСС» обеспечить беспрепятственный допуск общественных инспекторов в области обращения с животными на территорию и во все помещения приюта для животных ежедневно в часы работы приюта, включая дни, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений; обязать ООО «ЦАСС» обеспечить беспрепятственный допуск в приют волонтеров ежедневно в часы работы приюта, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.

Исковое заявление мотивировано тем, что ответчик ООО «ЦАСС» осуществляет деятельность по обращению с животными без владельцев, в том числе проводит мероприятия по отлову и содержанию животных без владельцев в рамках муниципальных контрактов. Деятельность по содержанию животных без владельцев осуществляется ответчиком в приюте для животных по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Нижняя Иволга, ул. Коммунистическая, 154. Ответчиком установлен следующий порядок посещения приюта заинтересованными лицами, волонтерами, а также общественными инспекторами в области обращения с животными: понедельник, среда и суббота с 9.00 до 10.30 ч. По мнению истцов указанный порядок посещения приюта противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права истцов как общественных инспекторов в области обращения с животными и волонтеров приютов для животных. И даже в часы посещения приюта, установленные ответчиком, доступ в приют лиц, желающих оказывать помощь животным и общественных инспекторов в области обращения с животными не обеспечивается. Факт отказа в доступе подтверждается актом общественного контроля, справкой, составленной участковым уполномоченным полиции Базаровым А.Р. и видеозаписью. Полагает, что в соответствии с ФЗ «Об ответственности обращении с животными», а также Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 августа 2020 года № 591 общественный инспектор вправе самостоятельно определить время и продолжительность своего нахождения на территории приюта для животных, при этом какие-либо ограничения могут быть установлен не на усмотрение владельцев приютов для животных, а только федеральными законами.

В зале суда истец Екимовская О.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Также добавила, что она является общественным инспектором в обращения с животными. Ответчик препятствует ей и другим истцам посетить их приют. У нее имеются основания полагать, что ООО «ЦАСС» ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по отлову и содержанию безнадзорных собак.

Истцы Кореева Л.В., Кизилёва А.В., Волгарева Е.В. в зал суда не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик генеральный директор ООО «ЦАСС» Галсанов В.В. в зал суда не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснил, что факты ненадлежащего исполнения обязанностей ООО «ЦАСС» по отлову и их содержанию до перевода в приют не были установлены. Проверяющие и надзорные органы нареканий к работе ООО «ЦАСС» не высказывали. В ООО «ЦАСС» установлен прием посетителей: понедельник, среда и суббота с 9.00 до 10.30 ч. по предварительной записи. Общественные инспекторы, а также волонтеры могут посетить территорию ООО «ЦАСС» в вышеуказанное время. При этом посещение ООО «ЦАСС» общественных инспекторов, волонтеров в другое время может помешать деятельности ООО «ЦАСС», поскольку обязательно необходимо предоставить человека, который их будет сопровождать.

Представитель ответчика ООО «ЦАСС» по доверенности Аюшеева С.Н. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что установленный график приема обусловлен спецификой деятельности приюта. В ООО «ЦАСС» содержатся очень много собак, часть из них агрессивные и опасные для людей. На территории приюта имеются вольеры для содержания отловленных собак, ветеринарный пункт, кормовая. Заказчики по муниципальным контрактам утверждают графики для отлова безнадзорных собак, которые исполняет ООО «ЦАСС», а также при поступлении заявок от населения, выезжают по отлову агрессивных собак. После отлова, собаки помещаются в приют «Дорога домой» 03. Согласно ветеринарного законодательства, в день отлова собаки подлежат ветеринарному осмотру и помещаются на карантин на 10 дней для того, чтобы исключить заражение опасными заболеваниями других животных и людей. После карантина, собака поступает в ветеринарный пункт, который находится там же в приюте, для стерилизации, кастрации, биркования, чипирования и вакционирования от бешенства согласно Федерального закона № 498 от 2020 г. Далее животные подлежат передачи в приют ООО «Ананда», либо другие приюты. Согласно графика приема пищи, собак кормят два раза в день. Кормят собак собачим кормом, у которых есть ветеринарный сопроводительный документ. Воду собакам наливают по мере необходимости, то есть в мисках всегда есть для них вода. Собаки массово не погибают. Приют периодически проверяют заказчики, специалисты управления ветеринарии по условиям содержания собак и выполнение муниципальных контрактов.

Представитель третьего лица комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Ларченко Д.В. возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что со стороны комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ нареканий к работе ООО «ЦАСС» не имеется. Согласен с мнением ответчика, что посещение ООО «ЦАСС» в любое рабочее время может помешать работе ООО «ЦАСС». Все проверки проводятся с обязательным уведомлением ООО «ЦАСС» заблаговременно.

Представители третьих лиц Управления ветеринарии Республики Бурятия, Администрации МО "Иволгинский район", Администрации МО "Заиграевский район", Администрации МО "Тарбагатайский район", Администрации МО "Мухоршибирский район", Администрации МО "Кабанский район", Администрации МО "Селенгинский район", Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в зал суда не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Ранее в судебном заседании представитель Управления ветеринарии Республики Бурятия по доверенности Волк Е.С. возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что предложенный истцами порядок посещения ООО «ЦАСС» может препятствовать деятельности данного учреждения. Со стороны Управления ветеринарии Республики Бурятия нареканий к работе ООО «ЦАСС» не имеется.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истцы Екимовская О.А., Кореева Л.В., Кизилёва А.В., Волгарева А.В. просят решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Согласно ч.8 ст.20 закона «Об ответственном обращении с животными» при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения. При этом не предусмотрено право ограничивать каким-либо образом время такого доступа.

На заседании судебной коллегии истец Екимовская О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Ответчик генеральный директор ООО «ЦААС» Галсанов В.В. и его представитель Аюшеева С.Н. против доводов апелляционной жалобы возражали.

Представитель третьего лица Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ Куренов А.Ю. так же против доводов апелляционной жалобы возражал.

Истец Кореева Л.В. письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Истцы Кизилева А.В., Волгарева Е.В., представители третьих лиц Управления ветеринарии Республики Бурятия, Администрации МО "Иволгинский район", Администрации МО "Заиграевский район", Администрации МО "Тарбагатайский район", Администрации МО "Мухоршибирский район", Администрации МО "Кабанский район", Администрации МО "Селенгинский район", Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено при фактической явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда не подлежит отмене.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее Федеральный закон № 498-ФЗ от 27.12.2018 г.) регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2018 г. общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественный контроль в области обращения с животными не осуществляется в отношении служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти.

Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «ЦАСС» осуществляет деятельность по обращению с животными без владельцев, в том числе проводит мероприятия по отлову и содержанию животных без владельцев в рамках муниципальных контрактов. Деятельность по содержанию животных без владельцев осуществляется ответчиком по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Нижняя Иволга, ул. Коммунистическая, 154. Ответчиком установлен следующий прием посетителей: понедельник, среда и суббота с 9.00 до 10.30 ч. по предварительной записи. В ООО «ЦАСС» содержатся очень много собак, часть из них агрессивные и опасные для людей. На территории приюта имеются вольеры для содержания отловленных собак, ветеринарный пункт, кормовая. Заказчики по муниципальным контрактам утверждают графики для отлова безнадзорных собак, которые исполняет ООО «ЦАСС», а также при поступлении заявок от населения, выезжают по отлову агрессивных собак. После отлова, собаки помещаются в приют «Дорога домой» 03. Согласно ветеринарного законодательства, в день отлова собаки подлежат ветеринарному осмотру и помещаются на карантин на 10 дней для того, чтобы исключить заражение опасными заболеваниями других животных и людей. После карантина, собака поступает в ветеринарный пункт, который находится там же в приюте, для стерилизации, кастрации, биркования, чипирования и вакционирования от бешенства согласно Федерального закона № 498 от 2020 г. Далее собаки передаются в приют ООО «Ананда», либо другие приюты для пожизненного содержания.

Приказом Минприроды России от 12.08.2020 N 591 установлен порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, согласно которому гражданин, намеренный оказывать содействие органам государственного надзора и получивший удостоверение общественного инспектора в области обращения с животными по форме согласно Приложению 4 к настоящему приказу, в порядке, установленном Приложением 3 к настоящему приказу, уполномочен осуществлять общественный контроль в области обращения с животными.

Общественные инспекторы в области обращения с животными имеют права и несут обязанности, установленные частями 5 и 6 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ).

Общественные инспекторы в области обращения с животными имеют право самостоятельного доступа только на территорию приюта для животных и в его помещения.

При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи).

Также Постановлением Правительства Республики Бурятия от 12 февраля 2020 г. № 71 «Об утверждении порядка организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них на территории Республики Бурятия» в статье 6 установлены требования к посещению приютов добровольцами (волонтерами), гражданами и владельцами животных в целях поиска потерявшихся животных.

Согласно статье 6.1 Постановления Правительства Республики Бурятия от 12 февраля 2020 г. № 71 порядок посещения приютов добровольцами (волонтерами), гражданами и владельцами животных в целях поиска потерявшихся животных включает следующие требования:

- гражданами и владельцами животных посещение приютов осуществляется в установленное приютами время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка и дезинфекция помещений;

- добровольцами (волонтерами) посещение приютов осуществляется в часы, установленные режимом работы приютов, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка и дезинфекция помещений;

- привлечение добровольцев (волонтеров) и оказание помощи в содержании и реабилитации животных осуществляется с согласия руководства приютов (уход за животными, выгул, кормление, чистка животных, уборка помещений приютов, дрессировка и приучение животных к поводку и наморднику, поиск новых владельцев животных);

- передвижение посетителей по территории приютов обеспечивается с сопровождением ответственных сотрудников приютов;

- в приюты не допускаются дети до 16 лет без сопровождения взрослых, лица в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Также при посещении животных в приютах посетителям приютов, добровольцам (волонтерам) запрещается:

- находиться в карантинном помещении;

- без необходимости прогуливаться вблизи вольеров, вызывая тем самым возбуждение и неконтролируемую агрессию животных;

- самовольно давать животным какие-либо ветеринарные или медицинские препараты;

- выгуливать на территории и за пределами территории приютов одновременно более двух собак без использования поводка и намордника, выпускать собак из вольеров без поводков и намордников;

- приносить и вскармливать животных кормами и продуктами, не разрешенными к кормлению;

- использовать животных для попрошайничества во время выгула вне границ территории приютов;

- производить самостоятельную стрижку когтей, чистку ушей, зубов, глаз, параанальных желез и других сложных ветеринарно-гигиенических процедур (статья 6.2 Постановления Правительства Республики Бурятия от 12 февраля 2020 г. № 71).

         Суд принял во внимание показания свидетелей Мордвиной Е.Н., Максарова В.И., Буинова Б.В., которые подтвердили факт того, что ООО «ЦАСС» в силу специфики работы не может обеспечить часы приема в любой рабочий день, а также любое рабочее время. Установленный график приема обусловлен спецификой деятельности приюта.

         Екимовская О.А. обращалась в полицию с заявлением, что ее не впускают в приют. Однако по данному обращению в ходе проведенной проверки участковым уполномоченным не подтвердился факт отказа пройти на территорию ООО «ЦАСС» в установленные часы и дни приема.

        Также судом исследовались материалы проверки по заявлениям граждан о жестоком обращении с животными на территории ООО «ЦАСС», однако данный факт не подтвердился, о чем О МВД России по Иволгинскому району неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

            Общественный инспектор в области обращения с животными и волонтеры при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными обязаны в силу ч. 6 ст. 20 Федерального закона № 498-ФЗ: соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; не создавать препятствия деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

            Посещение в любое время животных Правилами посещения приюта препятствует осуществлению деятельности ООО «ЦАСС», поскольку для осуществления деятельности на территории приюта необходимы санитарные дни для проведения санитарно-гигиенических обработок и зоотехнических мероприятий. Кроме, того посещение приюта должно контролироваться со стороны администрации приюта, что может быть затруднительно в любое время рабочего дня по желанию истцов.

    Генеральный директор ООО «ЦАСС» Галсанов В.В. суду апелляционной инстанции пояснил, что он несет ответственность за безопасность лиц, посещающих приют для животных. В ООО «ЦАСС» содержатся очень много собак, часть из них агрессивные и опасные для людей. Для посещаемых лиц об обязан выделить сопровождающего из числа работников приюта для животных. У него в штате 12 работников, которые занимаются отловом агрессивных собак по заявкам граждан. Соответственно нет возможности помимо времени, установленного для посещения приюта заинтересованными лицами, в том числе общественным инспекторам, выделять для них сопровождающих.

      Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

       Решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 7 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

        Председательствующий

       Судьи

33-3423/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кореева Людмила Валентиновна
Екимовская Ольга Афанасьевна
Волгарева Елена Владимировна
Кизилёва Анна Викторовна
Ответчики
ООО ЦАСС
Другие
Администрация МО Заиграевский район
Администрация МО Иволгинский район
администрация МО Кабанский район
Администрация МО Тарбагатайский район
Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Аюшеевой С.Н. представитель ЦАСС
Комитет городского хозяйства по Республике Бурятия
Управление ветеринарии Республики Бурятия
Администрация МО Селенгинский район
Администрация МО Мухоршибирский район
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Айсуева Арюна Цыдендамбаевна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
30.08.2023Передача дела судье
27.09.2023Судебное заседание
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2023Передано в экспедицию
27.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее