Дело № 2-4225/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2015 года г.Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при секретаре Седининой Ю.Н.,
с участием представителя истца Никифоровой О.В.,
представителя ответчика ПКГУП «Автовокзал» Костыгина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Автовокзал», ООО «Пегас» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Чернушинского района обратился в суд, указав, что была проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на территории Чернушинского городского округа. В ходе проверки установлено, что здание автовокзала по адресу: <адрес>, находится в хозяйственном ведении ПКГУП «Автовокзал». ДД.ММ.ГГГГ. ПКГУП «Автовокзал» заключило с ООО Пегас договор аренды здания автовокзала сроком на 5 лет. Исходя из положений действующего законодательства, автовокзал, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом транспортной инфраструктуры, а ООО «Пегас», ПКГУП «Автовокзал» субъектами транспортной инфраструктуры. В соответствии с положениями ст.8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Согласно пунктам 5.7, 5.8 указанных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ. Приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ. № автовокзалам и автостанциям, принадлежащим на праве хозяйственного ведения ПКГУП «Автовокзал», присвоены категории. ДД.ММ.ГГГГ. в ПКГУП «Автовокзал» поступило уведомление о присвоении четвертой категории автовокзалу в <адрес>. ПКГУП «Автовокзал» направило в адрес ООО «Пегас», УК «Автовокзалы Прикамья» Приказ Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ. № и сведения из реестра с указанием присвоенных категорий объектов транспортной безопасности. Проверкой установлено, что оценка уязвимости объекта автовокзала <адрес> не проведена. Бездействие арендатора ООО «Пегас» и Арендодателя ПКГУП «Автовокзал» не позволяет произвести надлежащее планирование и реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта, обеспечить ее устойчивое и безопасное функционирование, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
На основании изложенного истец просил возложить на Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Автовокзал», ООО «Пегас» обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Автовокзал» исковые требования не признал, в письменном отзыве указал, что необходимость обеспечения транспортный безопасности возникает при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, обязанность по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры возлагается на того, кто ведет деятельность объекта, в данном случае ООО «Пегас». Ответственное лицо, назначенное ПКГУП «Автовокзал» за обеспечение транспортной безопасности, не может находиться ежедневно на ОТИ, поскольку ОТИ находится в пользовании и владении у ООО «Пегас», а у ПКГУП «Автовокзал» отсутствуют помещения, в которых может находиться работник, в связи с чем исполнить требование невозможно, доступ ПКГУП «Автовокзал» на ОТИ - автовокзал ограничен. Следовательно, ПКГУП «Автовокзал» не является субъектом транспортной инфраструктуры. Возможность заключить договор на проведение оценки уязвимости с соответствующей аккредитованной организацией у ПКГУП «Автовокзал» фактически отсутствует, поскольку часть документов, необходимых для заключения договора, у ПКГУП «Автовокзал» отсутствует по причине нахождения данных документов только у ООО «Пегас».
Представитель ответчика ООО «Пегас» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что на арендатора не может быть возложена обязанность исполнения при эксплуатации ОТИ норм, носящих длительный характер, и капитальных вложений, выполнение которых должен обеспечить собственник имущества (арендодатель). Обязанность в сфере транспортной инфраструктуры возлагается на субъект транспортной инфраструктуры, который владеет, пользуется, распоряжается имуществом. Передача помещений в аренду не освобождает арендодателя от выполнения обязанностей в сфере транспортной безопасности. Арендные отношении носят временный характер, договор аренды заключен на 5 лет, природа аренды не подразумевает капитальных вложений в объект аренды. Реализация плана обеспечения безопасности подразумевает большие затраты.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением транспортной безопасности, урегулированы положениями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ года).
Указанным законом предусмотрено, что все объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат категорированию – отнесению их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (п.2 ст. 1).
В соответствии с требованиями ч.1 ст.2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона о транспортной безопасности акт незаконного вмешательства - это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Пунктом 12 ст.1 Закона о транспортной безопасности определен транспортный комплекс как совокупность объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств (далее ТС).
Объекты транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) – это технологический комплексы, которые включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Положениями ст.8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее Требования).
В соответствии с положениями пунктов 3, 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, требования применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации; требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ.
Согласно пунктам 5.7., 5.8. указанных Требований (раздел I «Дорожное хозяйство») субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Ст. 5 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Приказом Минтранса РФ от 12 апреля 2010 года № 87 утвержден Порядок о проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее Порядок).
В соответствии с положениями ч.1 ст.9 Закона о транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 г. № 34.
В соответствии со ст. 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны: выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 указанного закона субъекты транспортной инфраструктуры это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Как установлено в судебном заседании, здание автовокзала, расположенное по адресу: <адрес>, находится в хозяйственном ведении Пермского КГУП «Автовокзал» (л.д. 114).
ДД.ММ.ГГГГ. между ПКГУП Автовокзал и ООО «Пегас» был заключен договор аренды здания автовокзала, расположенного по адресу <адрес> для осуществления деятельности автовокзала по обслуживанию пассажиров и перевозчиков сроком на 5 лет (л.д. 8-32).
Из договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что арендатором земельного участка по адресу <адрес> является ПКГУП Автовокзал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 43-46).
Приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ. № автовокзалу присвоена четвертая категория объекта транспортной инфраструктуры по степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, о чем Пермское КГУП «Автовокзал» известило арендаторов, а также Пермское КГУП «Автовокзал» направило уведомления о необходимости проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (л.д.87-90).
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и, исходя из положений вышеприведенного законодательства, автовокзал, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом транспортной инфраструктуры, а ПКГУП «Автовокзал», ООО «Пегас» владеющие и пользующиеся указанным выше имуществом на праве хозяйственного ведения и аренды, субъектами транспортной инфраструктуры, поскольку данные юридические лица на законном основании используют объект транспортной инфраструктуры – автовокзал.
В данном случае автовокзал представляет собой технологический комплекс, включающий в себя как здание автовокзала, так и технологические и иные проезды, проходы, специальные сооружения, расположенные на земельном участке, отведенном под нужды и пользование автовокзалу Пермского КГУП «Автовокзал». В связи с чем, обязанность по оценке уязвимости объекта должны нести не только арендаторы непосредственно здания автовокзала, но и ПКГУП «Автовокзал» как законный владелец иного имущества, не переданного в аренду.
Доводы ответчика ООО «Пегас» о том, что имущество передано сроком на 5 лет, не исключает ООО «Пегас», эксплуатирующее объект транспортной инфраструктуры, из числа субъектов транспортной инфраструктуры, поскольку не свидетельствует о том, что указанное лицо владеет спорным объектом не на законном основании, и, соответственно, не освобождает последнего от исполнения предусмотренных законом обязательств по организации проведения оценки уязвимости автовокзала.
Пунктом 5.7 "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 42 предусмотрено, что обеспечение проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждения в установленном порядке результатов такой оценки входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и осуществляется им в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры возлагается, в частности, на субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности населения Российской Федерации.
Ответчиками не предоставлено суду доказательств невозможности исполнить обязанность, установленную Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Кроме того, не имеет правового значения довод о том, кто должен производить оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, поскольку обязанность, установленная названным законом, носит публичный характер, ее выполнение возложено на организации любых форм собственности, являющихся субъектами транспортной инфраструктуры в целях безопасности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры.
Учитывая, что проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно без участия субъекта транспортной инфраструктуры, суд приходит к выводу о том, что с целью реального исполнения требований закона об обеспечении транспортной безопасности проведение необходимых для проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС мер, должно обеспечиваться субъектом транспортной инфраструктуры. По результатам проверки прокуратурой установлено, что ответчики в нарушение вышеприведенных норм, оценку уязвимости ОТИ не провели, план обеспечения транспортной безопасности не разработали и не утвердили.
Таким образом, с учетом представленных доказательств, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Автовокзал», ООО «Пегас» обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автовокзала по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено 25.09.2015