Председательствующий: Колядов ФА Дело № 33-5530/2021
2-1401/2021
55RS0006-01-2021-001767-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Омск 7 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря ТЛ
и судей Дьякова АН, Башкатовой ЕЮ,
при секретаре Овчинниковой ЕО,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Васиной НН,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова АН гражданское дело № 2-1401/2021 по иску Масаловой СА к АО «Газпромнефть-ОНПЗ» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе Масаловой С. А. на решение Советского районного суда города Омска от 28 июля 2021 года,
установила:
Масалова С. А. (далее по тексту Масалова СА) обратилась в суд с иском к Акционерному обществу «Газпромнефть-ОНПЗ» о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указывая, что является собственником <...> многоквартирном жилом <...> указанного жилого помещения в границах санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (далее по тексту СЗЗ) свидетельствует о его непригодности для проживания. Однако, жильцы МКД № <...> по <...> в г. Омске вынуждены проживать в экологически небезопасном месте, дышать выбросами данного предприятия, опасаясь за свое здоровье и здоровье своих близких. Собственники жилых помещений МКД неоднократно направляли жалобы, претензии и обращения: в Роспотребнадзор - о принятии мер по соблюдению санитарных правил; в АО «Газпромнефть-ОНПЗ» - об осуществлении отселения МКД, путем выкупа или предоставления иных жилых помещений пригодных для проживания граждан и отвечающих требованиям действующего законодательства; в Департамент городского хозяйства Администрации <...> - о признании жилого дома аварийным и непригодным для проживания, об оказании содействия в переселении; в межведомственную комиссию города Омска - о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с Проектом санитарно-защитной зоны (СЗЗ) АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (с учетом Программы реконструкции и модернизации производства по 2030г.), расположенного по адресу: <...> АО «Газпромнефть-ОНПЗ» относиться к предприятиям 1-ого класса, для которых размер ориентировочной СЗЗ составляет 1 000 м. Расстояние до МКД по <...> (№ <...>) составляет менее 1 000 м. В Таблице 7 проекта СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» представлены расчетные концентрации загрязняющих веществ на территории жилого дома по адресу: <...> на существующее положение, показывающих превышение предельной допустимой концентрации по сероводороду, фенолу и группе суммации H2S+SO2. Данный факт подтверждает причинение вреда здоровью жителей данного МКД и является прямым нарушением конституционных прав граждан. В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств, однако, проект СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не включает мероприятий по отселению жителей МКД.
С учетом уточнений просила признать за ней право на переселение из СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ», предоставить ей благоустроенное жилое помещение находящееся в черте города Омска, отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, состоящему из двух комнат, площадью не менее 43,4 кв.м., либо выкупить принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение из расчета 43,4 кв.м. по среднерыночной цене за 1 кв.м. жилья по городу Омску, действующей на дату выкупа.
Истец Масалова СА в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчика АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Лукьянченко АВ, Зенков СИ требования иска не признали, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве о непредставлении истцом доказательств возникновения права требования переселения ввиду невозможности использования квартиры для проживания.
Судом постановлено решение об отказе Масаловой СА в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Масалова СА просит об отмене решения и принятии нового об удовлетворении ее требований. Указывает на недопустимость эксплуатации жилого дома в границах санитарно-защитной зоны. Полагает, что проект санитарно-защитной зоны должен предусматривать расселение граждан из данной зоны. Приводит доводы о том, что ответчиком допускается загрязнение окружающей среды вредными выбросами, превышаются нормативы выбросов вредных веществ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Лукьянченко А.В. считает решение суда законным и обоснованным. Указывают на отсутствие доказательств непригодности жилого помещения истца для проживания, а также нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологических норм и правил. Отмечает отсутствие правового регулирования порядка предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в санитарно-защитной зоне.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия рассмотрела дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся истца Масаловой СА, представителей третьих лиц Администрации города Омска, Департамента городского хозяйства Администрации города Омска по правилам ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), поскольку их неявка препятствием к рассмотрению дела не является.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, возражения на нее, выслушав объяснения представителей ответчика АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Барановой ЕА, Зенкова СИ, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения не находит.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что объекты основной промышленной площадки «ТЭЦ-4» расположены на земельном участке с кадастровым номером № <...>, арендуемом АГО «ТГК-11». Территория промышленной площадки относится к землям населенных пунктов (поселений) и входит в состав СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ». Ближайший жилой <...> расположен у юго-западных границ АО «ТГК-11» СП «Тэц-4» с минимальным удалением 50м от границ предприятия. Данный МКД расположен на земельном участке с кадастровым номером № <...>, предназначенном для производственных целей, с разрешенным использованием для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений (https://rosreestr-doc.ru).
Согласно приложению № <...> к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Карта зон действия экологических и санитарно-эпидемиологических ограничений на территории города Омска», земельный участок с кадастровым номером № <...> относится к зоне производственно-коммунальных I, II классов опасности.
В соответствии с проектом СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» относится к предприятиям 1-го класса, для которых размер ориентировочной СЗЗ составляет 1 000 м.
Масаловой СА на основании договора дарения квартиры от 25.11.2016, принадлежит на праве собственности квартира № № <...>, общей площадью 43,4 кв.м., находящаяся в МКД № <...> по адресу: <...> (том 1, л.д.57-59,60-61).
Исходя из нормативных показателей расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером № <...> до МКД № <...> по <...> должно быть не менее 1 000 м.
В исковом заявлении Масалова СА указывает, что нахождение принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения в границах СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» свидетельствует о его непригодности для проживания. В подтверждение нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха в г. Омске, в том числе и на территории, прилегающей к МКД № <...> по <...>, истец указала на письмо Управления Роспотребнадзора по Омской области от 6.09.2019 №08/4493/ж-2019; письмо Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 21.07.2020 №ИШ-10-07/7636. На территории дома истца установлено превышение предельной допустимости концентрации по сероводороду, фенолу и группе суммации H2S и SO2. Данный факт подтверждает по мнению истца причинение вреда здоровью жителей указанного МКД и является прямым нарушением конституционных прав граждан.
В адрес АО «Газпромнефть-ОНПЗ» направлялось обращение осуществить отселение жителей МКД, путем выкупа или предоставления иных жилых помещений пригодных для проживания граждан и отвечающих требованиям действующего законодательства (том 1, л.д.15-22). До настоящего времени ответчиком указанные требования не исполнены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
Разрешая спор суд первой инстанции исходил из следующего.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что МКД № <...> по <...> в г. Омске расположен в границах СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В силу ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий).
Частью 2 ст. 36 данного Федерального закона установлено, что при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, охране окружающей среды.
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статья 2).
Статьей 8 названного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Данному праву граждан корреспондирует установленная статьей 11 Федерального закона обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Частью 3 статьи 20 названного Федерального закона установлено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от 3.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила, Правила установления санитарно-защитных зон)
В соответствии с пунктом 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно пп. «а» пункта 3 названных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию.
В силу пп. «а» п. 5 Правил в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях: размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Согласно пункта 6 Правил установления санитарно-защитных зон при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
Пунктом 14 Правил установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению об установлении санитарно-защитной зоны, включающий в себя, в том числе проект санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит, в том числе сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны; в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны; г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
Согласно п. 18 Правил в решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются: а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта); б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящих Правил.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, класс опасности промышленных объектов и производств, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству устанавливаются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74).
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Пунктом 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
По смыслу приведенного правового регулирования санитарно-защитная зона - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в том числе путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При этом перечень таких мер, направленных на минимизацию возможного вредного воздействия хозяйственной деятельности на человека, подлежит индивидуальному определению в каждом конкретном случае в зависимости от вида негативного воздействия хозяйственной деятельности на человека, его интенсивности и иных заслуживающих внимания факторов. В целях соблюдения баланса прав и законных интересов хозяйствующего субъекта с одной стороны, и лиц, проживающих на территории, оказавшейся в границах санитарно-защитной зоны, действующим законодательством предусмотрен порядок установления санитарно-защитной зоны, обязательным этапом которого является разработка и согласование проекта санитарной защитной зоны, подлежащего экспертной проверке на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
После разработки проекта санитарной защитной зоны и получения на него экспертного заключения в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, хозяйствующий субъект обращается в уполномоченные органы для установления окончательной санитарной защитной зоны.
Сам по себе факт нахождения МКД по адресу: <...>, в границах санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ», либо в непосредственной близости от данной зоны не является безусловным основанием для принятия решения об отселении жителей, проживающих в указанном МКД. Данные мероприятия должны быть специально предусмотрены проектом СЗЗ, при наличии к этому оснований. При этом, факт расположения жилой застройки вблизи производственных объектов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» ответчиком был учтен при разработке проекта СЗЗ.
Согласно санитарной классификации по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 АО «Газпромнефть-ОНПЗ» относится к предприятиям 1-го класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны – 1 000 м (п. 7.1 Промышленные объекты и производства пп. 7.1.1 Химические объекты и производства: позиция 13 производство по переработке нефти, попутного нефтяного и природного газа; позиция 32 производство битума и других продуктов из остатков перегона каменноугольного дегтя, нефти, хвои).
В 2013-2014гг. для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» разработан и представлен в установленном порядке на согласование в части соответствия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Проект санитарно-защитной зоны ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» с учетом планов реконструкции/технологического перевооружения производства на период до 2025 года.
В 2017 году проект СЗЗ был актуализирован с учетом строительства комплекса гидроизодепарафинизации, предусматриваемого к вводу в эксплуатацию в 2021 году.
Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № <...> от 17.09.2018 установлена СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (том 1, л.д.187-197).
Основанием для принятия данного решения послужил, в том числе проект расчетной СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» с учетом дополнений к нему.
На данный проект расчетной СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № <...> от 26.12.2017 (том 1, л.д.184-186).
В приложении к санитарно-эпидемиологическому заключению № <...> от 26.12.2017 указано, что проект санитарно-защитной зоны АО «Газпромнефть-ОНПЗ» разработан для действующего предприятия с учетом строительства комплекса установки гидроизодепарафинизации. Согласно действующему проекту пределов допустимых выбросов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на существующее положение (2017 год) предприятия не достигает нормативов качестве атмосферного воздуха по содержанию сероводорода, ксилола, бензола, фенола и групп суммации 6003 (аммиак, сероводород), 6038 (серы диоксид, фенол), 6043 (серы диоксид, сероводород). Предприятием разработан комплекс мероприятий по сокращению указанных выбросов в атмосферу, сроком выполнения до 2021 года. По состоянию на 2021 год прогнозируется достижение пределов допустимых выбросов по всем загрязняющим веществам. В целях контроля за уровнем воздействия предприятия на прилегающие жилые районы, мониторинг качества атмосферного воздуха и замеры уровней шума должны проводиться в течение всего периода модернизации и развития предприятия (том 1, л.д.185).
Также для организации СЗЗ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ответчиком разработан «План контрольных организационных мероприятий по использованию территорий, прилегающих к санитарно-защитной зоне» (том 1, л.д.186).
В 2019 году с целью подтверждения установления СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» был разработан новый проект СЗЗ, который по сравнению с проектом 2017 года был дополнен картой (планом) зоны с особыми условиями использования территории. Также был произведен анализ протоколов выполненных исследований (измерений) качества среды обитания на границе СЗЗ, жилых территорий.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача № <...> от 23.12.2019 проект СЗЗ основной производственной площадки с учетом блока биологической очистки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (том 1, л.д.209).
Из приложения к данному санитарно-эпидемиологическому заключению следует, что АО «Газпромнефть-ОНПЗ» для достижения соответствия качества атмосферного воздуха санитарно-эпидемиологическим требованиям был разработан и согласован в составе проекта нормативов пределов допустимых выбросов основной производственной площадки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» План мероприятий, предусматривающий замену (вывод из эксплуатации) физически изношенного и морально устаревшего оборудования по очистным сооружениям со строительством современных сооружений, замещающих выводимый комплекс.
Дополнительно ответчиком было выполнено компенсационное воздухоохранное мероприятие в виде снижения производительности установок по обезвреживанию нефтешламов (УПНШ) на 50% с соответствующим снижением выбросов загрязняющих веществ. Указанные компенсационные воздухоохранные мероприятия имеют следствием сокращение выбросов загрязняющих веществ. Целью разработки мероприятий по сокращению выбросов является достижение санитарно-гигиенических результатов на нормируемых объектах (в том числе существующая жилая застройка).
Анализ результатов расчетов зоны химического загрязнения атмосферного воздуха, создаваемой выбросами объектов, расположенных в границах СЗЗ на перспективу показал, что после выполнения мероприятий по сокращению выбросов и достижения пределов допустимых выбросов санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ, на границе жилой застройки и на границе территорий с повышенными требованиями к качеству атмосферного воздуха (садовые участки) выполняются по всем индивидуальным загрязняющим веществам и группам суммации; предусмотренная перспектива развития предприятия на 2020-2030 гг. не будет сопровождаться увеличением приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе до сверхнормативного уровня.
После выполнения мероприятий по достижению пределов допустимых выбросов зона загрязнения, включая садовые участки, пространственно будет полностью локализована внутри СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ», что обеспечит соблюдение санитарных правил и отсутствие вреда гражданам, проживающим на территориях вне СЗЗ, а также в жилом <...> (ближайший жилой дом к основной промплощадке АО «Газпромнефть-ОНПЗ»).
В результате проведения акустических расчетов установлено, что уровни звукового давления и уровни звука в расчетных точках не превышают нормативные значения в дневное и ночное время суток.
Для оценки риска здоровья населения, обусловленного эффектом хронического воздействия при загрязнении атмосферного воздуха, предусмотрены мониторинговые наблюдения за среднесуточными концентрациями загрязняющих веществ, в том числе в контрольной точке на границе СЗЗ возле жилого <...> (том 1, л.д.209 оборот).
При изложенном, ответчиком в целях осуществления контроля за состоянием окружающей среды предусмотрен ряд изложенных выше природоохранных мероприятий, которые направлены на снижение последствий возможного негативного воздействия хозяйственной деятельности ответчика.
Таким образом, утвержденным проектом СЗЗ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не предусмотрено обязанности по отселению жителей <...> об утверждении проекта, сам проект СЗЗ не оспорены.
Законом также не предусмотрено обязанности собственника соответствующего промышленного объекта или производства, в отношении которого установлена СЗЗ (в настоящем случае АО «Газпромнефть-ОНПЗ»), производить выкуп или предоставление иных жилых помещений жителям, жилые помещения которых расположены в границах СЗЗ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу иного благоустроенного жилого помещения либо по выкупу принадлежащей ей квартиры в связи с установлением ответчиком СЗЗ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено.
Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона, повлекших вынесение незаконного решения, коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Омска от 28 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Масаловой С. А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 октября 2021 года.