Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2019 года г. Абакан
дело № 3а-10/2019
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Киричек О.Ю.,
с участием прокурора Тулиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шоева Владимира Владимировича о признании не действующим в части решения Совета депутатов Аскизского района Республики Хакасия от 30 марта 2017 г. № 73-рс «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования (Кв), устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков, для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования Аскизский район»,
УСТАНОВИЛ:
Шоев В.В. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 30 марта 2017 г. № 73-рс «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования (Кв), устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков, для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования Аскизский район» в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0, 42 для земельных участков под размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что им заключен с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Аскизский район договор аренды земельного участка, где для расчета арендной платы в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, а также порядке и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05, применяется утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент вида разрешенного использования 0,42. По мнению административного истца, применение данного коэффициента противоречит действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, утвердившему основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Устанавливаемый с применением оспариваемого коэффициента размер арендной платы носит экономически необоснованный и дискриминационный характер, ограничивает экономические интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Шоев Ю.В., действующий на основании ордера от 16 октября 2018 г., требования административного искового заявления поддержал, приводя указанные в нём доводы. Дополнительно пояснил, что по его мнению утверждение оспариваемого коэффициента не соответствует принципу предсказуемости, так как размер коэффициента увеличился значительно по сравнению с ранее действующим. Также полагает, что в представленном отчете оценщика не содержится надлежащего обоснования размера оспариваемого коэффициента, поскольку применен сравнительный подход, однако в качестве аналогов использованы сделки с земельными участками, имеющими иной вид разрешенного использования.
Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия (далее – Совет депутатов Аскизского района) Тюмереков В.А., действующий на основании доверенности от 28 ноября 2018 г., требования административного искового заявления не признал, пояснил, что спорный нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов Аскизского района. Оспариваемый коэффициент Кв утвержден с учетом экономического обоснования, что соответствует требованиям действующего законодательства. Ссылку административного истца на нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 полагает необоснованной. Просил в удовлетворении требований административного иска отказать.
Прокурор Тулина О.Е. в своём заключении указала, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Выслушав пояснения сторон, свидетеля, заключение прокурора, исследовав административное исковое заявление и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.
В силу пункта 5 части 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Уставом муниципального образования Аскизский район, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Аскизский район от 20 декабря 2005 г. № 5, с изменениями и дополнениями, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесено к компетенции Совета депутатов Аскизского района (пункт 5 части 1 статьи 22 Устава).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2009 г. № 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в постановлении от 16 июля 2009 г. № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия (далее – Порядок определения размера арендной платы), утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. № 05 (в редакции постановлений Правительства Республики Хакасия от 9 марта 2010 г. № 108, от 10 сентября 2010 г. № 472, от 8 ноября 2012 г. № 744, от 29 апреля 2014 № 203, от 7 октября 2014 № 505, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) установлено, что размер годовой арендной платы за земельный участок определяется по формуле:
Ап = КС x Кв x Ки, где:
Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.,
КС = S x УПКС, где:
S - площадь земельного участка, кв. м,
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, руб./кв. м (УПКС в отношении земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет и предоставленных юридическим и физическим лицам на срок менее одного года, применяется в размере среднего значения УПКС для соответствующего вида разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале);
Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования;
Ки - коэффициент инфляции. В случае если в результате расчетов коэффициент Ки получается не целым числом, он округляется до третьего знака после запятой.
Решением Совета депутатов муниципального образования Аскизский район от 30 марта 2017 г. № 73-рс утверждены коэффициенты для определения размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования Аскизский район.
В пункте 7 таблицы «Земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов» приложения к вышеуказанному решению в редакции решения Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 26 декабря 2017 г. № 92-рс, указано, что для земельных участков с видом разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», коэффициент вида разрешенного использования земельного участка составляет 0,42 (далее – коэффициент Кв).
Вышеуказанное решение с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Аскизского района Республики Хакасия от 26 декабря 2017 г. № 92-рс, официально опубликовано в издании «Официальный вестник», приложение к газете «Аскизский труженик», от 6 апреля 2017 г. № 11, от 29 декабря 2017 г. № 50, и является нормативным правовым актом.
Решение принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы и Уставом муниципального образования.
Между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Аскизский район и Шоевым В.В. заключен договор аренды земельного участка от 24 августа 2018 г. №, в соответствии с которым в Шоев В.В. принял в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью ..... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административно-деловые центры (л.д. 23-25).
В соответствии с данным договором в настоящее время для расчета арендной платы за арендуемый земельный участок с кадастровым № используется коэффициент Кв в размере 0,42, что подтверждается расчетом арендной платы, приложение № 2 к договору аренды земельного участка от 24 августа 2018 г. № (л.д. 25).
В оспариваемой части нормативный правовой акт применяется и затрагивает права и законные Шоева В.В., поскольку от размера коэффициента зависит размер арендной платы за используемый в соответствии с вышеуказанным договором аренды земельный участок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
В качестве экономического обоснования для утверждения спорного коэффициента Кв представитель Совета депутатов Аскизского района ссылается на отчет по экономическому обоснованию коэффициентов вида разрешенного использования (Кв) от 15 февраля 2017 г. №, составленный ООО «Консалтинговый центр «Эксперт-Оценка-Сервис», оценщик ФИО8 (л.д. 80-157).
В указанном отчете размер Кв для земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения (в том числе реконструкции и строительства) административных и офисных зданий делового и коммерческого назначения составляет 0,45 (л.д.81), что не превышает размер утвержденного оспариваемым нормативным правовым актом коэффициента Кв 0,42.
При этом, как следует из представленного отчета от 15 февраля 2017 г. №, при обосновании коэффициента учитывались климатические условия и социально-экономическое положение МО Аскизский район, интересы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенности сектора рынка аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а сами коэффициенты указаны как предельные величины для данной территории (л.д. 83, 86-91, 94-97, 99, 103, 126-127).
Для расчета коэффициента Кв оценщиком использован метод сравнения, в качестве аналогов применялись сделки с земельными участками коммерческого назначения (для строительства магазина) в с. Аскиз, что, в отсутствие сведений о сделках с земельными участками, предназначенными для размещения административных и офисных зданий на данной территории, на что указала свидетель ФИО8 в судебном заседании, не свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства при обосновании размера коэффициента (л.д. 29, 126-127).
Кроме того, суду не представлены доказательства, что оспариваемый коэффициент ущемляет права административного истца в сфере осуществления деятельности по использованию административных, офисных зданий, по сравнению с иными видами экономической деятельности.
С учетом изложенного суд не может согласиться с доводами представителя административного истца о том, что оспариваемый коэффициент Кв в размере 0,42 является экономически необоснованным и дискриминационным.
Нельзя признать обоснованным и довод представителя административного истца о нарушении при утверждении оспариваемого коэффициента принципа предсказуемости.
В силу абзаца третьего Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя, в том числе, из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Приказом Минэкономразвития от 29 декабря 2017 г. № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.
В соответствии с пунктом 7 указанных Методических рекомендаций в целях применения Принципа N 2 (принципа предсказуемости расчета арендной платы) при установлении порядка определения размера арендной платы целесообразно исходить из положений гражданского законодательства Российской Федерации, предполагающих:
добросовестность участников гражданского оборота (пункт 3 статьи 1, пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации);
обязательность для сторон договора исполнения требований закона, принятого после заключения договора (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации);
соответствие договора обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения, а также применение закона, принятого после заключения договора и устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, в случаях, когда таким законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации);
недопустимость частого изменения платы по договору (пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор аренды земельного участка от 24 августа 2018 г. № заключен с административным истцом сроком на 4 года (пункт 2.1 договора).
Расчет арендной платы по договору аренды произведен в соответствии с формулой, утвержденной пунктом 2.2. Порядка определения размера арендной платы и включал в себя оспариваемый коэффициент Кв 0,42 (л.д. 25).
При заключении договора аренды стороны пришли к соглашению (л.д. 23), что арендодатель имеет право изменять размер арендной платы, вводить коэффициенты, но не чаще раза в год (пункт 4.1 договора).
Как следует из представленных договоров аренды земельного участка от 20 апреля 2012 г. № и от 1 августа 2017 г., арендная плата за предоставленные ранее по указанному адресу (<адрес>) земельные участки составляла меньшую сумму.
В то же время, формула применения оспариваемого коэффициента Кв оспариваемым решением не изменялась, а доказательства того, что данный коэффициент в нарушение принципа предсказуемости и условий договора аренды изменялся неоправданно часто, не представлены.
Ранее коэффициент Кв для земельных участков с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий делового и коммерческого назначения» утверждался (л.д. 50, 53) решением Совета депутатов Аскизского района от 28 ноября 2013 г. № 118-рс в размере 0,23 (пункт 7.1 приложения к решению), что также не свидетельствует о частом и необоснованном изменении коэффициента, влияющего на размер арендной платы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат, поскольку решение Совета депутатов муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия от 30 марта 2017 г. № 73-рс в части утверждения коэффициента Кв 0,42 для земельных участков из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пунктам 1, 3 статьи 39.7 ЗК РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, не нарушает права и законные интересы административного истца.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Официальный вестник», приложение к газете «Аскизский труженик».
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований административного искового заявления Шоева Владимира Владимировича к Совету депутатов Аскизского района Республики Хакасия о признании решения Совета депутатов Аскизского района Республики Хакасия от 30 марта 2017 г. № 73-рс «Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования (Кв), устанавливаемых в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков, для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования Аскизский район» не действующим в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,42 земельным участкам, предназначенным для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения – отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Официальный вестник», приложении к газете «Аскизский труженик».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок со дня составления в мотивированной форме.
Председательствующий Вениченко О.В.
В мотивированной форме решение составлено 15 января 2019 г.