Судья: Двуреченских С.Д. Дело № 33а-21316/2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Брыкова Р.Р.,
судей Цыцаркиной РЎ.Р., Редченко Р•.Р’.,
РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощнике СЃСѓРґСЊРё Балабановой Рў.Р.,
с участием прокурора Корнилова П.С.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании 26 августа 2020 РіРѕРґР° апелляционную жалобу Шилова Р’.Р’. РЅР° решение Железнодорожного РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 11 августа 2020 Рі. РїРѕ делу РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Шилова Владимира Васильевича Рє Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха Рѕ признании незаконным решения в„– 17/124 РѕС‚ 04 августа 2020Рі. РѕР± отказе РІ регистрации кандидатом РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РЅР° выборах РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха, назначенных РЅР° 13 сентября 2020Рі., возложении обязанности незамедлительно, после вступления РІ силу решения СЃСѓРґР°, рассмотреть РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ регистрации Шилова Р’.Р’. кандидатом РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области, назначенных РЅР° 13 сентября 2020Рі. выдвинутым РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самовыдвижения РїРѕ Пятимандатному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2,
заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Цыцаркиной РЎ.Р.,
объяснения Шилова В.В.,
представителя избирательной комиссии городского округа Балашиха по доверенности Зиновьевой А.А.,
заключение прокурора Корнилова П.С.,
установила:
Шилов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным итогового протокола рабочей группы по проверке подписей избирателей от 02.08.2020г., решение избирательной комиссии городского округа Балашиха от 04 августа 2020г. № 17/124 об отказе Шилову В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020г., о возложении на избирательную комиссию городского округа Балашиха обязанности незамедлительно, после вступления в силу решения суда, рассмотреть на заседании вопрос о регистрации Шилова В.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области, назначенных на 13 сентября 2020г. выдвинутым в порядке самовыдвижения по Пятимандатному округу № 2.
Требования административного РёСЃРєР° мотивированы тем, что оспариваемое решение Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РѕР± отказе Шилову Р’.Р’. РІ регистрации кандидатом РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РЅР° выборах депутатов Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха, назначенных РЅР° 13 сентября 2020Рі., принято РЅР° основании, как полагает административный истец, незаконного решения рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ проверке подписей избирателей, оформления подписных листов РѕС‚ 02.08.2020Рі., представленных Шиловым Р’.Р’. для регистрации кандидатом РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РЅР° указанных выше выборах РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самовыдвижения. Так, РІ результате проверки 56 подписей избирателей, представленных Шиловым Р’.Р’., РїРѕ основаниям подпункта «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РІ соответствии СЃ Рї.8 СЃС‚.37 указанного Закона, РІСЃРµ РїРѕРґРїРёСЃРё были признаны недействительными, поскольку фамилия, РёРјСЏ, отчество указаны избирателями РЅРµ собственноручно; количество подписей РІ поддержку кандидата РЅРµ отвечает требованиям С‡.1 СЃС‚.29. С‡.1 СЃС‚.30 Закона РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области «О муниципальных выборах РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области» Рё является недостаточным для регистрации кандидата; рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№ внесено РЅР° рассмотрение членов Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха предложение «отказать РІ регистрации» кандидату. Однако административный истец полагает, что Рабочая РіСЂСѓРїРїР° РїСЂРё проверке представленных кандидатом подписных листов должна была руководствоваться РїСЂРё оценке подписей РЅР° предмет РёС… достоверности Рё действительности той РЅРѕСЂРјРѕР№ материального права, которой должна была руководствоваться РІ силу требований Рї.8 СЃС‚.37 Федерального закона в„– 67-ФЗ "РћР± основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации", Р° именно, нормами закона субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ данном случае Закона РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области «О муниципальных выборах РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области». Принимая решение РѕР± отказе Шилову Р’.Р’. РІ регистрации кандидатом РІ Совет депутатов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха членами Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё единогласно принято решение РѕР± отказе Шилову Р’.Р’. РІ регистрации кандидатом РІ депутаты РІ Совет депутатов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РЅР° основании итогового протокола рабочей РіСЂСѓРїРїС‹, принятого без учета положений Закона РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области «О муниципальных выборах РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области». РЎР±РѕСЂ подписей осуществлялся РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном С‡.5 СЃС‚. 29 Закона РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области. Рђ именно, избиратель, Рє которому административный истец обращался Р·Р° поддержкой, сообщал ему данные Рѕ себе Рё РїСЂРѕСЃРёР» сборщика подписей внести сообщенные РёРј данные РІ РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕР№ лист, СЃРІРѕСЋ РїРѕРґРїРёСЃСЊ Рё дату ее внесения избиратель ставил собственноручно.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец требования поддержал в полном объеме.
Представитель Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РїРѕ доверенности Юдкина Р•.Рќ. возражала против удовлетворения требований административного истца РїРѕ основаниям, указанным РІ возражениях РЅР° административный РёСЃРє (Р».Рґ.22-24), представила РІ материалы дела ходатайство Рѕ прекращении производства РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Шилова Р’.Р’. Рє Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха Рѕ признании итогового протокола рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ проверке подписей избирателей, оформления подписных листов РѕС‚ 02.08.2020Рі., понуждении рассмотреть РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ регистрации Шилова Р’.Р’. кандидатом РІ депутаты Совета депутатов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха (Р».Рґ.20-21). Р’ отзыве РЅР° административный РёСЃРє представитель административного истца указала, что решение избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РѕС‚ 04 августа 2020Рі. в„– 17/124 принято без нарушений Рё СЃ соблюдением всех требований избирательного законодательства. Р’ результате проведенной проверки рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№ РїРѕ проверке подписей избирателей, оформления подписных листов признаны недействительными 56 подписей избирателей РїРѕ основаниям, предусмотренным подпунктом «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РІ соответствии СЃ пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (основания - справка РѕР± исследовании РРљР¦ РњРЈ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Балашихинское» РРљР¦ ГУ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области в„– 290/291 РѕС‚ 29.07.2020 Рі.). Отмечено, что РЅРѕСЂРјР°, установленная РІ Рї. 8 СЃС‚. 37 Федерального закона в„– 67-ФЗ "РћР± основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации", РѕР± установлении законом субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации отдельных положений, РІ том числе Рё формы РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРіРѕ листа, РїРѕСЂСЏРґРєР° его заполнения, признания подписей недостоверными Рё недействительными, неверно трактуется административным истцом.
Определением Железнодорожного городского суда Московской области от 11 августа 2020 г. прекращено производство по административному иску Шилова В.В. в части требований о признании незаконным итогового протокола рабочей группы по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов от 02.08.2020г.
Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 11 августа 2020 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Шилов В.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Рзбирательной комиссией РЅР° апелляционную жалобу поданы возражения, РІ которых содержится РїСЂРѕСЃСЊР±Р° РѕР± оставлении решения СЃСѓРґР° без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Шилов В.В. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы и отмене решения суда Дополнительно, в обоснование совей позиции, сослался на положения ст. 76 Конституции Российской Федерации в части применения законодательства субъекта Российской Федерации к спорным правоотношениям.
Представитель Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РїРѕ доверенности Зиновьева Рђ.Рђ. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила отставить решение СЃСѓРґР° без изменения, поддерживая РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ письменных возражениях РЅР° апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, исследовав заверенные надлежащим образом подписные листы, представленные кандидатом Шиловым В.В. в избирательную комиссию и приобщенные к материалам дела по запросу суда апелляционной инстанции, заслушав заключение прокурора, полагавшего, решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без удовлетворения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования устанавливается - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.ч. 1,5 ст. 29 Закон Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ (ред. от 05.03.2020) «О муниципальных выборах в Московской области» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В соответствии с п.п. 8 ч. 24 ст. 30 Закон Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ (ред. от 05.03.2020) «О муниципальных выборах в Московской области» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно п. 11 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.
Пунктом 6.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с п.п. «л» ч. 6.4 ст. 38 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Совета депутатов г.о. Балашиха Московской области от 23 июня 2020 № 06/86 назначены выборы депутатов Совета г.о. Балашиха на 13 сентября 2020г.
Решением избирательной комиссии г.о. Балашиха от 29 июня 2020г. № 3/17 определено количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов по многомандатному избирательному округу (Пятимандатный избирательный округ № 2 минимальный порог – 51 подпись, максимальный – 56 подписей), подлежащие проверке в объеме 100%.
10 и 27 июля 2020г. избирательная комиссия г.о. Балашиха приняла от Шилова В.В. - кандидата на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 2, заявление о выдвижении в порядке самовыдвижения с рядом необходимых документов, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения). Заявленное количество подписей избирателей – 56.
Решением избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рі.Рѕ. Балашиха РѕС‚ 04 августа 2020Рі. в„– 17/124, Шилову Р’.Р’., выдвинутому РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самовыдвижения кандидатом РІ депутаты Совета депутатов Рі.Рѕ. Балашиха РїРѕ Пятимандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2, отказано РІ регистрации РЅР° указанную выборную должность РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием достаточного количества достоверных подписей избирателей РІ поддержку самовыдвижения Шилова Р’.Р’. РїРѕ основаниям, предусмотренным подпунктом «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РІ соответствии СЃ пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (основания - справка РѕР± исследовании РРљР¦ РњРЈ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Балашихинское» РРљР¦ ГУ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области в„– 290/291 РѕС‚ 29.07.2020Рі), поскольку число подписей представленных кандидатом Рё проверенных рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№, признанных достоверными составило 0 подписей избирателей, что является недостаточным для регистрации Шилова Р’.Р’. кандидатом РІ депутаты Совета депутатов Городского РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 РЅР° выборах депутатов Совета депутатов Городского РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха, назначенных РЅР° 13 сентября 2020 РіРѕРґР°.
Разрешая требования административного истца об оспаривании указанного решения избирательной комиссии и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно сослался на отсутствие достаточного количества подписей избирателей для регистрации Шилова В.В.
РР· материалов дела усматривается, что Шиловым Р’.Р’. РІ Рзбирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха представлены подписные листы СЃ 56 РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё избирателей.
РР· итогового протокола рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ РїРѕ проверке подписных листов, оформления подписных листов следует, что кандидатом РЅР° проверку представлено 56 подписей, для регистрации необходимо 51 РїРѕРґРїРёСЃСЊ, проверено 56 подписей, признаны недействительными 56 подписей избирателей РїРѕ основаниям, предусмотренным подпунктом «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РІ соответствии СЃ пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (основания - справка РѕР± исследовании РРљР¦ РњРЈ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Балашихинское» РРљР¦ ГУ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области в„– 290/291 РѕС‚ 29.07.2020Рі), число подписей избирателей, признанных достоверными, составило 0 подписей избирателей, что является недостаточным для регистрации Шилова Р’.Р’. кандидатом РІ депутаты Совета депутатов Городского РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РїРѕ избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 2 РЅР° выборах депутатов Совета депутатов Городского РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха, назначенных РЅР° 13 сентября 2020 РіРѕРґР°.
Согласно справке РѕР± исследовании в„– 290/291 РѕС‚ 29 июля 2020Рі. сотрудника РРљР¦ ГУ РњР’Р” РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области начальника отделения РїРѕ экспертно-криминалистическому обеспечению отдела полиции РјРєСЂ. Железнодорожный отдела РїРѕ РРљРћ РњРЈ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Балашихинское» РРљР¦ ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области: РІ результате проведенных раздельного Рё сравнительного исследований записей, содержащих сведения РѕР± избирателях (РІ графах «Фамилия РёРјСЏ, отчество», «Год рождения (РІ возрасте 18 лет – дополнительно число, месяц рождения», «Адрес места жительства», «Серия Рё номер паспорта или РёРЅРѕРіРѕ документа, заменяющего паспорт гражданина»), Рё рукописные записи РѕС‚ имени лица, осуществляющего СЃР±РѕСЂ подписей (РІ строке «Подписной лист удостоверяю»), РІРѕ всех подписных листах сшивки в„– 2, было установлено, что рукописные записи выполнены РѕРґРЅРёРј лицом.
В ходе рассмотрения административного дела в суде первой инстанции, так и в судебном заседании суда апелляционной инстанции административным истцом подтверждено, что фамилия, имя, отчество в подписных листах указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно.
При указанных выше обстоятельствах, судебная коллегия, исследовав представленные в судебное заседание оригиналы подписных листов, считает, что имеет место нарушение порядка заполнения подписных листов, поскольку в подписных листах, представленных Шиловым В.В. в избирательную комиссию городского округа Балашиха 27 июля 2020г., фамилии, имена, отчества избирателей указаны не лично избирателями, что, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, противоречит п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Отсутствие достаточного количества подписей избирателей в поддержку самовыдвижения Шилова В.В. является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидатом по основаниям п.п. «л» ч. 6.4 ст. 38 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с п. 8 ч. 24 ст. 30 Закон Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ (ред. от 05.03.2020) «О муниципальных выборах в Московской области»).
Каких-либо нарушений РїРѕСЂСЏРґРєР° принятия Рзбирательной комиссией РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха оспариваемого решения, РЅРµ установлено.
Вопреки утверждению Шилова В.В. в оспариваемом решении избирательной комиссии приведено обоснование принятого решения и содержаться ссылки на соответствующие нормы действующего законодательства.
Поскольку требования о возложении на административного ответчика обязанности являются производными от основанного, поэтому они не подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, которым было отказано в удовлетворении требований Шилова В.В. с учетом установленных по делу обстоятельств, при правильном применении норм действующего законодательства.
Довод жалобы о том, что по смыслу п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2020 № 67-ФЗ (в редакции от 23.05.2020г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, в связи с чем, суд, при разрешении возникшего спора, не применил Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» в части оценки порядка заполнения и заверения подписного листа, порядка проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, основан на неправильном толковании норм материального права, является несостоятельным, поскольку к возникшим спорным правоотношениям подлежал применению Федеральный закон от 12.06.2020 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п.11 ст.37 Закона).
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 6 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В случае, если закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречит настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенных выше положений в их взаимосвязи, при наличии противоречия между законом субъекта Российской Федерации и Федеральным законом применению подлежат нормы федерального законодательства, в связи с чем, довод апелляционной жалобы в части неправильного применения судом норм материального права при разрешении спора, судебная коллегия находит несостоятельными и отклоняет их.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1). Данным Федеральным законом, установлены специальные требования к порядку и условиям оформления подписных листов, несоблюдение которых является основанием для признания подписей избирателей в подписных листах недостоверными или недействительными.
РљСЂРѕРјРµ того, административный истец РЅРµ привел, Р° СЃСѓРґ РЅРµ установил правовой РЅРѕСЂРјС‹, которую Р±С‹ нарушили члены рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ РїСЂРё проверке подписных листов, Р° также РІ целом Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Балашиха РїСЂРё принятии оспариваемого решения.
Таким образом, позиция суда основана на правильном применении положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Шилова В.В. кандидатом на выборную должность, не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым заявленные требования правильно признаны не подлежащими удовлетворению.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, подлежащий применению к спорным отношениям, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного городского суда Московской области от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шилова В.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё