Дело №2-842/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2017 года п. Матвеев Курган
Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Коркишко А.И.
с участием помощника прокурора Матвеево-Курганского района Ткач Д.А.,
при секретаре Рогожиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Матвеево-Курганского района в интересах неопределенного круга лиц к отделу образования администрации Матвеево-Курганского района об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Матвеево-Курганского района обратился в районный суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к отделу образования администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, в котором просит обязать отдел образования администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области обеспечить беспрепятственный доступ в здание администрации по <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Матвеево-Курганского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в отделе образования администрации Матвеево-Курганского района, в ходе которой выявлено отсутствие пандуса, необходимого для свободного передвижения и доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, к объекту социальной инфраструктуры. По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, однако конкретные меры для устранения выявленных нарушений не приняты. Здание отдела образования администрации Матвеево-Курганского района, расположенное по <адрес>, не оборудовано устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом. Бездействие администрации района по обустройству входа в здание пандусом при входе в здание влечет за собой нарушение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Негативным последствием вышеуказанного нарушения законодательства может явиться отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов для получения, в частности муниципальных услуг.
Помощник прокурора Ткач Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по указанным в иске доводам и основаниям, просил их удовлетворить.
Представители ответчика отдела образования администрации Матвеево-Курганского района по доверенности Ковалевский А.А. и Коваленко В.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, сославшись на то, что вход в здание отдела образования будет оборудован кнопкой вызова, которой могут воспользоваться инвалиды, после чего вышедшие из здания сотрудники отдела образования на руках помогут занести инвалида в коляске в здание.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 2 Федерального закона 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно статье 15 данного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП-59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года №605.
Согласно п. 4.1.14 СП-59.13330.2012 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Пунктом 4.1.15 СП-59.13330.2012 предусмотрено, что длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5х1,5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2,1х2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.
В соответствии с п.4.1.16 СП-59.13330.2012 поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что здание отдела образования администрации Матвеево-Курганского района, расположенное по адресу: ул.1-я Пятилетка, 104, п. Матвеев Курган, Ростовской области, не оборудовано устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом и поручнями на наружной лестнице, в связи с чем для инвалидов, использующих кресла-коляски, созданы препятствия для доступа к объекту социальной инфраструктуры, к числу которых относится вышеуказанное здание отдела образования администрации Матвеево-Курганского района.
Учитывая, что здание отдела образования администрации Матвеево-Курганского района является объектом социальной инфраструктуры, то на отдел образования распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемое учреждением помещение.
В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,
если иное не предусмотрено законом или договором.
Несение бремени содержания имущества означает, что финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, несет собственник здания, что согласуется с позицией Конституционного Суда РФ (Определение от 13 мая 2010 года №689-О), согласно которой публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов возлагается на собственников зданий, если нормативно не установлено иное.
Довод ответчика о возможности обеспечить доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, в здание отдела образования путем оборудования только кнопки-вызова и последующего перемещения инвалида с коляской в здание, используя физическую силу сотрудников отдела, суд отклоняет, поскольку в данном случае условием для доступа инвалидов в здание отдела образования будет являться не только исправность кнопки-вызова, но и наличие в штате отдела образования сотрудников, способных на постоянной основе оказывать инвалидам помощь при входе в здание отдела образования путем их перемещения в здание и последующего обратного перемещения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, приняв во внимание, что после внесенного 25.05.2017 года прокурором Матвеево-Курганского района представления в адрес отдела образования администрации Матвеево-Курганского района об устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов ответчиком никаких мер для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в здание отдела образования не принято, что повлекло за собой нарушение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, то исковые требования прокурора суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2012. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 03 ░░░░░░ 2017 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░