Решение по делу № 33-14524/2021 от 17.11.2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Литвинов О.А. 33-14524/2021

24RS0047-01-2021-000218-23

2.111г

29 ноября 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Тарараевой Т.С.

судей Ашихминой Е.Ю., Левицкой Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Постарнак Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихминой Е.Ю.

гражданское дело по иску прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки», администрации Северо-Енисейского района и управлению образования администрации Северо-Енисейского района о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны объекта

по апелляционной жалобе администрации Северо-Енисейского района

на решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 06 сентября 2021 г., которым возложена обязанность на МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки» принять меры к обеспечению охраны объекта (территории), расположенного по адресу: Красноярский край, гп. Северо-Енисейский, ул. Донского, 41А, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Северо-Енисейского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к МБДОУ комбинированного вида «Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки» о возложении обязанности обеспечить охрану объекта, ссылаясь в обоснование иска, что МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки» в соответствии с паспортом безопасности объекта по адресу: <адрес> отнесено к объектам третьей категории опасности. В ходе проверки установлено, что данное учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют работники, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных обязанностей, что влечет нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор просил обязать МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки» обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Определением суда от 28 июля 2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Красноярского края; определением суда от 17 августа 2021 администрация Северо-Енисейского района и Управление образования администрации Северо-Енисейского района привлечены к участию в деле соответчиками, как учредители МБДОУ.

Судом постановлено приведенное решение.

В апелляционной жалобе временно исполняющий полномочия главы Северо-Енисейского района Рябцев А.Н. просит отменить решение суда, считая незаконным и необоснованным. Указывает, что в соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006 при обследовании учреждений комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории) определяется перечень необходимых мероприятий по обеспечению необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим. Поскольку обследование МБДОУ Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки» проведено в 2019 году, учитывая степень угрозы совершения теракта на территории Северо-Енисейского района, мероприятия в части соблюдения п. 25 указанного постановления запланированы комиссией к исполнению в течение 2021 года. Поскольку конкретные сроки реализации обязательных мероприятий по антитеррористической защищенности объектов в Постановлении №1006 не установлены, считают решение суда принятым без учета положений подпункта «е» пункта 11 Постановления №1006. Полагают, что предъявление требований до срока их исполнения, установленного в паспорте безопасности образовательного учреждения (2021 финансовый год), согласованного с надзорными органами, нарушает принцип самостоятельности бюджетов.

В возражениях помощник прокурора Северо-Енисейского района просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации Северо-Енисейского района Красноярского края Пономаревой Ю.А., прокурора Андреевой А.Г., проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и обстоятельствами дела.

В силу п.7 ст.2, ч.3.1 ст.5 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 года "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пп."а" и "б" п.4 и п.6 ч.1 ст.3 Федерального закона N 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона N 35-ФЗ, правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Согласно подп. «б» п.25 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно пп.2 п. 15 ч.3 ст.28 указанного Закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Как следует из материалов дела, в ноябре 2020 г. прокуратурой Северо-Енисейского района проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, в ходе которой установлено, что охрана образовательного учреждения МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки» по адресу: <адрес> не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны.

При дополнительной проверке прокуратурой района 14 мая 2021 г. установлено, что это ранее выявленное нарушение не устранено. Охрану образовательного учреждения осуществляют работники, не имеющие специальных средств защиты, навыков и подготовки по предупреждению преступных посягательств.

31.12.2019 г. Заведующим МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки» утвержден паспорт безопасности, в соответствии с которым объекту МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки» по адресу: <адрес> присвоена третья категория опасности объекта. По заключению комиссии, для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки» необходимо в том числе обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций.

Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав содержание требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006, пришел к обоснованному выводу о том, что антитеррористическая защищенность указанных в данном правовом акте объектов (территорий) не может быть обеспечена без физического присутствия сотрудников охранных организаций, что обусловлено особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

Поскольку, несмотря на предпринимаемые усилия, соответствующий договор с охранной организацией не заключен, источники финансирования не определены, требования законодательства в части надлежащей охраны образовательного учреждения не выполнены, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложении на ответчика обязанности принять меры к обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт неисполнения ответчиком требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта в виде постоянного физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории образовательного учреждения, что влечет потенциальную угрозу жизни и здоровью детей и работников образовательного учреждения, неопределенного круга лиц.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильность выводов суда не опровергают и основанием к отмене решения служить не могут.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд вправе установить определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с длительностью неисполнения ответчиком выявленных нарушений требований закона, о необходимости устранения которых прокурором указано в представлении от 20.11.2020 г., исходя из значимости вопроса, суд правомерно установил срок для исполнения решения. Судебная коллегия находит данный срок разумным и достаточным, находя несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что указанные судом мероприятия подлежат исполнению в течение 2021 финансового года, согласно паспорту безопасности образовательного учреждения.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 06 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в трехмесячный срок со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (в г.Кемерово) с принесением кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Тарараева Т.С.

Судьи Ашихмина Е.Ю.

Левицкая Ю.В.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 02.12.2021 г.

33-14524/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Северо-Енисейского района
Ответчики
МБДОУ Северо-Енисейский детский сад № 4 Жарки
Другие
администрация Северо-Енисейского района
Управление образования администрации Северо-Енисейского района
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Ашихмина Елизавета Юрьевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
29.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2021Передано в экспедицию
29.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее