копия
Дело № 2а-9989/2021
УИД № 24RS0048-01-2021-009453-07
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 сентября 2021 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Лиль Д.А.,
с участием представителя административного истца ООО «РН-Ванкор» - Емельянова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Ванкор» к Государственной инспекции труда в Красноярском крае об оспаривании предписания,
установил:
ООО «РН-Ванкор» обратилось в суд к ГИТ в Красноярском крае с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание № 24/6-342-21-ПВ/394/3 от 29.04.2021. Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной государственным инспектором ГИТ в Красноярском крае 29.04.2021, в отношении ООО «РН-Ванкор» выдано предписание № 24/6-342-21-ПВ/394/3 об устранении выявленных нарушений, с требованием отменить пункты 4, 5, 6 приказа ООО «РН-Ванкор» от 24.09.2020 №РНВ-866 «О назначении ответственных лиц и утверждении форм». Административный истец не согласен с предписанием, поскольку полагает, что в силу положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ООО «РН-Ванкор» вправе требовать от некоторых категорий своих работников предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруги и несовершеннолетних детей. В письменном ходатайстве представитель ООО «РН-Ванкор» просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи в суд настоящего административного иска, поскольку полагает причины пропуска срока уважительными.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «РН-Ванкор» - Емельянов К.В. (по доверенности) заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ГИТ в Красноярском крае в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, с согласия явившихся лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Выслушав Емельянова К.В., исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право, в том числе: привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; принимать локальные нормативные акты.
Согласно ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Исходя из ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы; граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центробанка России, должностей в Центробанке России, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центробанка России; граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; граждане, претендующие на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений; лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы (ч. 2 ст. 13).
Согласно ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
На основании ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что 24.09.2020 генеральным директором ООО «РН-Ванкор» вынесен приказ № РНВ-866 «О назначении ответственных лиц и утверждении форм», согласно пунктам 4 - 6 которого: утвердить формы предоставления информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Приложение № 2); информацию о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, указанную в пункте 4 настоящего приказа, предоставлять работникам, занимающим должности согласно Перечню и изложенным в Приложении № 3 к настоящему приказу, в Управление обеспечения персоналом ежегодно в срок до 02 февраля года, следующего за отчетным, в соответствии с Регламентом, изложенным в Приложении № 4; назначить ответственным лицом за анализ и проверку достоверности и полноты информации ФИО4 (л.д.58-60).
Согласно пунктам 1 - 11 Перечня должностей Общества, в соответствии с которым занимающие их работники предоставляют сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Приложение № 3 в приказу № РНВ-866 от 24.09.2020) поименованы следующие должности: заместители генерального директора, а также руководители, чья должность соответствует по функциям и статусу уровня заместителя генерального директора; заместитель главного инженера; заместитель главного инженера – главный электрик; главный маркшейдер; заместитель начальника управления – главный маркетолог; заместитель начальника управления – начальник отдела; главный инженер (управления); директор/руководитель проекта; начальники управлений и их заместители; начальники служб; руководители самостоятельных структурных подразделений (л.д.74).
На основании распоряжения от 24.03.2021 о проведении проверки № 24/6-342-21-ПВ/394/1 заместителя руководителя ГИТ в Красноярском крае по письменному обращению профсоюзного органа от 10.03.2021, ГИТ в Красноярском крае в период с 05.04.2021 по 29.04.2021 проведена проверка в отношении ООО «РН-Ванкор» (л.д.84-85).
По результатам проверки 29.04.2021 ГИТ в Красноярском крае в отношении ООО «РН-Ванкор» составлен Акт проверки № 24/6-342-21-ПВ/394/2, а также выдано предписание № 24/6-342-21-ПВ/394/3, согласно которому: в срок до 29.05.2021 отменить пункты 4, 5, 6 приказа ООО «РН-Ванкор» от 24.09.2020 № РНВ-866 «О назначении ответственных лиц и утверждении форм»; в качестве основания указано: ст.ст. 8, 22 ТК РФ (л.д.87-89).
11.05.2021 акт проверки от 29.04.2021 № 24/6-342-21-ПВ/394/2, а также предписание №24/6-342-21-ПВ/394/3 вручены ООО «РН-Ванкор» (л.д.12).
24.05.2021 ООО «РН-Ванкор» обратилось в Кировский районный суд г. Красноярска с административным иском (№ М-1522/2021) к ГИТ в Красноярском крае признании незаконным предписания № 24/6-342-21-ПВ/394/3 от 29.04.2021, - что следует из информации, размещенной на официальном интернет-сайте Кировского районного суда г.Красноярска.
Определением судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 27.05.2021 административное исковое заявление ООО «РН-Ванкор» к ГИТ в Красноярском крае о признании незаконным предписания № 24/6-342-21-ПВ/394/3 от 29.04.2021 возвращено заявителю, в связи с подсудностью спора Советскому районному суду г. Красноярска (л.д.21-22).
07.06.2021 копия определения судьи Кировского районного суда г. Красноярска от 27.05.2021 вручена ООО «РН-Ванкор» (л.д.20).
08.06.2021 ООО «РН-Ванкор» обратилось в Советский районный суд г. Красноярска с административным иском (№ М-5396/2021) к ГИТ в Красноярском крае признании незаконным и отмене предписания № 24/6-342-21-ПВ/394/3 от 29.04.2021, - что следует из информации, размещенной на официальном интернет-сайте Советского районного суда г. Красноярска.
Определением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 10.06.2021 административное исковое заявление ООО «РН-Ванкор» к ГИТ в Красноярском крае о признании незаконным предписания возвращено заявителю, в связи с тем, что административный иск подписан и подан представителем, не наделенным такими полномочиями (л.д.23).
17.06.2021 ООО «РН-Ванкор» обратилось в Советский районный суд г. Красноярска к ГИТ в Красноярском крае с настоящим административным иском (л.д.6).
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно части 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Принимая во внимание, что административное исковое заявление ООО «РН-Ванкор» с требованием о признании незаконным предписания подано в суд 08.06.2021, - на момент подачи административного иска значительно пропущен срок для обращения в суд с настоящими требованиями, установленный статьей 357 ТК РФ, поскольку заявителю о нарушении его прав стало известно 11.05.2021, - суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО «РН-Ванкор» к ГИТ в Красноярском крае, по причине пропуска срока обращения в суд без уважительной причины.
Суд отказывает в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с настоящим административным иском, поскольку для юридического лица, имеющего в штате квалифицированных юристов, не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока не знание установленных статьями 22, 57 КАС РФ правил подачи административного искового заявления, а также правил оформления полномочий представителя на ведение административного дела в суде.
Кроме того, разрешая по существу административные исковые требования, проанализировав приставленные в дела доказательства и доводы административного истца, суд приходит к выводу, что государственный инспектор труда в ходе законно проведенной проверки работодателя выявил явное и очевидное нарушение норм трудового законодательства со стороны ООО «РН-Ванкор» в отношении работников данной организации, а именно: статей 8, 22 ТК РФ, - что выразилось в возложении на работников обязанностей, не предусмотренных законом (ухудшение их положения), поскольку приказ от 24.09.2020 № РНВ-866 является локальным нормативным актом (внутренним документом организации, относящимся к трудовым правоотношениям), который, в части пунктов 4 – 6, принят без согласования с представительным органом работников - профсоюзной организацией ООО «РН-Ванкор».
Суд также исходит из того, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего трудового законодательства, вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах полномочий, представленных ему статьями 356, 357 ТК РФ, с соблюдением установленной законом процедуры, в связи с выявлением факта нарушения прав работников, соответствует целям и задачам формы защиты нарушенных прав работников в рамках осуществления государственного контроля, при этом предписание прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по существу.
Довод административного истца о том, что ООО «РН-Ванкор» вправе возлагать на своих работников обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруги и несовершеннолетних детей, со ссылками на положения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Политику компании в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность № П3-11.03 П-04 (утверждена решением Совета директоров ПАО НК «Роснефть» 21.05.2018), - судом отклоняется, как основанный на неверном толковании вышеприведенных требований закона.
Меры предварительной защиты, принятые определением судьи от 02.07.2021, в виде приостановления действия предписания от 29.04.2021 № 24/6-342-21-ПВ/394/3, подлежат сохранению до вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «РН-Ванкор» к Государственной инспекции труда в Красноярском крае об оспаривании предписания оставить без удовлетворения.
Меры предварительной защиты, принятые определением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 02 июля 2021 года, в виде приостановления действия предписания Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 29 апреля 2021 года № 24/6-342-21-ПВ/394, - сохранить до вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Севрюков