Решение по делу № 7-476/2022 от 07.02.2022

Судья Зотеева Н.А.                                                                          Дело №5-69/2022

                                                                                                         Дело №7-476/2022

р е ш е н и е

    2 марта 2022 года                                                                                     город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания Х.З. Исаеве, рассмотрев в судебном заседании жалобу Зяббарова Рудольфа Фармагеловича на постановление судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 11 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 11 января 2022 года, Зяббаров Р.Ф. (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и подвергнут административному штрафу в размере 7 500 рублей

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит постановление отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Зяббаров Р.Ф. извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, что подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил.

При таком положении, с учетом правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

Проверка материалов дела, изучение доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту – Федеральный закон №52-ФЗ).

В силу статей 2, 10 названного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения помимо прочего обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 в перечень социально значимых заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) В 34.2).

В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту – Федеральный закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с данным Законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417.

Указанные Правила предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, дано указание обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона №68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).

Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года № 129 в связи с угрозой распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом №68-ФЗ, Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года                 №62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" на территории данного региона с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения введен режим повышенной готовности и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

19 марта 2020 Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление № 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан" (далее по тексту - Постановление Кабмина РТ № 208).

В силу пункта 4 Постановления Кабмина РТ №208 (в редакции на дату выявления правонарушения), запрещен до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки с 12 мая 2020 года вход и нахождение граждан в объектах розничной торговли, без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).

Из материалов дела усматривается, что Зяббарову Р.Ф. вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

18 декабря 2021 в 11 часов 50 минут Зяббаров Р.Ф. в период повышенной готовности, введенной в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан, в нарушение Постановления Кабмина РТ №208, находился в объекте розничной торговли – магазине «Домоцентр», расположенном по адресу: Республика Татарстан, город Чистополь, улица Курченко, №61, без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора). Ранее, вступившим в законную силу постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 июля 2020 года, Зяббаров Р.Ф. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Принимая оспариваемое постановление, судья городского суда исходил из доказанности нарушения заявителем требований санитарных норм и правил, административная ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

С выводами судьи следует согласиться.

Из системного толкования норм глав 2, 4, 31 КоАП РФ следует, что повторным является административное правонарушение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за однородное административное правонарушение, а также в том случае, когда квалифицирующий признак повторности является элементом объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей и (или) частью статьи особенной части КоАП РФ. При этом следует иметь в виду, что лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в полном объеме.

В силу статей 26.1, 26.2 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении помимо прочего выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью                2 статьи 20.6.1 КоАП РФ и виновность Зяббарова Р.Ф. в его совершении подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором отражено существо правонарушения; рапортом сотрудника полиции; фотоматериалом; постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 июля 2020 года о привлечении Зяббарова Р.Ф. к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и другими доказательствами, оцененными судьей городского суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достаточности и достоверности.

Установив фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основе полного, всестороннего исследования доказательств, судья городского суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Зяббарова Р.Ф. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.

При таком положении обоснованность привлечения Зяббарова Р.Ф. к административной ответственности по части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ не вызывает сомнений. Оспариваемое постановление, вынесено судьей городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При определении вида и размера административной ответственности, судьей учтены характер правонарушения, обстоятельства его совершения, личность виновного. Назначение Зяббарову Р.Ф. наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ для граждан, отвечает целям административной ответственности.

В обоснование заявленных требований, в представленной жалобе                 Зяббаров Р.Ф. сослалась в частности на то, что синтетические (медицинские) маски не относятся к средствам индивидуальной защиты (далее - СИЗ), при этом администрацией магазина не предоставили ему, то есть Зяббарову Р.Ф. надлежащие средства защиты, к которым по мнению заявителя относятся противогазы, респираторы.

При оценке доводов жалобы в этой части необходимо руководствоваться следующим.

30 января 2020 года решением Всемирной организации здравоохранения (далее по тексту – ВОЗ), эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

В соответствии с Временным руководством по рациональному использованию средств индивидуальной защиты от коронавирусной болезни (COVID-19), в качестве таких средств ВОЗ рекомендованы в том числе, медицинские маски, респираторы.

Требования, предъявляемые к функциональным характеристикам, методам испытаний и использования медицинских масок, предназначенных для ограничения передачи инфекционных агентов из носовой и ротовой полости, закреплены в ГОСТ Р 58396-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Маски медицинские. Требования и методы испытаний", утвержденных Приказом Росстандарта от 28 марта 2019 года №115-ст.

Согласно пункту 3.1 названного ГОСТ, медицинская маска – медицинское изделие, закрывающее нос и рот и обеспечивающее барьер для минимизации прямой передачи инфекционных агентов между персоналом и пациентом.

В соответствии с пунктом 13 Рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07 июля 2020 года №11 "О Санитарно-эпидемиологических рекомендациях по организации работы объектов "зеленых коридоров (транспортных маршрутов)", на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19", при использовании медицинских масок рекомендуется соблюдать следующие правила по их надлежащему использованию и утилизации: аккуратно надеть маску так, чтобы она закрывала рот и нос и максимально плотно прилегала к лицу.

Как указано выше, правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №417.

Действительно, в соответствии с подп. "в" пункта 3 Правил, при введении режима повышенной готовности граждане обязаны использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, следует указать, что данная норма является императивной и не поставлена в зависимость от факта предоставления таких средств органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 19 Федерального закона №68-ФЗ обязывает граждан Российской Федерации соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Изложенное свидетельствует о том, что Постановление Кабмина РТ                 №208 не носит произвольный характер, развивает подходы, реализованные в Федеральном Законе №68-ФЗ, направлено на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, а потому отвечает как публичным, так и частным интересам и не противоречит гарантиям, провозглашенным Конституцией Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона №52-ФЗ во взаимосвязи со статьей 3, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состоящего из вышеназванного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними других нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, за счет собственных средств.

То есть, соблюдение гражданами, проживающими и(или) пребывающими на территории Республики Татарстан требований пункта 4 Постановления Кабмина РТ №208, не ставиться в зависимость от факта предоставления гражданам СИЗ органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления либо администрациями объектов розничной торговли. Невыполнение (нарушение) гражданами названных требований влечет административную ответственность по статье 20.6.1              КоАП РФ.

Иные доводы жалобы, сводящиеся к утверждению об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, не содержат аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов судьи городского суда, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.

Нормы материального права применены и истолкованы судьей городского суда правильно, нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ в ходе производства по делу не допущено. Оспариваемое постановление судьи является законным, обоснованным, оснований для его отмены либо изменения, в том числе по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 11 января 2022 года, вынесенное в отношении Зяббарова Рудольфа Фармагеловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Зяббарова Рудольфа Фармагеловича - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

          Судья                                                                                              И.Н. Сабитов

7-476/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Зяббаров Рудольф Фермагелович
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сабитов Ильнур Нафисович
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
07.02.2022Материалы переданы в производство судье
02.03.2022Судебное заседание
09.03.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее