Дело № 2-4491/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
12 декабря 2017 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
Председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре Барсановой Т.Е.,
с участием прокурора Клубковой Е.С.
представителя администрации г. Владимира - Костиной С. Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###,
представителя МБУ «Владстройзаказчик» - Блохиной О. Н., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ###,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску прокуратуры <...> к администрации <...> об обязании организовать проезд к жилым домам,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <...> обратился в суд к администрации <...> с настоящим иском, в котором просит с учетом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ:
обязать ответчика разработать проект проезда к жилым домам №###, 18, 20, расположенным по <...> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу;
обязать ответчика организовать проезд к жилым домам №###, 18, 20, расположенным по <...> в течение шести месяцев со дня утверждения проекта проезда к жилым домам.
В обоснование требований указал, что по обращению жителей <...> была проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения законодательства РФ об организации дорожной деятельности администрацией <...>.
Проверкой установлено, что <...> является существующей улицей МО <...>. На ней расположены жилые <...>, 18, 20, в которых зарегистрированы и проживают граждане. Проезд к домам ранее осуществлялся по автомобильной дороге <...>. В настоящее время проезд к домам по <...> не обеспечивается.
По сведениям из ОГИБДД УМВД России по <...> подъезд автотранспорта к данным домам отсутствует.
Проектом объекта «Транспортная развязка в начальной точке а/д Владимир-Муром-Арзамас (11 очередь)» подъезд к названным домам не предусмотрен.
Единственным подъездом к жилым домам является проезд от <...> с подсыпкой щебня по земельным участкам 33:22:024030:25 и 33:22:024030:33, которые предназначены для ИЖС.
Обязанность по содержанию, обустройству и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления. Администрация города в силу закона обязана организовать подъезд к названным жилым домам по <...> того, экстренные службы (Скорая помощь, пожарный расчет) не имеют возможности подъехать к домам. Просит суд иск удовлетворить.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено МБУ «Владстройзаказчик».
Заочным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение отменено, производство по делу возобновлено.
Представитель истца в настоящем судебном заседании иск поддержал.
Представитель администрации <...> в своих возражениях иск не признавал, указал, что подъезд к жилым домам №###, 18, 20, расположенным по <...> со стороны Лыбедской магистрали невозможен, так как не был предусмотрен проектом. Пояснил, что в ходе судебного разбирательства проведены работы по устройству подходов, подъездов, дорожек из асфальтовой крошки к названным жилым домам, просил в иске отказать.
Представитель МБУ «Владстройзаказчик» в суде иск не признавал, указав, что Учреждение выполняло строительство Лыбедской магистрали, проектом подъезды к названным домам не предусмотрены, полагал организацию ненадлежащим ответчиком.
Представитель ОГИБДД УМВД России по <...> в суд не явился, в данных ранее объяснениях иск поддержал, указав что данном участке дороги недостатков не выявлено, подъезд к домам должен обязательно быть.
Изучив материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующему.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3).
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пункту 4 статьи 6, пункта 7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения обеспечивается соответственно уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления пределах их компетенции.
<...>ы на придомовой территории представляют собой автомобильные дороги, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ являются объектами транспортной инфраструктуры, предназначенные для движения транспортных средств и включающие в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся его технологической частью.
Внутриквартальные дороги (проезды) являются частью общегородской дорожной сети, осуществляющие транспортную связь между жилыми кварталами и в целом объектами общегородского хозяйства <...>ы должны включаться в сеть улиц и дорог общего пользования и обеспечивать связь улиц местного значения и магистралей более высокого класса с отдельными земельными участками.
Как следует из материалов дела и установлено судом ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <...> от граждан (жителей-собственников <...>) Пушкаревой О.В., Туровой Н.А., Чесноковой А.А., Никитиной Л.А. поступило обращение о проведении проверки по факту отсутствия проезда к дому (л.д.8, 10, 11).
Проверкой установлено, что на <...> расположены жилые <...>,18,20.
Согласно письму администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ единственным подъездом к жилым домам является проезд от <...> с подсыпкой щебня по земельным участкам 33:22:024030:25 и 33:22:024030:33, которые не планируются к выставлению на торги (л.д.13).
По сведениям из ОГИБДД УМВД России по <...> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) подъезд автотранспорта к домам ###,18,20 по <...> отсутствует (л.д.14).
Названные обстоятельства подтверждаются фототаблицами (л.д.16-19).
Из представленной в материалы дела схемы временного проезда к названным домам усматривается, что подъезд к домам №###, 18, 20 организован со стороны <...>, от Лыбедской магистрали отсутствует (л.д.67).
ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Владстройзаказчик» и МО <...> заключен контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд <...>, предметом которого является строительство «Транспортная развязка в начальной точке а/д Владимир-Муром-Арзамас (1 и 11 очередь) л.д.53.
Выдано разрешение на строительство № RU 33301000-133/14 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52).
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного строительного надзора администрации Владимирской области утверждено заключение о соответствии построенного Объекта требованиям технических регламентов и проектной документации (л.д.66).
ДД.ММ.ГГГГ Объект введен в эксплуатацию (л.д.60).
Проектом объекта «Транспортная развязка в начальной точке а/д Владимир-Муром-Арзамас (1 и 11 очередь) подъезд к названным домам не предусмотрен.
В материалы дела представлены схемы вариантов проезда и подходов к домам, однако как следует из пояснений сторон и не опровергнуто, внесение изменений в утвержденный и реализованный проект «Транспортная развязка в начальной точке а/д Владимир-Муром-Арзамас (11 очередь)» в части организации подъезда к домам 16, 18, 20 невозможно (л.д.72-74).
Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ силами ДСУ-3 выполнены работы по благоустройству территории в районе <...>, а именно, проведены работы по устройству подходов, подъездов, дорожек шириной около 2 метров из асфальтовой крошки к жилым домам, организована стоянка спецтранспорта (л.д.88).
Названные обстоятельства подтверждены фототаблицами (л.д.90-96).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Между тем, согласно сведениям ОГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУЗ ВО «Станция скорой медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ оказание помощи экстренным службам невозможно ввиду отсутствия надлежащего подъезда к домам.
Доказательств обратного суду не представлено.
Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в соответствии с пунктом 1 статьи 13 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относится к полномочиям органов местного самоуправления, который как собственник в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, поэтому данное обстоятельство не освобождает муниципальное образование как собственника имущества осуществлять полномочия, предусмотренные статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исполнять обязанности по осуществлению контроля за надлежащим состоянием дорог в границах муниципального образования и устранению повреждений, возникающих на дорогах.
Поскольку участки дороги, в отношении которых заявлены требования прокурора, относятся к автомобильным дорогам местного значения, то суд возлагает обязанность по организации безопасности дорожного движения путем разработки проекта и организации проезда к домам №###, 18, 20 по <...> на администрацию <...>.
МБУ «Владстройзаказчик» подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности по данным правоотношениям.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Предложенный истцом срок устранения нарушений суд полагает не соответствующим специфики бюджетного процесса, нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С учетом обстоятельств по делу, специфики исполнения судебных актов по данной категории дел, суд полагает возможным установить следующие сроки исполнения обязательств:
до ДД.ММ.ГГГГ в части обязания ответчика разработать проект проезда к жилым домам №###, 18, 20, расположенным по <...>;
- в течение девяти месяцев со дня утверждения проекта проезда в части обязания ответчика организовать проезд к жилым домам.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ №###, 18, 20, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <...> ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ №###, 18, 20, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░