Решение по делу № 12-1-78/2021 от 01.10.2021

Дело (УИД) № 57RS0014-01-2021-001615-54

                      производство № 12-1-78/2021

            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

          3 ноября 2021 года                                                                  г. Мценск

Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда жалобу Хатунцова С.В. на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Мценский» от 24 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя главы КФХ Хатунцова С.В.,

    установила:

       постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Мценский» от 24 сентября 2021 года индивидуальный предприниматель глава КФХ Хатунцов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному штрафу в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, в жалобе, поданной в суд, Хатунцов С.В. просит отменить данный акт, приводя доводы об его незаконности.

       Мотивируя жалобу, указывает, что он не является субъектом данного административного правонарушения; транспортное средство он на линию не выпускал, а водитель использовал его в личных нуждах, таким образом, вины заявителя в нарушении нет; устанавливая санкцию за совершенное административное правонарушение, должностное лицо применило административный штраф к индивидуальному предпринимателю как к юридическому лицу, не учитывая положения примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание Хатунцов С.В. не явился, его извещение подтверждено материалами дела, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступило. С учетом положений части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося лица.

        В судебном заседании защитник Хатунцова С.В. - Силакова Л.А. поддержали доводы, изложенные в жалобе.

        В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении старший государственный инспектор БДД ОГИБДД МО МВД России «Мценский» А. С.А. подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, указал, что действия Хатунцова С.В. содержат состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Должностное лицо, вынесшее постановление начальник ОГИБДД МО МВД России «Мценский» Л. В.С. в судебном заседании возражал относительно доводов жалобы, считает доказанной вину индивидуального предпринимателя главы КФХ Хатунцова С.В. в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Хатунцова С.В. - Силакову Л.А., поддержавшую доводы жалобы, объяснения должностных лиц административного органа А. С.А. и Л. В.С. поддержавших обстоятельства совершения административного правонарушения Хатунцовым С.В., проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 под опасным грузом понимаются вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, которые устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

       Пунктом 3 Правил установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ, далее также - Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) и данными Правилами.

        В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом водителем признается - физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком.

     Опасные грузы, на которые необходимо получение специального разрешения, приведены в подпункте 1.10.3.1 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

       Дизельное топливо по требованиям ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ДОПОГ относится к 3 классу опасных грузов.

       Согласно пункту 8.1.2.2 приложения В к ДОПОГ на транспортной единице должны находиться документы, в том числе, свидетельство о допущении к перевозке, предусмотренное в разделе 9.1.3, на каждую транспортную единицу или ее элемент, свидетельство о подготовке водителя, предписанное в разделе 8.2.1.

       Пунктом 8.2.1.2 приложения В к ДОПОГ предусмотрено, что водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны пройти базовый курс подготовки. Подготовка осуществляется в виде курсов, утвержденных компетентным органом. Основные цели подготовки заключаются в том, чтобы ознакомить водителей с рисками, связанными с перевозкой опасных грузов, и дать им базовую информацию, необходимую для сведения к минимуму вероятности происшествия, а в случае происшествия - для принятия мер, необходимых для обеспечения безопасности водителя, других людей и окружающей среды и для ограничения последствий происшествия.

       Приказом Минтранса России от 12 августа 2020 года № 304 утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов"

       Указанный порядок устанавливает правила подачи, приема и рассмотрения заявления о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов (далее - специальное разрешение), а также оформления, выдачи и получения специального разрешения.

        Из материалов дела следует, что 3 августа 2021 года в 12 часов 00 минут на автодороге <адрес> км индивидуальный предприниматель глава КФХ Хатунцов С.В. не организовал и выпустил на линию транспортное средство "NEW HOLLAND", государственный регистрационный знак , осуществляющее перевозку опасного груза дизельного топлива объемом 4000 л без свидетельства о подготовке водителя транспортных средств к перевозке опасных грузов, а также свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, чем допустил нарушение пункта 8.2.1.1 ДОПОГ, пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации.

       Факт нарушения Хатунцовым С.В. Правил перевозки опасных грузов, а именно перевозки опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы в указанном в протоколе месте и в указанное время, а также, не имеющим свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов подтверждается определением о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении, объяснениями Хатунцова С.В., данными им в протоколе об административном правонарушении, рапортом старшего инспектора ОГИБДД МО МВД России «Мценский» В. С.В. и его письменным объяснениями от 6 августа 2021 года, свидетельством о регистрации транспортного средства, и другими материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

       Таким образом, действия Хатунцова С.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

       В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Постановление о привлечении Хатунцова С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Ссылка заявителя на то, что он не является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку основным видом деятельности является выращивание зернобобовых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, непосредственная деятельность не связана с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом не опровергают выводы должностного лица о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Хатунцова С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе Хатунцов С.В. ссылается также на то, что 3 августа 2021 года не выпускал трактор на линию для перевозки опасного груза. Водитель М. Р.А. в указанный день использовал транспортное средство для личных нужд.

Как следует из письменных объяснений водителя М. Р.А., данных им 3 августа 2021 года, он управлял трактором "NEW HOLLAND" и топливозаправщиком, принадлежащий работодателю, перевозил дизельное топливо солярку в количестве 4000 л. в <адрес>

Кроме этого, по данной выписки из ЕГРИП в качестве дополнительного вида деятельности Хатунцова С.В. указана, в том числе деятельность "торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем, зерном…". Данное обстоятельство ставит под сомнение утверждение о том, что перевозка не осуществлялась, автомобиль использовался в личных целях водителем, и дает основания для критической оценки этого утверждения.

         Согласно объяснений начальника ОГИБДД МО МВД России «Мценский» Л. В.С., данных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по жалобе Хатунцова С.В., водитель транспортного средства М. Р.А. после остановки транспортного средства пояснил, то он перевозил дизельное топливо в поле, где работает уборочная техника для ее заправки.

         Таким образом, сомневаться в том, что 3 августа 2021 года водитель управляя транспортным средством трактором "NEW HOLLAND", государственный регистрационный знак осуществлял перевозку дизельного топлива, являющегося опасным грузом, в отсутствие свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, осуществляя свои трудовые функции, оснований не имеется. В связи с чем прихожу к выводу о том, что ИП Глава КФХ Хатунцов С.В. является субъектом административной ответственности.

Между тем, суд считает, что постановление от 24 сентября 2021 года подлежат изменению.

        В соответствии с пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 "О Правилах дорожного движения" должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается: выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;

        допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;

        направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементно-бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

         Прихожу к выводу о необходимости изменения установочной части постановления, исключив из него указание на нарушение Хатунцовым С.В. требований пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, как не нашедшее своего подтверждения в судебном заседании.

          Кроме этого, в соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Устанавливая санкцию за совершенное административное правонарушение, должностное лицо ОГИБДД применило административный штраф к индивидуальному предпринимателю как к юридическому лицу, не учитывая положения примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Ответственность согласно части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает административный штраф на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что должностным лицом установлено совершение ИП Главой КФХ Хатунцовым С.В. административного правонарушения, применил штрафную санкцию в размере 400 000 рублей, что соответствует низшему пределу размера штрафа в отношении юридического лица, в то время как в отношении индивидуального предпринимателя, с учетом статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежал применению размер штрафа, установленный для должностных лиц и составляющий согласно части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

При таких обстоятельствах административный орган неправильно определил субъект ответственности, посчитав индивидуального предпринимателя юридическим лицом.

Суд считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить постановление и в части размера штрафа, снизив размер штрафа до 15 000 рублей.

       На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

        жалобу Хатунцова С.В. удовлетворить.

        Постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Мценский» от 24 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя главы КФХ Хатунцова С.В. изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 15 000 рублей.

       Исключить из постановления начальника ОГИБДД МО МВД России «Мценский» от 24 сентября 2021 года указание на нарушение индивидуальным предпринимателем главой КФХ Хатунцовым С.В. пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации.

        В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Хатунцова С.В. без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Мценский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья                                                                                      Н.А. Волкова

12-1-78/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Хатунцов Сергей Валерьевич
Другие
Силакова Людмила Александровна
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Судья
Волкова Н.А.
Статьи

12.21.02

Дело на сайте суда
mcensky.orl.sudrf.ru
01.10.2021Материалы переданы в производство судье
04.10.2021Истребованы материалы
12.10.2021Поступили истребованные материалы
01.11.2021Судебное заседание
03.11.2021Судебное заседание
08.11.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее