Судья: Мартынова Н.В. Дело №33-7550/2021(№2-625/2021)
Докладчик: Слепцова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 24 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Калашниковой О.Н.
судей Слепцовой Е.В., Долматовой Н.И.,
с участием прокурора Шипулина И.И.
при секретаре Легких К.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Слепцовой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Иванова Р.А.
на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 31 мая 2021 года по иску Иванова РА к Новокузнецкому Линейному отделу МВД России на транспорте, о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, восстановлении на службе,
УСТАНОВИЛА:
Истец Иванов Р.А. обратился в суд с иском к ответчику Новокузнецкому Линейному отделу МВД России на транспорте (далее по тексту Новокузнецкий ЛО МВД России), в котором просит суд признать незаконным и отменить приказ об увольнении от 28.12.2020 №, восстановить его на службе в должности полицейского 1 отделения 2 взвода ОРППСП Новокузнецкого ЛО МВД России.
Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в должности полицейского 1 отделения 2 взвода ОРППСП Новокузнецкого ЛО МВД России. 28.12.2020 приказом начальника № он был уволен по основанию п. 7 ч. 2 ст. 82 (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченного руководителя) Федерального закона РФ от 30.11.20211 № 342-ФЗ. Причиной увольнения явился отказ в ношении средств индивидуальной защиты – медицинской маски при несении службы. Считает свое увольнение незаконным, так как он намеренно не исполнял требования, изложенные в документе от 24.04.2020 № 1/4563 «О мерах по профилактике распространения новой короновирусной инфекции», подписанные Министром внутренних дел Колокольцевым В.А., так как данное указание противоречит требованиям ч. 1 ст. 8 ФЗ «О полиции», не является приказом, так как по форме не соответствует Правилам подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, нарушает его конституционные права, изложенные в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, ношение маски в значительной степени отвлекает от несения службы в результате дискомфорта и ограничения видимости, тем самым ставится под угрозу общественный порядок, безопасность и антитеррористическая защищенность граждан и объектов железнодорожного транспорта. Данные обстоятельства не были приняты во внимание при проведении служебной проверки и принятии решения о расторжении контракта и увольнении со службы.
В последующем истец Иванов Р.А. уточнил основания исковых требований и полагал, что основанием к увольнению со службы явилось предвзятое отношение руководства к нему, так как им дважды были оспорены приказы о дисциплинарных взысканиях, кроме того, он неоднократно сообщал руководству о систематическом нарушении сотрудниками ОРППСП прав граждан, превышении полномочий. Уволив истца со службы, руководство избавилось от него как от единственного кто открыто критиковал их работу.
В судебном заседании истец Иванов Р.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований.
Представитель ответчика Новокузнецкого ЛО МВД России - Пономарева Е.С., действующая на основании доверенности № от 26.02.2021, в судебном заседании заявленные требования не признала. Полагает, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности было законным, поэтому доводы о незаконности результатов служебной проверки и приказа о привлечении Иванова Р.А. к дисциплинарной ответственности являются необоснованными. Порядок и сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюдены. В течение года Иванов Р.А. был дважды привлечен к дисциплинарной ответственности. Данные приказы им в установленном порядке обжалованы не были. Просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать в полном объеме.
В материалы дела представлены письменные возражения относительно исковых требований Иванова Р.А. (л.д. 23-26).
Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 31 мая 2021 года постановлено:
Иванову РА в удовлетворении исковых требований к Новокузнецкому Линейному отделу МВД России на транспорте о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, восстановлении на службе отказать.
В апелляционной жалобе Иванов Р.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Указывает, что приказ № от 24.04.2020 не соответствует требованиям Приказа МВД России №848 от 27.06.2003 и противоречит Федеральному закону от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции».
Также судом не учтен ответ МВД России, полученный им 25.05.2021, который он не мог представить в суд первой инстанции.
Считает, что ношение маски нарушает открытость и публичность несения службы, и создает препятствия в исполнении служебных обязанностей.
Полагает, что Губернатор Кемеровской области – Кузбасса не был уполномочен вводить на территории области режим повышенной готовности. А он не был обязан подчиняться Губернатору Кемеровской области – Кузбасса.
Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 №417 не действует.
Требование от 19.10.2020 не подлежало применению.
Считает, что ношение маски противоречит ч.2 ст.21 Конституции Российской Федерации.
Полагает, что руководители ответчика относятся к нему предвзято.
Представителем Новокузнецкого ЛО МВД России – Пономаревой Е.С. и транспортным прокурором Козловой И.Г. принесены возражения на апелляционную жалобу.
В суд апелляционной инстанции явились истец Иванов Р.А., представитель ответчика Новокузнецкого ЛО МВД России - Пономарева Е.С., действующая на основании доверенности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.11 ТК РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются данным кодексом и иными Федеральными законами.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 3 Федеральный закон о службе в органах внутренних дел).
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно данным трудовой книжки, Иванов Р.А. принят на службу в Новокузнецкий ЛО МВД России 18.09.2008 и уволен 30.12.2020 (л.д. 14-15).
01.09.2019 начальником Новокузнецкого ЛО МВД России с Ивановым Р.А. был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ по должности полицейского отдельной роты патрульно-постовой службы полиции Новокузнецкого ЛО МВД, старший сержант полиции (л.д. 16-17). В обязанности сотрудника входит, в том числе: выполнение приказов и распоряжений руководителей, отданных в установленном порядке и не противоречащих законодательству РФ; быть верным Присяге…; добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с контрактом, должностным регламентом; соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запрет, связанные со службой в ОВД, установленные ст. 29 ФЗ РФ « О полиции»; соблюдать внутренний служебный распорядок… (п. 4.1-4.6).
Приказом начальника Новокузнецкого ЛО МВД России № от 28.12.2020 в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних де или уполномоченного руководителя по основанию п. 7 ч. 2 ст. 82 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации контракт о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с Ивановым Р.А. расторгнут и он уволен со службы (л.д. 149-151).
С данным приказом Иванов Р.А. ознакомился под роспись 30.12.2020 (л.д. 20).
Разрешая возникший спор суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Несогласие апеллянта с постановленным судом решением сводится к тому, что Иванов Р.А. полагает, что не обязан был носить средства индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции, в связи с чем полагает привлечение его к дисциплинарной ответственности незаконным.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что требование министра МВД России от 24.04.202 № 1/4563 О мерах по профилактике распространения новой короновирусной инфекции» требований начальника УТ МВД России по СФО «О мерах по профилактике распространения новой короновирусной инфекции COVID-19 Иванов Р.А. обязан был исполнять в соответствии со своим должностным регламентом, а именно выполнять приказы, указания, распоряжения, в том числе непосредственного руководителя, в соответствии с законодательством нормативными актами МВД России, УТ МВД России по СФО.
Оснований не согласиться с постановленным судом решением у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с Правилами поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций….; при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения…
Министром МВД России в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в подразделениях и организациях МВД России, недопущения распространения COVID-19 среди сотрудников органов внутренних дел РФ … приняты меры в том числе, по ношению сотрудниками и работниками в период несения службы (работы) средств индивидуальной защиты (за исключением рабочих мест при соблюдении дистанции в 1,5 – 2 метра (л.д. 84), с которым Иванов Р.А. ознакомлен под роспись 28.04.2020 (л.д. 85).
Начальником УТ МВД России по СФО 19.10.2020 в целях исполнения требований указания МВД России от 08.10.2020 № 1/11292 «О принятии дополнительных мер по предупреждению распространения COVID-19» издано требование о принятии исчерпывающих мер по обеспечению контроля за использованием личным составом средств индивидуальной защиты (маски, перчатки)… (л.д. 86-87), с которым Иванов Р.А. ознакомлен под роспись 11.11.2020 (л.д. 88).
На основании распоряжения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг с 16.03.2020 на территории Кемеровской области – Кузбасса введен режим функционирования для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций1 «Повышенная готовность», гражданам, находящимся на территории Кемеровской области-Кузбасса, обеспечить соблюдение масочного режима (использование средств индивидуальной защиты органов дыхания….).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Иванов Р.А. проходил службу в Новокузнецком ЛО МВД России в должности полицейского отдельной роты патрульно-постовой службы полиции Новокузнецкого ЛО МВД, старший сержант полиции, то есть, истец имеет специальное звание.
В силу ст. 12 ч. 1 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан:
знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере (п. 1);
знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации (п. 2);
не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (п. 12).
Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции" (ч. 2 указанной статьи).
В силу ст. 13 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:
1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;
2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности...
Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции" (ч. 3).
Иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 4).
Согласно ст. 14 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные ст. 29 Федерального закона "О полиции".
Согласно ст. 29 ч. 2 ФЗ РФ «О полиции» на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности.
В силу ст. 18 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": к требованиям к служебному поведению гражданского служащего относятся: не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство (п. 8).
В соответствии со ст. 15 ч. 3 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со ст. 47, 49 - 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ РФ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе основания и порядок прекращения прохождения данной службы, порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников полиции урегулированы Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ФЗ РФ N 342-ФЗ, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Основанием для наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы послужили результаты служебной проверки от 10.12.2020, решение аттестационной комиссии Новокузнецкого ЛО МВД России от 23.12.2020, приказ Новокузнецкого ЛО МВД России о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения от 24.12.2020 № 187 л/с.
Согласно заключения служебной проверки от 10.12.2020, утвержденного врио начальника Новокузнецкого ЛО МВД России <данные изъяты> 10.12.2020, утвержденной начальником Новокузнецкого ЛО МВД России 05.04.2016, установлен факт нарушения служебной дисциплины Ивановым Р.А., выразившегося в неисполнении п.п. «б,в,г,е» ст. 5 гл. 2 Указа Президента Российской Федерации «О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации от 14.10.2021 № 1377; п.п. 6.8, 7.1 должностного регламента (должностной инструкции) утвержденного начальником Новокузнецкого ЛО МВД России от 27.04.2020, а именно: в неисполнении требований Министра МВД России от 24.04.2020 № 1/4563 «О мерах по профилактике распространения новой короновирусной инфекции COVID-19» п. 2 «ношение сотрудниками и работниками в период несения службы (работы) средств индивидуальной защиты(за исключением рабочих мест при соблюдении дистанции 1,5 - 2 метра), а также требования начальника УТ МВД России по СФО генерал-майора полиции <данные изъяты> от 19.10.2020 №45/5950 «О принятии дополнительных мер по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции COVID-19 (л.д. 63-122). С заключением по результатам служебной проверки № Иванов Р.А. ознакомлен под роспись 11.12.2020 (л.д. 123).
Обстоятельства совершения истцом дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении служебной дисциплины – невыполнении требований Министра МВД России и начальника УТ МВД России по СФО, установленные при проведении служебной проверки, нашли свое подтверждение и в ходе судебного разбирательства и подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств:
материалами служебной проверки, а именно, рапортом начальника ОООП Новокузнецкого ЛО МВД России Скрынникова О.А. о том, что 06.11.2020 Иванов Р.А. находился на службе в здании железнодорожного вокзала без средств индивидуально защиты, на сделанное замечание о несоблюдении «масочного режима» и устранении недостатка Иванов Р.А. ответил, что не будет исполнять данные требования; письменные объяснения Манина А.Н., подтвердившего нахождение Иванова Р.А. при несении службы без средств индивидуальной защиты и отказ в устранении недостатка, письменными объяснениями Иванова Р.А. не отрицавшего данное обстоятельство; рапортом от 14.11.2020 командира взвода ОР ППСП Новокузнецкого ЛО МВД России Камынина В.Ю., рапортом от 14.11.2020 командира ОР ППСП Новокузнецкого ЛО МВД России С.П.Петрова о том, что 14.11.2020 в 16-20 часов находящийся на службе Иванов Р.А. в задании железнодорожного вокзала при беседе с неизвестным гражданином находился без средств индивидуальной защиты «медицинской маски», было сделано замечание, указано на устранение допущенного недостатка, на что Иванов Р.А. ответил, что не будет исполнять данные требования; рапортом от 20.11.2020 начальника отделения ООП Новокузнецкого ЛО МВД России о том, что отстранение 15.11.2020 Иванова Р.А. от исполнения обязанностей послужило агрессивное поведение Иванова Р.А. в отношении Камынина В.Ю, и полицейских ОР ППСП Новокузнецкого ЛО МВД России после сделанных замечаний о нарушении «масочного режима» и последующем отказе от выполнения устного распоряжения руководителя;
объяснениями самого истца, который в ходе судебного разбирательства не отрицал, что в силу своей убежденности он действительно отказывался от ношения медицинской маски при исполнении службы; показаниями свидетелей <данные изъяты> Истец Иванов Р.А. не оспаривает правильность показаний данных свидетелей.
Факт нарушения служебной дисциплины Ивановым Р.А. в виде неисполнения требований министра МВД России и требований начальника УТ МВД России по СФО «О мерах по профилактике распространения новой короновирусной инфекции COVID-19, является доказанным.
Истец в апелляционной жалобе в суде апелляционной инстанции не отрицал, что отказывался использовать средства индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции.
Доводы истца о причинах, послуживших совершению им данного проступка, не являются основанием для нарушения им указанных выше требований и не являются в силу этого обстоятельством, исключающим его дисциплинарную ответственность как сотрудника ОВД.
Демонстративное нежелание исполнять требования министра МВД России, начальника УТ МВД России по СФО в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции в регионе, где распоряжением Губернатора введен режим «повышенной готовности» сотрудником полиции влечет невозможность дальнейшего прохождения службы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В силу ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 7 ФЗ РФ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут нанести ущерб авторитету полиции.
Согласно п. 11 "Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы (п.п. «ж»);
соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения (п.п. «и»);
воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего (п.п. «п»).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 N 7-П, Определения от 21.12.2004 N 460-О-О и от 16.04.2009 N 566-О-О). Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за неоднократное нарушение служебной дисциплины, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Ссылки в апелляционной жалобе на ответ Департамента государственной службы и кадров МВД России по обращению Иванова Р.А. о разъяснении порядка издания ведомственных нормативных актов и проведения служебной проверки не свидетельствуют о незаконности принятого решения и не являются основанием к его отмене.
Законом предусмотрены повышенные требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным, физическим и волевым качествам сотрудника полиции, что обусловлено тяжелыми экстремальными условиями прохождения службы и в целом определяет надежность всей системы защиты безопасности государства и граждан.
Действия истца Иванова Р.А. вышеуказанным требованиями Федеральных законов, должностной инструкции, служебного контракта, типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, не отвечали.
Согласно пояснениям представителя истца в суде апелляционной инстанции в Новокузнецком ЛО МВД России надлежащим образом сотрудники обеспечивались средствами индивидуальной защиты, что истцом не отрицалось.
Доводы апелляционной жалобы, что в отношении Иванова Р.А. указанные выше нормы права и нормативные акты не подлежали применению, основаны на неверном толковании права.
Согласно п. 4.4 контракта Иванова Р.А. о прохождении службы, он несет ответственность за соблюдение служебной дисциплины, ограничений и запретов, связанных со службой в ОВД, установленных ст. 14 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д. 16-17).
Согласно ст. 47 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 48 и 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 49 указанного Закона нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии со ст. 50 Указанного Закона на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
Согласно ч. 3 ст. 51 указанного Закона дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации (ч. 3).
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (п.6).
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (п. 7).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со ст. 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (п. 8).
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (п.9).
В соответствии со ст. 52 указанного Закона Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах...
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:
1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;
2) имеет право:
а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;
в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
В заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) установленные факты и обстоятельства;
2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности, предусмотренная законом, ответчиком была соблюдена в полном объеме.
Проверка по указанию начальника Новокузнецкого ЛО МВД России проводилась компетентным лицом, в ходе проверки были получены объяснения ░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░ 10.02.2020 № ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░, ░, ░» ░░. 5 ░░. 2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░. 2 ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░ 24.08.2019 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 11.02.2020) (░.░. 43-44) ░ ░░ 15.07.2020 № ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. «░» ░░. 5 ░░░░░ 2 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ 14.10.2021 № 1377; ░. 3 ░. 1 ░░. 13 ░░ ░░ 30.11.2011 № 342-░░ «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ …», ░. 6.8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ (░.░.46-48), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 16.07.2020 (░.░. 46-48).
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░.
░ ░░░░ ░. 7 ░. 2 ░░. 82 ░░ ░░ "░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░: ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ № ░░ 28.12.2020 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. 7 ░. 2 ░░. 82 ░░ ░░ № 342-░░ ░░ 30.11.2011, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ 2017. ░░░ ░░░░ ░ 2018 ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2019 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░. 327.1, ░░. 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.– ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.08.2021