УИД 13RS0023-01-2023-001194-32
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 2 ноября 2023 года
Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Абдулловой А.Х.,
с участием в деле:
истца (ответчика по встречному иску) Имайкиной Анастасии Владимировны, ее представителя Мирончевой Елены Борисовны, действующей на основании доверенности 13АА 1239261 от 24 мая 2023 года,
ответчика (истца по встречному иску) Администрации городского округа Саранск,
прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело первоначальному иску Имайкиной Анастасии Владимировны к Администрации городского округа Саранск о взыскании выкупной стоимости объекта недвижимости, встречному исковому заявлению Администрации городского округа Саранск к Имайкиной Анастасии Владимировне о прекращении права собственности на жилое помещение и земельный участок, после уплаты размера возмещения,
установил:
Имайкина А.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о взыскании выкупной стоимости объекта недвижимости.
В обоснование исковых требований указала, что ей на праве собственности принадлежит комната в общежитии площадью 13,4 кв.м, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. № 753 «О выявлении оснований для признания многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, аварийными и подлежащими сносу» принято решение о сносе указанных жилых помещений в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, определен срок для отселения граждан в другие благоустроенные жилые помещения – в период с 2018 по 2021 г.
Постановлением Администрации городского округа Саранск № 753 от 28 марта 2018 г. «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес>» принято решение изъять земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 4308,46 кв.м для муниципальных нужд городского округа Саранск.
Она имеет право на возмещение за изымаемое помещение, находящееся в аварийном доме, подлежащем сносу в связи с наличием реальной угрозы жизни и здоровью проживающих в нем граждан, а ответчиком не предприняты надлежащие меры по скорейшему переселению аварийного дома.
Рыночная стоимость принадлежащей ей комнаты в общежитии, с учетом стоимости доли в общем имуществе, включая земельный участок, размер убытков, а также компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого помещения Администрацией го Саранск определена на основании Отчета № 114/11/2022-Н/04 от 9 ноября 2022 г., выполненного ООО «НОКС-ОЦЕНКА», и составила 511600 руб.
Она не согласилась с данной выкупной стоимостью, в связи с чем обратилась в ООО «РАНЭО».
Согласно отчету № 52/03/2023 об оценке рыночной стоимости изымаемой недвижимости, расположенной по адресу: <адрес> с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, а также компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома, рыночная стоимость комнаты в общежитии с учетом стоимости доли в общем имуществе, включая земельный участок, составляет 618236 руб., размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости – 31220 руб., размер компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома – 187604 руб., а всего 837060 руб.
Просит, с учетом изменения заявленных требований, взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Имайкиной А.В. рыночную стоимость комнаты в общежитии площадью 13,4 кв.м, кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес> с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, а также компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома в общем размере 850792 руб.
26 мая 2023 г. к производству суда принято встречное исковое заявление Администрации городского округа Саранск к Имайкиной Анастасии Владимировне о прекращении права собственности на жилое помещение и земельный участок, после уплаты размера возмещения.
В обоснование иска указано, что Имайкина А.В. является собственником жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 13,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Имайкиной А.В. принадлежит доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4308,46 кв.м, который расположен под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда № 2 от 21 февраля 2018 г. постановлением Администрации го Саранск № 753 от 28 марта 2018 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения к. 4А 16.01.2019 было направлено уведомление № 209-0Г с требованием о сносе жилого дома в разумный срок. Также ответчик был уведомлен о том, что в случае, если собственники в установленный срок не осуществят снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Работы по сносу аварийного дома ответчиком и иными собственниками помещений аварийного дома не проводились.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия по административному делу № 2а-417/2022 удовлетворены требования Прокуратуры Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия, признано незаконным бездействие Администрации г.о. Саранск в части непринятия решения об изъятии земельного участка и многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
09.11.2022 был подготовлен отчёт об оценке рыночной стоимости изымаемой недвижимости, расположенной по адресу: <адрес>, с учётом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, а также компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома № 114/11/2022-Н/04.
Согласно данному отчету размер возмещения за изъятие составляет 511 600 руб., том числе: рыночная стоимость изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе МКД, включая земельный участок, занятый МКД — 390 000 руб., размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости - 20 800 руб.; компенсация за не произведенный капитальный ремонт - 100 800 руб.
В соответствии с части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации письмом № 7342-ОГ от 21.12.2022 в адрес собственника жилого помещения к. 4А был направлен проект соглашения об изъятии с приложением выписок из отчета об оценки рыночной стоимости изымаемой недвижимости. Данное письмо получено ответчиком 22.12.2022 на руки.
Подписанное Имайкиной А.В. соглашение об изъятии спорного недвижимого имущества Администрация го Саранск не получила.
Просит прекратить право собственности Имайкиной Анастасии Владимировны на жилое помещение с кадастровым номером № площадью 13,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> а также право общей долевой собственности Имайкиной Анастасии Владимировны на земельный участок под многоквартирным домом с кадастровым номером № общей площадью 4308,46 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, посредством изъятия в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты размера возмещения в сумме 566864 руб.
В судебное заседание истец (ответчик по встречному иску) Имайкина А.В. не явилась, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие.
Ее представитель Мирончева Е.Б. исковые требования Имайкиной А.В. поддержала по основаниям указанным в иске, с учетом выводов последней экспертизы.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) Администрации городского округа Саранск Лисина К.С. не возражала против установления рыночной выкупной стоимости имущества согласно выводам экспертизы, возражала против стоимости убытком в части аренды жилья и двойного переезда, а также в части компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома, по основаниям указанным в письменных возражениях по делу.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу статьи 279 Гражданского кодекса РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Жилищный кодекс РФ в статье 32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.
Таким образом, специальными нормами жилищного законодательства устанавливается порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии данного жилого помещения и земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Для применения приведенных выше правовых норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо установить соблюдение предварительной процедуры: как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Имайкиной А.В. принадлежит комната в общежитии площадью 13,4 кв.м, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.01.2023 года.
Имайкиной А.В. принадлежит доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4308,46 кв.м, который расположен под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда № 2 от 21 февраля 2018 г. постановлением Администрации го Саранск № 753 от 28 марта 2018 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. № 753 «О выявлении оснований для признания многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, аварийными и подлежащими сносу» принято решение о сносе указанных жилых помещений в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, определен срок для отселения граждан в другие благоустроенные жилые помещения – в период с 2018 по 2021 г.
Постановлением Администрации городского округа Саранск № 753 от 28 марта 2018 г. «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес>» принято решение изъять земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 4308,46 кв.м для муниципальных нужд городского округа Саранск.
16.01.2019 было направлено уведомление № 209-0Г с требованием о сносе жилого дома в разумный срок. Также ответчик был уведомлен о том, что в случае, если собственники в установленный срок не осуществят снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Работы по сносу аварийного дома ответчиком и иными собственниками помещений аварийного дома не проводились.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 2 сентября 2022 года №1249 «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес> принято решение: изъять земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером №, площадью 4308,46 кв.м. для муниципальных нужд городского округа Саранск; изъять жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, согласно приложению к настоящему постановлению для муниципальных нужд городского округа Саранск; изъять нежилое помещение, расположенное по адресу <адрес> нежилое помещение №, с кадастровым номером №, площадью 38,5 кв.м. для муниципальных нужд городского округа Саранск.
Согласно перечню подлежащих изъятию объектов недвижимости, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 13,4 кв.м., с кадастровым номером №, подлежит изъятию
21.12.2022 Имайкиной А.В. направлено уведомление об изъятии и проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ей предложено взамен изымаемых объектов недвижимости возмещение в размере 511600 рублей, которое ей получено 22 декабря 2022 года.
Размер возмещения определен на основании отчета ООО «НОКС-Оценка» №114/11/2022-Н/04 от 9 ноября 2022 года, и определен исходя из рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, в размере 390 000 рублей, размера убытков – 20 800 рублей, компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома – 100 800 рублей, а всего 511 600 рублей.
В судебном заседании установлено, что ответчиком не было подписано соглашение об изъятии.
Принимая во внимание изложенное, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, установив, что порядок изъятия земельного участка и находящейся на нем недвижимости не нарушен, распоряжение об изъятии недвижимого имущества принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству и, учитывая, что стороны не договорились о стоимости изымаемого имущества, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о принудительном изъятии в пользу Администрации городского округа Саранск принадлежащего Имайкиной А.В. объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 года, при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно заключению эксперта ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» Центра некоммерческих судебно-строительный экспертиз от 25.10.2023 года рыночная стоимость изымаемой недвижимости, расположенной по адресу: <адрес> с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, а также компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома составляет 850792 руб., из них 545 078 руб. – стоимость комнаты с учетом стоимости долей в общем имуществе МКД, включая земельный участок, занятый МКД; 42206 руб. – размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости; 263508 руб. – размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Указанное экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, результаты исследования с указанием примененных методов, является последовательным и полным. Эксперт ФИО1 имеет необходимые для производства оценочной экспертизы образование, квалификацию.
При определении стоимости эксперт рассматривал сопоставимые объекты собственности, которые предложены в продажу, произвел поправки на различия, которые существуют между рассматриваемыми и сопоставимыми объектами, при выборе объекта-аналога принимал во внимание объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Эксперт ФИО1 допрошенная в судебном заседании, и предупрежденная по ст. 307 УК РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, поддержала заключение эксперта, четко, полно и исчерпывающе ответила на все поставленные вопросы.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Невыполнение бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя, то есть орган местного самоуправления, возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта.
Помимо этого, статьей 190.1 Жилищного кодекса РФ определено, что в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный жилой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда, но капитальный ремонт не был проведен, то капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме, определяется бывшим наймодателем, из числа работ, установленных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из показаний эксперта ФИО1 следует, что расчет стоимости непроизведенного капитального ремонта ею сделан с учетом соответствующего износа за определенные годы, с учетом определения конструктивных элементов, отделки, инженерного оборудования жилого дома, которые должны были быть отремонтированы с учетом года постройки. В графе нормативный срок службы, согласно ВСН 58-88 (р) указан общий срок службы до капитального ремонта, но капитальный ремонт не обязательно должен быть произведен в установленный срок. Капитальный ремонт должен производится по мере износа конструктивных частей и элементов дома, что не было сделано своевременно Администрацией городского округа Саранск и что привело к его аварийному состоянию дома.
Ссылка на отсутствие документов, подтверждающих нуждаемость указанного жилого дома на момент первой приватизации в капитальном ремонте, является не состоятельной, поскольку включение либо не включение в программу капитального ремонта являлось обязанностью наймодателя, а не проживающих там лиц.
С учетом изложенного довод представителя Администрации городского округа Саранск об отсутствии оснований для включения стоимости за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома в выкупную стоимость является не состоятельным.
Суд не принимает в качестве допустимых доказательств представленные сторонами отчет № 114/11/2022 –Н/04 от 09.11.2022 года и отчет РАНЭО от 06.03.2023 года, поскольку эксперты не были предупреждены об уголовной ответственности. Также суд не принимает в качестве допустимого доказательства экспертное заключение ООО «Орион» от 24.07.2023 года, поскольку проведение экспертизы было поручено экспертной организации, представленной стороной истца, и указанное заключение является точной копией отчета РАНЭО от 06.03.2023 года, представленного ими же.
Вместе с тем заслуживает внимания довод представителя Администрации городского округа Саранск об отсутствии оснований для включения в выкупную стоимость повторный переезд в размере 4800 рублей и 10820 рублей за аренду жилья собственника, поскольку в судебном заседании установлено, что Имайкина А.В. имея жилое помещение из указанной квартиры переселилась по ее месту жительства. Соответственно размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истцу оставляет 26 586 руб. (42206 руб. – 4800 руб. – 10820 руб.)
Поскольку изъятие объекта для муниципальных нужд имеет определенную процедуру, обязанность по возмещению стоимости изымаемого объекта связана с прекращением права собственности на него, суд не находит оснований для взыскания указанной стоимости в пользу истца.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Согласно статье 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истцом по первоначальному иску Имайкиной А.В. при подаче иска оплачена государственная пошлина в сумме 11621 рубль, в связи с чем указанная сумма подлежит взысканию с ответчика Администрации городского округа Саранск в ее пользу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Имайкиной Анастасии Владимировны к Администрации городского округа Саранск о взыскании выкупной стоимости объекта недвижимости удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Администрации городского округа Саранск к Имайкиной Анастасии Владимировне о прекращении права собственности на жилое помещение и земельный участок, после уплаты размера возмещения, удовлетворить частично.
Прекратить право собственности Имайкиной Анастасии Владимировны на жилое помещение – комнату с кадастровым номером №, площадью 13,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> а также право общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 4308,46 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия для муниципальных нужд в пользу муниципального образования городской округ Саранск, после уплаты возмещения в размере 835172 (восемьсот тридцать пять тысяч сто семьдесят два) рубля.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Имайкиной Анастасии Владимировны государственную пошлину в размере 11621 (одиннадцать тысяч шестьсот двадцать один) рубль.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова
Мотивированное решение суда составлено 7 ноября 2023 года
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова