Судья Гаджиева Л.Ф. Дело № 33-9390/2022
УИД 24MS0120-01-2021-000141-48
2.116г.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе председательствующего: Макаровой Ю.М.,
судей: Потехиной О.Б., Килиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Килиной Е.А. гражданское дело № по исковому заявлению ПАО «Красноярскэнергосбыт» к К.А.В. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, встречным искам К.А.В. к ПАО «Красноярскэнергосбыт» об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, взыскании излишне уплаченных денежных средств, обязании предоставить скидку, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе К.А.В.
на решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 26 января 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования ПАО «Красноярскэнергосбыт» к К.А.В. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии удовлетворить.
Взыскать с К.А.В. в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» задолженность по оплате электроэнергии в размере 4 728,68 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 800 рублей, а всего 5 528,68 рублей.
В удовлетворении исковых требования К.А.В. к ПАО «Красноярскэнергосбыт» об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, обязании предоставить скидку, компенсации морального вреда отказать»,
УСТАНОВИЛА:
ПАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате электроэнергии. Требования мотивировало тем, что между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения по адресу жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии с которым, истец обязался поставлять электроэнергию через присоединенную сеть, а ответчик оплачивать принятую электроэнергию. ФИО1 обязательства исполнялись ненадлежащим образом, в связи с чем, за период с <дата> по <дата> образовалась задолженность. Просило взыскать с ФИО1 задолженность за потребленную электроэнергию в период с <дата> по <дата> в размере 4 728,68 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
ФИО1 обратилась к ПАО «Красноярскэнергосбыт» со встречным иском (с учетом уточнений) об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, взыскании излишне уплаченных денежных средств, обязании предоставить скидку, компенсации морального вреда. Требования мотивировала тем, что является инвалидом с <дата>, в связи с чем, в феврале 2020 года ею подано заявление в ресурсоснабжающую организацию по вопросу установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии, в удовлетворении которого ей было отказано. Просила обязать ПАО «Красноярскэнергосбыт» произвести перерасчет за потребленную электроэнергию в период с <дата>, в пределах социальной нормы с учетом повышающего коэффициента в 1,5 раза; в дальнейшем применять к объему электроэнергии в пределах социальной нормы повышающий коэффициент 1,5; обязать ПАО «Красноярскэнергосбыт» предоставлять скидку не менее 50% на оплату коммунальной услуги; взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
ПАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в суд с иском, впоследствии уточненном, к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, ссылаясь на то, что между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения по адресу жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии с которым, истец обязался поставлять электроэнергию через присоединенную сеть, а ответчик оплачивать принятую электроэнергию. ФИО1 обязательства исполнялись ненадлежащим образом, в связи с чем, за период с <дата> по <дата> образовалась задолженность в сумме 5 479,74 рублей. С учетом оплаты сумм в размере 4 000 рублей и 1 879,74 рублей в счет погашения образовавшейся задолженности, просило взыскать с ответчика ФИО1 уплаченную государственную пошлину в размере 400 рублей.
ФИО1 обратилась к ПАО «Красноярскэнергосбыт» со встречным иском об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, взыскании излишне уплаченных денежных средств, обязании предоставить скидку, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что она является инвалидом с <дата>, в связи с чем, в феврале 2020 года ею подано заявление в ресурсоснабжающую организацию по вопросу установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии, в удовлетворении которого было отказано. Просила суд обязать ПАО «Красноярскэнергосбыт»: произвести перерасчет за потребленную электроэнергию в период с <дата> в пределах социальной нормы с учетом повышающего коэффициента в 1,5 раза; в дальнейшем применять к объему электроэнергии в пределах социальной нормы повышающий коэффициент 1,5; в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предоставлять скидку не менее 50% на оплату коммунальной услуги; взыскать с ПАО «Красноярскэнергосбыт» компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Определением от <дата> гражданские дела объединены в одно производство.
Определением суда от <дата> по делу произведена замена ответчика/истца ФИО1 связи с её смертью на правопреемника К.А.В.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик (истец по встречным искам) К.А.В. выражает несогласие с постановленным решением, полагая его необоснованным. Указывает, что суд первой инстанции не рассмотрел по существу встречные исковые требования, применил нормы права, неподлежащие применению. ФИО1 не предоставлялась компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилищно- коммунальных услуг в денежной форме, в связи с чем она имела право на предоставление льготы в виде скидки по оплате коммунальных услуг. Доводы жалобы аналогичны позиции, изложенной во встречных исковых заявлениях. Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований ПАО «Красноярскэнергосбыт» отказать, встречные исковые требования удовлетворить.
В письменным возражениях ПАО «Красноярскэнергосбыт», возражая по доводам жалобы, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения К.А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ПАО «Красноярскэнергосбыт»- П.Е.Ю., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Удовлетворяя исковые требования ПАО «Красноярскэнергосбыт» и отказывая в удовлетворении встречных требований К.А.В., руководствуясь положениями ст. 30, ст. 153, ст. ст. 155, 157 Жилищного кодекса РФ, ст. 539, ст. ст.540, 544 Гражданского кодекса РФ, приведя содержание пункта 69 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442, пункта 17 Правила предоставления соответствующих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 и условия договора энергоснабжения, проверив расчет задолженности, представленный истцом по первоначальному иску ПАО «Красноярскэнергосбыт», и установив правомерность начисленной истцом задолженности, суд удовлетворил исковые требования ПАО «Красноярскэнергосбыт» к К.А.В. о взыскании задолженности по оплате электроэнергии в размере 4 728,68 руб.
При этом, руководствуюсь положениями постановления Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 13.12.2005г. N 273 "Об утверждении социальных норм потребления электрической энергии, поставляемой населению Красноярского края", Положением о порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 г. N 614, нормами Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 160 Жилищного кодекса РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", суд исходил из того, что оснований для перерасчета заложенности по потреблению электроэнергии не имеется, поскольку размер платы за электрическую энергию, исчислен в соответствии с требованиями действующего законодательства, доказательств, свидетельствующих, что расчет произведен неверно, не представлено.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ФИО1 являются сторонами по договору электроснабжения.
ФИО1 была зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, на неё открыт лицевой счет №, за потребленную электроэнергию не оплачивала.
За период с <дата> по <дата> истец отпустил на объекты ответчику электроэнергию на сумму 1 479,74 рублей, с <дата> по <дата> истец отпустил на объекты ответчику электроэнергию на сумму 5 728 рублей.
Расчет потребленной электроэнергии осуществлен по показаниям приборов учета, по тарифам, установленным Министерством тарифной политики Красноярского края.
Также установлено, что ФИО1 являлась инвалидом III группы по общему заболеванию бессрочно с <дата> Впервые инвалидность III группы по общему заболеванию ФИО1, была установлена с <дата> <дата>.
Из представленных платежных документов за <дата>, <дата>, <дата> следует, что расчет за пользование электроэнергией делается по тарифу: 110 кВт по социальной норме, остальное количество потребленной электроэнергии – по тарифу сверх социальной нормы.
В связи с оплатой задолженности за период с <дата> по <дата> в размере 1 479,74 рублей и за период с <дата> по <дата> в размере 1000 рублей, ПАО «Красноярскэнергосбыт» уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность за период с <дата> по <дата> в размере 4 728,68 рублей.
До настоящего времени имеющаяся задолженность ответчиком в полном объеме не оплачена.
В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ указано, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 ст.155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 159 ЖК РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с частью 4 статьи 159 ЖК РФ, субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статей 541, 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из п. п. 3, 4 ст. 539 Гражданского кодекса РФ следует, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным указанным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", которым утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила предоставления соответствующих услуг (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), а также приказ Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 г. N 6, которым утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
В соответствии с п. 1 Правила предоставления коммунальных услуг, потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги, исполнителем - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом "и" пункта 69 Правила предоставления коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг указывать в платежном документе сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок, но только до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме.
Согласно п. 76 Правил предоставления коммунальных услуг №354, в случае если потребителю в установленном порядке предоставляется льгота в виде скидки по оплате коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
В силу пункта 77 Правил предоставления коммунальных услуг №354 в случае если потребителю, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме, размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, законом предусмотрен механизм получения гражданами льгот по ЖКУ путем обращения в Управление социальной защиты населения. Льготы предоставляются на основании заявления лица, имеющего право на получение таких льгот, с учетом реестров о фактических оплатах гражданами коммунальных услуг, направляемых ПАО «Красноярскэнергосбыт» в Управление социальной защиты населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №861 утверждены Правила предоставления субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
При этом пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются формы предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Скидка не ниже 50 процентов на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), на которую имеют право инвалиды в соответствии с частью тринадцатой ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реализуется путем предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации; форма их предоставления определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (статья 28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, в связи с предоставлением указанным категориям граждан социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме, в силу пункта 77 Правил №354 размер платы за коммунальные услуги, рассчитываемый ответчиком, уменьшению не подлежит.
На основании доводов апелляционной жалобы, с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", учитывая, что по данному делу по требованию истца по встречному иску юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством с учетом подлежащих применению норм материального права является выяснение вопроса о реализации ФИО1 своих прав на социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме судебной коллегией были истребованы и приобщен к материалам дела в качестве нового доказательства информация Управления социальной защиты населения от <дата>, заявление ФИО1 о предоставлении социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме от <дата>, протокол УСЗН от <дата> для определения мер социальной поддержки, а также уведомление о назначении мер социальной поддержки на оплату помещения и коммунальных услуг от <дата>
Согласно указанного ответа <дата> ФИО1, зарегистрированная по адресу: <адрес> и состоящая на учете в УСЗН как инвалид III группы, обратилась в УСЗН для назначения мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, 29.06.2020г. УСЗН было принято положительное решение о назначении мер социальной поддержки. Ежемесячно ФИО1 предоставлялась компенсация за оплату коммунальных услуг (холодное водоснабжение водоотведение, ГКО, электроэнергия). Выплата прекращена с <дата> в связи смертью получателя.
В силу вышеизложенных положений п.76, п.77 Правил предоставления коммунальных услуг №354, ввиду того, что ФИО1 было реализовано право на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, последняя утратила право на получение льготы в виде скидки по оплате коммунальных услуг (п.76 Правил №354) и размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежал и подлежал уплате в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает правильным выводы суда первой инстанции, так как они основаны на правильно примененных нормах материального права и фактических обстоятельствах дела, объективно установленных судом.
Приведенные обстоятельства были обоснованно расценены судом первой инстанции в качестве достаточных оснований для удовлетворения требований ПАО «Красноярскэнергосбыт» и отказа в удовлетворении встречных требований К.А.В.
Также, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных платежей осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и предусматривает представление документов, подтверждающих, что заявитель имеет право на ту или иную меру социальной поддержки и не может носить ретроспективный характер. Принимая во внимание, что заявление о предоставлении компенсации подано ФИО1 в <дата> и с указанного периода последняя получала соответствующие денежные средства, у суда отсутствовали основания для снижения размера задолженности ответчика по оплате жилья и коммунальных услуг за заявленный истцом период.
Таким образом, доводы ответчика в апелляционной жалобе не могут являться основаниями для отмены правильного решения суда первой инстанции.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 26 января 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу К.А.В., - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: