1 инст. 12-59/2023
дело №7-55/2023
РЕШЕНИЕ
г. Салехард 21 марта 2023 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Старовойтов Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу И.о. директора ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» Кондратовой Г.Б. на решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Салехарда по пожарному надзору - заместителя начальника надзорной деятельности и профилактической работы по МО г. Салехард УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯНАО Путинцева Р.А. от 12 января 2023 года №50 Государственное казенное образовательной учреждение «окружая санаторно-лесная школа» (далее- ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа») признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 февраля 2023 года указанное постановление должностного лица изменено, назначено наказание в размере 150 000 руб., в остальном постановление оставлено без изменения.
В жалобе И.о. директора ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» Кондратовой Г.Б ставится вопрос об отмене решение суда, прекращении производства по делу об административном правонарушении. Приводит доводы о заключении государственного контракта по выполнению работ по капитальному ремонту, в рамках которого школа приемкой работ, связанных с соблюдением пожарной безопасности не занималась, как следствие, школа не должна нести ответственность за действий третьих лиц. Указывает, что за период работы школа ни разу не привлекалась к административной ответственности за нарушение право пожарной безопасности.
Представитель ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» Манзырев Р.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда округа на доводах жалобы настаивал.
Государственный инспектор по пожарному надзору Путинцев Р.А. просил решение суда оставить без изменения, указав, что пробы дерева брались в непрокрашенных местах.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения представителей, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 ст.20.4 КоАП РФ.
В силу ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон «О пожарной безопасности») ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» на праве оперативного управления владеет четырехэтажным зданием, расположенным по <адрес>.
По результатам проведенной Отделом надзорной деятельности ГУ МЧС России по ЯНАО выездной проверки 16 декабря 2022 года на данном объекте установлены нарушения требований пожарной безопасности, отражённые в акте от 16 декабря 2022 года, которые не оспаривались представителем ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» на момент составления акта.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 этого Кодекса.
Совокупность установленных заместителем главного государственного инспектора г. Салехарда по пожарному надзору и судом первой инстанции фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы суда первой инстанции сомнений не вызывают.
Установив, что ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» после проведения проверки приняло меры, направленнее на устранение нарушений требований пожарной безопасности, включающие оформление журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, организовало работы по обслуживанию вентиляционной системы, отрегулировало уровень звукового сигнала системы оповещения и управления эвакуации людей, суд первой инстанции, правомерно применив ч.ч.3.2, 3.3. ст.4.1 КоАП РФ, снизил размер штрафа до 150 000 рублей.
Само по себе заключение государственного контракта для государственных нужд ЯНАО, в котором отсутствуют меры по противопожарной безопасности на выполнение работ по капительному ремонту, не может являться правовым основанием для освобождения от обязанностей по соблюдение правил противопожарной безопасности.
Как верно установлено судом, в период со 2 апреля 2019 года по 15 июля 2022 года в здании школы проводился ремонт. Вместе с тем, образовательная деятельность школы была возобновлено 22 августа 2022 года, однако, за истекший до начала проверки период ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» не приняло мер для приведения объекта в соответствии с требованиями противопожарной безопасности, что свидетельствует о бездействии.
Доводы поданной в суд округа жалобы о непривлечении ранее к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, как следствие малозначительности совершенного административного правонарушения, направлены на прекращение производства по данному делу об административном правонарушении в отсутствие для этого правовых и фактических оснований при установленной и доказанности тех обстоятельств, что у ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст.2.1 этого Кодекса).
Совершенное ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, посягает на общественные отношения в области пожарной безопасности, создает угрозу жизни и здоровью граждан, в частности, детей. С учетом характера и степени потенциальной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено. Применение положений ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного разрешить дело и рассматривать жалобы. Таким образом, изложенные в жалобе доводы не свидетельствуют о возможности освобождения ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Допущенные ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» нарушения норм пожарной безопасности могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, тогда как необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения, с учетом того, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, возложена на надзорный орган законом.
Действуя превентивно, орган вопреки доводам жалобы, провел законную проверку, выявив нарушение.
Суждение апеллятора о том, что чердачные помещения покрыты сертифицированной огнезащитной смесью, а потом акт об обратном в этой части незаконен, ошибочно. Представитель надзорного органа пояснил суду, что проверкой установлено неполное покрытие смесью, что указывает на неполую защиту.
Ссылка на отсутствие данных об использовавшемся приборе для измерения шума устранена, данные о приборе и его поверке представлены суду.
Довод о том, что непредставление данных об испытании и сертификата привело к невозможности оспорить акт, несостоятелен. Своим правом представить доказательства соответствия ремонтных работ требованиям пожарной безопасности до 12.01.2023 учреждение не воспользовалось.
Приложенные к жалобе копии писем от 23 декабря 2022 года, приказа от 23 декабря 2022 года, приказа Департамента образования ЯНАО от 15 февраля 2023 года №097-К, акта от 31 декабря 2022 года, протокола совещания №11 от 16 мая 2017 года с приложением, протоколов испытаний от 17 июля 2019 года, 10 августа 2022 года, выписки из журнала учета первичных средство пожаротушения, документации по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации не опровергают выявленный должностным лицом и судом первой инстанции в рамках настоящего дела об административном правонарушении факт не осуществления в установленный предписанием срок мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
При таких обстоятельствах решение судьи сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Р.В. Старовойтов