Решение по делу № 2-2821/2022 от 03.06.2022

Дело № 2-2821/2022

             УИД 55RS0007-01-2022-003677-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2022 года                                      город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Эннс Т.Н., при секретаре судебного заседания Чередниченко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.И.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, зачете периодов трудовой деятельности в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной пенсии по старости,

                    УСТАНОВИЛ:

Истец Р.И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, зачете периодов трудовой деятельности в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что она полагает, что у нее имеется право на досрочный выход на пенсию по специальному стажу. Ранее она проживала в <адрес>. В 1989 году она поступила в <данные изъяты> и окончила его с отличием в 1993 году. Ей присвоена квалификация воспитателя в дошкольных учреждениях. В этом же году устроилась по специальности на работу в детский сад <данные изъяты> воспитателем. Согласно ее трудовой книжке серия ее общий педагогический стаж в Казахстане составил 24 года. В настоящее время она продолжает трудовую деятельность в дошкольном образовательном учреждении г. Омска. На протяжении ее трудовой деятельности она работала официально, работодателем производились все необходимые отчисления. Все периоды осуществления ее трудовой деятельности подтверждаются записями в трудовой книжке и печатями организаций.

В Российскую Федерацию на постоянное место жительства она вместе с семьей переехала в апреле 2013 года по государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

С мая 2013 года по настоящее время она работает воспитателем в <данные изъяты>

Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста. Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведении занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья. Работая в детском саду, она также занималась педагогической деятельностью, связанной с воспитанием детей. Эти периоды ее работы должны быть засчитаны в педагогический стаж. Она всегда работала по специальности, в соответствии с полученным ею образованием. Работала на полную ставку, вела образовательную и воспитательную деятельность с детьми дошкольного возраста. Поскольку стаж ее работы в качестве воспитателя и педагога составляет уже более 30 лет, полагает, что имеет право на досрочный выход на пенсию по специальному стажу.

Она обратилась в ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области с заявлением о досрочном назначении пенсии, но ей было отказано по причине отсутствия у застрахованного лица требуемого специального стажа. ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области приняло решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно данному решению в стаж на соответствующих видах работ учтены только периоду ее работы в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Периоды ее работы в Республике Казахстан не были учтены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Она не согласна с данным решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ . Считает его незаконным, необоснованным, подлежащим отмене по следующим основаниям. Считает, что Пенсионным фондом нарушены ее права и законные интересы. Периоды ее педагогической деятельности в Республике Казахстан должны быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии.

Она работала и занималась педагогической деятельностью, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд. Поэтому данные периоды должны быть включены в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Она обращалась с заявлениями к работодателям в Казахстане и получила архивные справки, подтверждающие ее педагогическую деятельность и отчисления работодателей. Архивными справками подтверждается выполнение ею работы на полную ставку, таким образом, данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Учреждения, в которых она работала воспитателем, осуществляли исключительно педагогическую, образовательную деятельность, направленную на образование детей дошкольного возраста и находились в ведении отдела образования по <данные изъяты> управления образования <адрес>.

Должность «воспитатель» предусматривается Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Детские сады всех наименований: центр развития ребенка-детский сад, ясли-сад (сад-ясли) также относится к дошкольным образовательным учреждениям, предусмотренным указанным Списком.

До 2002 года в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, при назначении пенсии учитывался общий трудовой стаж. Поэтому пенсионные права, сформировавшиеся до 2002 года, учитываются с учетом общего трудового стажа.

В ее трудовой стаж не были включены периоды работы на территории Республики Казахстан, с чем она не согласна.

Гражданам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом, стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность (п.1 Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.1994 года № 497).

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств- участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств- участников Соглашения от 13.03.1992 года. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст.ст.99-104 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90 года.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5, а также разъяснениями Пенсионного фонда РФ от 19 марта 2004 года предусмотрено, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии и должности предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, то период работы в данной организации и должности, протекавший до 1 января 1992 года рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе, постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Согласно пункту 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

На основании подпункта 19 п.1 ст.30, ч.2 ст.30, ч.8 ст.13, пункта 9 ст. 30, части 1 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 7, ст. 45 Конституции Российской Федерации просит признать незаконным и отменить решение об отказе в установлении пенсии, принятое ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Р.И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать ГУ-отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоду работы Р.И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГУ –Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области досрочно назначить ей, Р.И.В. страховую пенсию по старости.

В период рассмотрения дела судом истица Р.И.В. дополнила и уточнила исковые требования: согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.100) просит назначить пенсию с даты обращения в Пенсионный фонд – с ДД.ММ.ГГГГ В уточненном заявлении (л.д.112-120) просит признать незаконным и отменить решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ , принятое ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области в отношении Р.И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области включить в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии, периоды работы Р.И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по -ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в <данные изъяты> Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить ей, Р.И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В уточненном заявлении (л.д.141) просит назначить пенсию по старости по п.19 ч.1 ст.30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях».

В судебном заседании истец Р.И.В., ее представитель Н.О.А. поддержали исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений. Дополнили, что дополнительно представленные архивные справки, ведомости о начислении заработной платы, данные об отчислениях в Пенсионный фонд подтверждают период работы истицы воспитателем. Из исторических справок следует, что в учреждении было переименование, менялась вывеска, но истица продолжала исполнять обязанности воспитателя на тех же условиях, в ее работе ничего не менялось.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности В.Е.В. возражала против удовлетворения требований в полном объеме, поддержала представленные письменные возражения (л.д.96-99). Истцом в указанный период не подтвержден требуемый специальный стаж. С заявлением истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении ее заявления было установлено, что специальный стаж истицы составил 9 лет 16 дней. В стаж истицы учтены периоды работы в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Период работы истицы на территории Республики Казахстан не был учтен. Назначение досрочных пенсий за периоды работы лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, имевшие место на Территории Республики Казахстан, отменено с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для зачета в специальный стаж при установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периодов работы на территории Республики Казахстан после ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, такие учреждения как Центр дошкольного воспитания, детский сад-начальная школа, школа-сад, начальная гимназия-сад Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением от 29.10.2002 года № 781 не поименованы. Кроме того, у истицы есть ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а периоды ухода за детьми до 1,5 лет и до 3 лет не засчитываются в специальный стаж, так как в соответствии с пунктом 21 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-«О внесении изменений и дополнений в Кодекс закона о труде РФ». С учетом изложенного, считает, что в удовлетворении исковых требований истице необходимо полностью отказать.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Р.И.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости (л.д.56-58,л.д.70-71)

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии истице отказано (л.д.34-36), о чем ей даны дополнительные ответы (л.д.л.д.28-30, л.д.31-33)

При этом, в стаж на соответствующих видах работ ответчиком учтены периоды работы истицы в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в БДОУ г. Омска <данные изъяты>Период работы истицы на территории Республики Казахстан не был учтен. (л.д.72-75)

При этом, согласно записям трудовой книжки истицы (л.д.22-27) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности воспитателя <данные изъяты> в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в центре <данные изъяты> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в <данные изъяты>

Согласно свидетельству о рождении (л.д.142) Р.А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом, истица подтвердила в судебном заседании, что в период с 1995 года по 2000 год она находилась в отпуске по уходу за ребенком (л.д.102 оборот).

В ходе рассмотрения дела судом в материалы дела представлены дополнительные архивные справки (л.д.144-150), подтверждающие начисление заработной платы воспитателю Р.А.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ год.

Кроме того, из Исторической справки ГУ «Отдел образования по городу Семей» Управления образования области Абая следует, что имело место реорганизация (л.д.151-152).

Кроме того, из представленных архивных справок за период: <данные изъяты> год следует, что в период работы Р.И.В. перечислялись обязательные пенсионные отчисления за работников <данные изъяты> Кроме того, представлены данные о переименовании одного учреждения, в котором работала истица. Не смотря на переименование учреждения Р.И.В. работала в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. (л.д.177-188).

Кроме того, в материалы дела представлены изменения в Устав образовательного учреждения, в котором работала истица (л.д.189-220), анализ которых позволяют сделать вывод о том, что истица вне зависимости от переименования данного образовательного учреждения продолжала работать воспитателем в детском саду, фактически, структурные изменения учреждения состояли в присоединении к детскому саду школы и гимназии.

При этом, основываясь на данных о размере заработной платы, суд исходит из того, что обязанности истицы как воспитателя не изменялись.

Архивными справками от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 179) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.185) подтверждается, что за указанный период из заработной платы истицы производились необходимые отчисления.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств приводит суд к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подп. 19 п. 1 ст. 27).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 года N 781).

В целях реализации положений ст. 30 и ст. 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "м" п. 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно,

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 22 сентября 1999 г. N 1067 предусмотрены должность учителя, а также должность воспитателя, старшего воспитателя, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а п. 1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - гимназия.

Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрены должность учителя, а также должность воспитателя, старшего воспитателя, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - гимназия.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими Правилами.

Таким образом, из нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В силу части 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части статьи 4 настоящего ФЗ, за пределами Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992г. "О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Руководствуясь статьей 10 указанного Соглашения, государства-участники СНГ берут на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Право территориальных органов ПФР проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений предусмотрено частью 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности оформления документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений.

Учитывая положения вышеуказанных правовых актов, территориальные органы ПФР должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников Соглашения, в связи с чем, в компетентные учреждения (органы) этих государств направляются запросы.

Пенсии за выслугу лет учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах, устанавливались на основании статьи 37 Закона Республики Казахстан от 17.06.1991г. № 675-ХП “О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» (утратил силу с 01 января 1998г.), действие которой приостановлено с 27.07.1996г. С 1 января 1998 года вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16.07.1996г. № 32-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.

Таким образом, периоды работы в должности воспитателя, непосредственно занятых на педагогической работе, имевшие место на территории Республики Казахстан до 27.07.1996 г. могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.

При досрочном назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» документально подтверждается наличие в государстве- участнике Соглашения схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения путем направления соответствующих запросов в компетентные органы иностранного государства.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Таким образом, отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для не включения спорных периодов в специальный стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории РФ, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ, а не законодательства Республики Казахстан.

Как установлено судом и следует из материалов дела и дополнительно представленных истицей архивных справок, фактически истица в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя <данные изъяты> период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>

При этом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по уходу за ребенком, не работала, соответственно, данный период не подлежит включению в ее специальный стаж.

Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ – дата подачи заявления – стаж истицы при включении указанных периодов составил 22 года 5 месяцев 25 дней. Так как требуемая продолжительность стажа осуществления педагогической деятельности – 25 лет, на момент подачи заявления у истицы не имелось необходимой продолжительности специального стажа, как и недостаточно его и на время рассмотрения дела судом. Таким образом, ответчик обоснованно отказал истице в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием у нее необходимого стажа педагогической деятельности. В части требования истицы о назначении ей пенсии иск удовлетворению не подлежит.

Таким образом, исковые требования подлежат только частичному удовлетворению: необходимо обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области зачесть в специальный стаж Р.И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы Р.И.В. в должности воспитателя: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя <данные изъяты> период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Судебные расходы к взысканию не заявлялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Р.И.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, зачете периодов трудовой деятельности в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (ОГРН 1025500739450) зачесть в специальный стаж Р.И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты> для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы Р.И.В. в должности воспитателя: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности воспитателя, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Судебные расходы к взысканию не заявлялись.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    Т.Н. Эннс

Решение суда в окончательной форме принято: 09 января 2023 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2821/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Рыжинская Ирина Владимировна
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Эннс Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
03.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2022Передача материалов судье
10.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Подготовка дела (собеседование)
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2022Судебное заседание
07.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
21.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
09.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее