РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2021 года г. Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Горянинской Л.А.,
при помощнике судьи Плюсниной А.А.,
с участием помощника прокурора г.Усть-Кута Юсуповой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-323/2021 по иску прокурора г.Усть-Кута в интересах Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) и неопределенного круга лиц к администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), Морозову Василию Васильевичу, ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара» о признании пункта договора аренды, соглашения о передачи права по договору аренды недействительными, погашении регистрационной записи.
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор г.Усть-Кута указал, что согласно договору аренды № от 12.10.2015г., заключенному между КУМИ УКМО (г.п.) и Морозовым В.В. арендодатель (КУМИ УКМО г.п.) предоставил, а арендатор (Морозов В.В.) принял в аренду следующее недвижимое имущество: земельный участок площадью 15000 квадратных метров с кадастровым номером №, адрес (описание местоположения): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: земельный участок, почтовый адрес ориентира: <адрес>, участок №, участок находится примерно в 350 метрах на северо-восток от ориентира. Категория земель: земли населённых пунктов. Разрешённое использование: под размещение щебеночного завода.
Согласно п. 6.2 договора арендатор имеет право с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности третьим лицам.
24.05.2016г. Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировано Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 50/15 от 12.10.2015, согласно которому все права и обязанности по договору переданы Морозовым В.В. ООО «ЛП «Ангара».
В силу ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Законодателем императивно установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной и государственной собственности, для строительства посредством проведения торгов.
В соответствии с п. 7 ст. 448 ГК РФ, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Таким образом, п. 6.2. договора аренды противоречит законодательству.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №50/15 от 12.10.2015, заключенное между Морозовым В.В. ООО «ЛП «Ангара» недействительно.
В силу п.п. 1,2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом письменных уточнений просит признать п. 6.2 договора аренды земельного участка № 50/15 от 12.10.2015, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом (городского поселения) и Морозовым Василием Васильевичем недействительным; признать недействительным Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 50/15 от 12.10.2015 между Морозовым Василием Васильевичем и ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара» ; погасить регистрационную запись в Едином Государственном реестре недвижимости № № от 24.05.2016.
В судебном заседании помощник прокурора г.Усть-Кута Юсупова В.О. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила исковые требования удовлетворить.
Представители ответчиков администрации УКМО (гп), ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара», ответчик Морозов В.В. в суд не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ответчик Морозов В.В., представитель ответчика администрации УКМО (гп) исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара» направил в суд письменные возражения по иску, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Иркутской области в суд не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения по иску.
Выслушав объяснения помощника прокурора г.Усть-Кута, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов установлены статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи (данное законодательное ограничение введено федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.03.2015).
Согласно пункту 7 статьи 448 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»), если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор, в силу пункта 9 статьи 22 ЗК РФ, вправе, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления.
По смыслу вышеприведенных нормативных положений, применительно к отношениям по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними нормы земельного законодательства имеют приоритет над нормами гражданского законодательства.
Вместе с тем, диспозитивная конструкция нормы, содержащейся в пункте 9 статьи 22 ЗК РФ, допускает возможность ограничения законом права арендатора земельного участка, находящегося в публичной собственности, на передачу третьим лицам своих прав и обязанностей по договору аренды.
Такое ограничение, в частности, содержится в пункте 7 статьи 448 ГК РФ, которым установлен запрет на перенаем земельного участка, предоставленного по договору, подлежащему заключению только на торгах и фактически заключенному на них.
Приведенное правило направлено, в конечном счете, на обеспечение соблюдения принципа конкуренции при проведении торгов и недопущение предоставления лицу, участвовавшему и особенно не участвовавшему в проведении торгов, необоснованных преимуществ; на исключение возможности для лица, не участвовавшего в торгах, стать стороной по договору в обход установленной процедуры, а в случае, когда проведение торгов предусмотрено законом, - в обход закона, что расценивается как злоупотребление правом (пункт 3 статьи 10 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, 12 октября 2015 года, на основании протокола № 1 от 28.09.2015 года рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе №, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) (арендодатель) и Морозовым В.В. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № 50/15, по условиям которого арендодатель передал арендатору земельный участок площадью 15000 квадратных метров с кадастровым номером №, адрес (описание местоположения): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: земельный участок, почтовый адрес ориентира: <адрес>, участок №, участок находится примерно в 350 метрах на северо-восток от ориентира. Категория земель: земли населённых пунктов. Разрешённое использование: под размещение щебеночного завода.
Согласно п. 6.2 договора арендатор имеет право с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности третьим лицам.
11 мая 2016 года, после получения согласия арендодателя, между Морозовым В.В. и ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара» было заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 50/15 от 12.10.2015 года, по условиям которого Морозов В.В. передал свои права и обязанности арендатора ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара».
Данное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Иркутской области 24 мая 2016 года за №.
Договор аренды земельного участка от 12.10.2015г., Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 11.05.2016 года заключены после даты вступления в силу пункта 7 статьи 448 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ), следовательно, на них распространяются ограничения, введенные данной нормой.
Как установлено судом, ответчик Морозов В.В. не относится к числу перечисленных в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ лиц, которым земельный участок мог быть предоставлен в аренду без проведения торгов. Договор аренды земельного участка с ним мог быть заключен только на торгах и фактически заключен на аукционе.
Признание аукциона несостоявшимся не может быть приравнено к его непроведению и подписание договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 ЗК РФ является результатом аукциона. Так, в соответствии с названной нормой договор аренды земельного участка заключается с лицом, единственная заявка которого на участие в аукционе и сам заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона.
Таким образом, произвольная замена стороны в обязательстве посредством заключения Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, в данном случае, является недопустимой, поскольку фактически позволило ответчику Морозову В.В. по своему усмотрению определить в качестве стороны договора иное лицо без учета требований, предъявляемых законом к участникам соответствующих правоотношений.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ определено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, судом установлено, что при заключении Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 50/15 от 12.10.2015 года был нарушен установленный законом запрет на передачу права владения и пользования муниципальным имуществом, и в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ следует квалифицировать данное Соглашение как ничтожную сделку, посягающую на публичные интересы.
Кроме того, как разъяснено в абзаце 2 пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Поскольку условия договора аренды земельного участка №50/15 от 12.10.2015 года о праве арендатора передавать свои права и обязанности третьим лицам ( п.6.2 договора) противоречат действующему законодательству, то данный пункт договора необходимо признать недействительным.
Ссылка ответчиков на пункт 9 статьи 22 ЗК РФ несостоятельна, так как федеральным законом установлен прямой запрет на уступку прав по договору аренды, заключенному по результатам торгов, иным лицам.
Таким образом, исковые требования прокурора г.Усть-Кута о признании недействительными п. 6.2 договора аренды земельного участка № 50/15 от 12.10.2015 года и Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 50/15 от 12.10.2015 заключенного между Морозовым Василием Васильевичем и ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара» подлежат удовлетворению.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Суд полагает возможным применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде погашения регистрационной записи в Едином государственном реестре недвижимости за №.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора г.Усть-Кута подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г.Усть-Кута удовлетворить.
Признать п. 6.2 договора аренды земельного участка № 50/15 от 12.10.2015, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом (городского поселения) и Морозовым Василием Васильевичем недействительным.
Признать недействительным Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 50/15 от 12.10.2015 заключенного между Морозовым Василием Васильевичем и ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара».
Погасить регистрационную запись в Едином Государственном реестре недвижимости № от 24.05.2016 о наличии права аренды ООО «Лесопромышленное предприятие «Ангара» на земельный участок с кадастровым номером №
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 27 апреля 2021г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Горянинская
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ