Дело №2-1394/2018
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
12 июля 2018 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Власовой Е.А., при секретаре Боровковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андрияновой Е. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, понуждении к назначению пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Андриянова Е.А. обратилась в суд с указанным иском, указав в обоснование заявленных требований на то, что решением комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Так, в стаж не включили периоды работы с 06.12.2005 по 31.12.2005 – 26 дней, с 05.01.2006 по 31.01.2006 – 27 дней, с 09.02.2006 по 31.12.2006 – 10 месяцев 23 дня, с 09.01.2007 по 31.12.2007 – 11 месяцев 23 дня, с 01.01.2008 по 08.03.2011 – 3 года 2 месяца 8 дней, с 13.03.2011 по 30.09.2012 – 1 год 6 месяцев 18 дней, с 01.10.2012 по 02.10.2012 – 2 дня, с 03.10.2012 по 08.04.2014 – 1 год 6 мес. 6 дней, с 20.04.2014 по 20.08.2017 – 3 года 4 месяца в качестве медсестры некоммерческой организации Лечебно-профилактического фонда «<данные изъяты>» (с 08.02.2006 – ООО <данные изъяты>»).
С данным решением она не согласна, санаторий является лечебно-профилактической организацией, обеспечивающей квалифицированную лечебно-профилактическую помощь работникам в стационарном и амбулаторном режиме, проводит реабилитацию и долечивание больных из медицинских учреждений города. Санаторий всегда специализировался на лечении больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, что подтверждается уставом НО ЛПФ <данные изъяты>». В ООО <данные изъяты>» разработана специальная программа лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы на основании специально разработанных стандартов санаторно-курортной помощи больным с этими видами заболеваний, регулярно заключает контракты на оказание услуг санаторно-курортного лечения.
Согласно положению о санатории-профилактории «<данные изъяты>» от 18.12.2001, санаторий-профилакторий <данные изъяты> является лечебно-профилактическим учреждением санаторно-курортного типа, находящимся в ведении и на балансе <данные изъяты>. Основной задачей санатория является поддержание и укрепление здоровья работающих, нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном и профилактическом лечении заболеваний, связанных с факторами производственной среды и условиями труда. 16.04.2002 санаторий-профилакторий был реорганизован в соответствии с приказом генерального директора <данные изъяты> от 04.02.2000, от 01.04.2002, от 11.03.2002 в структурное подразделение <данные изъяты> – санаторий профилакторий <данные изъяты> выделено в самостоятельное юридическое лицо НО ЛПФ <данные изъяты>». Из устава некоммерческой организации ЛПФ <данные изъяты> устава ООО <данные изъяты> следует, что санаторий «<данные изъяты>» создан для осуществления деятельности по оказанию гражданам лечебно-профилактической, консультационно-диагностической, реабилитационной, восстановительной и другой медицинской помощи. Из штатных расписаний ООО <данные изъяты>» следует, что в штате предусмотрены должности медицинского персонала, дирекция и персонал по обслуживанию, что свидетельствует о направленности организации как медицинского учреждения. В соответствии с должностными инструкциями санатория медицинская сестра санатория используется на всех рабочих местах для медицинских сестер, установленных штатным расписанием по санаторию. Основной задачей медицинской сестры санатория является квалифицированный отпуск лечебных процедур оздоравливающимся в санатории в строгом соответствии с назначениями врача санатория. Согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности ООО <данные изъяты>» имеет право на осуществление лечебной медицинской деятельности, в том числе на осуществление санаторно-курортной помощи по неврологии, травматологии и ортопедии. Считает, что организационно-правовая форма соответствующего юридического лица не может влиять на ее трудовые права.
Просила включить указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, а также обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп 20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании Андриянова Е.А. исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, просило о его удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований по обстоятельствам, указанным в протоколе по рассмотрению заявления о назначении пенсии. Указал, что спорные периоды работы истца в качестве медицинской сестры в Некоммерческой организации Лечебно-профилактическом фонде «<данные изъяты>» (с 08.02.2006 – ООО <данные изъяты> за исключением отпусков без сохранения заработной платы согласно выписке из индивидуального лицевого счета, не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ, так как пунктом 21 списка 1999 года и Списка 2002 года предусмотрены санатории: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. Профиль санатория является правообразующим моментом, работа именно в санаториях, специализация которых поименована в пункте 21 Списков, дает право на зачет того или иного периода в стаж на соответствующих видах работ. Согласно п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Таким образом, изначально определена единственная организационно правовая форма - учреждение. В этой связи деятельность медицинских работников в организациях с иной организационно-правовой формой не зачитывается в стаж на соответствующих видах работ при досрочном установлении пенсии. Из представленных документов усматривается, что санаторий <данные изъяты>» является некоммерческой организацией – лечебно-профилактическим фондом и ООО, а не учреждением. Организации, созданные в форме учреждений могут иметь форму собственности, как государственную (муниципальную), так и частную. Из этого следует, что периоды работы, протекавшие в организации, образованной в форме учреждения независимо от формы собственности подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ. Кроме этого, в выписке из индивидуального лицевого счета сведения о работе Андрияновой Е.А. за указанные периоды квалифицированы общими условиями труда. Просил в удовлетворении иска отказать.
Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
В судебном заседании установлено, что Андриянова Е.А. 21 августа 2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 28 августа 2017 года в назначении пенсии истице отказано в связи с недостаточностью специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии, стаж на соответствующих видах работ определен равным 18 лет 1 месяц 28 дней.
Согласно протоколу комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28 августа 2017 года ответчик не включил в специальный стаж истицы периоды работы с 06.12.2005 по 31.12.2005 – 26 дней, с 05.01.2006 по 31.01.2006 – 27 дней, с 09.02.2006 по 31.12.2006 – 10 месяцев 23 дня, с 09.01.2007 по 31.12.2007 – 11 месяцев 23 дня, с 01.01.2008 по 08.03.2011 – 3 года 2 месяца 8 дней, с 13.03.2011 по 30.09.2012 - 1 год 6 месяцев 18 дней, с 01.10.2012 по 02.10.2012 – 2 дня, с 03.10.2012 по 08.04.2014 – 1 год 6 месяцев 6 дней, с 20.04.2014 по 20.08.2017 – 3 года 4 месяца в качестве медицинской сестры в некоммерческой организации Лечебно-профилактическом фонде <данные изъяты>» (с 08.02.2006 – ООО <данные изъяты>») (за исключением отпусков без сохранения заработной платы).
Суд находит отказ во включении периодов работы в качестве медицинской сестры в некоммерческой организации Лечебно-профилактическом фонде <данные изъяты>» (с 08.02.2006 – ООО <данные изъяты>») в специальный стаж истца обоснованным по следующим основаниям.
Подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из представленной суду копии трудовой книжки истца следует, что (ДАТА) Андриянова Е.А. принята на должность медицинской сестры в некоммерческую организацию Лечебно-профилактический фонд <данные изъяты>». 08.02.2006 Фонд преобразован в ООО <данные изъяты>». С 16.05.2006 истица переведена на должность медицинской сестры по физиотерапии и продолжает работать по настоящее время.
Указанное обстоятельство подтверждается также личной карточкой работника.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периодов ее работы в Санатории, ответчик ссылается на то, что истица работала в НО ЛПФ <данные изъяты>», в ООО <данные изъяты>», организационно-правовая форма которых не соответствует установленной федеральным законом.
Данные доводы ответчика суд находит убедительными по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных п. 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своем Постановлении от 28 августа 2014 года N 869 предписало Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных пп. 19 - 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 01 января 2015 года - предусмотренных пп. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Возложение обязанности доказывания на истца основано на положениях ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон. В силу п. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты. По смыслу приведенных норм, в гражданском процессе действует презумпция, согласно которой на ответчика не может быть возложена ответственность, если истец не доказал обстоятельства, подтверждающие его требования.
Судом установлено, что Андриянова Е.А. с 01 декабря 2005 года работала в некоммерческой организации Лечебно-профилактический фонд <данные изъяты>», 08.02.2006 некоммерческая организация Лечебно-профилактический фонд преобразован в ООО <данные изъяты>
16.04.2002 санаторий – профилакторий «<данные изъяты> был реорганизован, в соответствии с приказом генерального директора <данные изъяты> №* от 04.02.2000, №* от 01.04.2002 структурное подразделение <данные изъяты> – СП «<данные изъяты>» выделено в самостоятельное юридическое лицо- ЛПФ <данные изъяты>». На основании приказа <данные изъяты> от 01 апреля 2002 года №* санаторий профилакторий <данные изъяты>» как структурное подразделение завода был ликвидирован с сокращением всех штатных единиц.
Из устава некоммерческой организации лечебно-профилактического фонда <данные изъяты>», утвержденного решением внеочередного общего собрания акционеров <данные изъяты>» от 06.06.2000, следует, что Фонд относится к многопрофильным бальнеофизиотерапевтическим санаториям для лечения больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, хронических воспалительных заболеваний легких нетуберкулезного характера, сердечно-сосудистой системы, ЛОР- органов, кожи, гинекологическими заболеваниями, профессиональными заболеваниями и последствиями производственного травматизма. Предметом деятельности является также оказание лечебно-профилактической, реабилитационной, консультативно диагностической помощи. Кроме этого может заниматься любыми незапрещенными видами деятельности, в том числе, вести летний оздоровительный отдых, осуществлять благотворительную деятельность, оказывать рекламные, информационно-консультационные услуги и т.д.
Из Устава ООО <данные изъяты>», утвержденного решением учредителя №* от 30 декабря 2005 года, устава, утвержденного решением учредителя №* от 13 января 2011 года, следует, что <данные изъяты>» создан для осуществления деятельности по оказанию гражданам лечебно-профилактической, консультационно-диагностической, реабилитационной, восстановительной и другой медицинской помощи. Кроме этого Санаторий осуществляет деятельность по организации летнего оздоровительного отдыха, оказание рекламных, информационно-консультационных услуг, организации культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий и т.д.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения Санатория «Сосновый бор» не устанавливалась.
Таким образом, законодателем изначально определена единственная организационно правовая форма – учреждение, а Санаторий «Сосновый бор» является некоммерческой организацией лечебно-профилактическим фондом, а в последующем обществом с ограниченной ответственностью, а не учреждением, осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан в которых, подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список № 1066), который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 г. и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в санаториях » » (курортах) только определенного « профиля » » (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические, пункт 21 раздела «Наименование учреждений»).
Аналогичные положения содержатся и в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, которым были утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Должность медицинской сестры поименована в разделе «Наименование должностей» Списка № 781, а в пункте 21 раздела «Наименование учреждений» этого Списка поименованы санатории (курорты), в том числе: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.
Согласно представленным суду копиям лицензий на осуществление медицинской деятельности от 10.03.2005, 09.03.2006, 25.02.2010, 11.08.2010, 01.04.2014, санаторий <данные изъяты>» имеет право на осуществление лечебной медицинской деятельности, в том числе на осуществление санаторно-курортной помощи по акушерству, гинекологии, восстановительной медицине, неврологии, травматологии, ортопедии, эндокринологии и т.д.
Представленными документами: справкой о контингенте пролеченных больных санатория за период с 2000 по 2018 год, копиями государственных контрактов, заключенных в 2005-2010 годах на закупку путевок на санаторно-курортное (амбулаторно-курортное) лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи подтверждается, что организация, в которой работала и работает истица занимается лечением больных, имеющих различные заболевания, в том числе, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата, нервной системы, сердечно-сосудистой системы, заболеваний эндокринной системы.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов, следует, что НО ЛПФ «<данные изъяты>», ООО <данные изъяты>» не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 29 октября 2002 г. N 781, соответственно.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что санаторий «Сосновый бор» является многопрофильным, и осуществляет лечение по нескольким профилям.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 года только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г., не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Учитывая приведенные выше нормативные положения, суд приходит к выводу о том, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в « санаториях » » определенных « профилей » », поименованных в указанных Списках, периоды такой работы включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Медицинские работники « санаториев » » (курортов), « профиль » » деятельности которых не поименован в названных списках, после 1 ноября 1999 г. утратили право на включение периодов своей работы в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Данная позиция содержится в определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 2991-0, в котором указано, что с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое теперь стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности специалистов « санаториев » » (курортов) только определенного « профиля » » (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).
Медицинским работникам « санаториев » » (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне « профилей » », после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 г. не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В силу пункта 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранение и социального развития Российской федерации от 6 августа 2007 г. № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (« профиль » ») « санатория » » определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
ООО <данные изъяты>» получена лицензия на осуществление медицинской помощи, при этом в перечне не имеются « профили » » деятельности (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические), перечисленные в пунктах 21 Списков № 1066 и № 781.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Не подтверждает особые условия труда истца за время работы в указанном учреждении и работодатель ООО <данные изъяты>», который, подавая сведения персонифицированного учета в пенсионный фонд, не указывает о наличии оснований для досрочного назначения трудовой пенсии истице. Сведения о работе Андрияновой Е.А. за спорные периоды квалифицированы общими условиями труда.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, указанный санаторий не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, правовых оснований для включения в специальный стаж истицы вышеуказанных периодов ее работы не имеется, а потому в удовлетворении исковых требований Андрияновой Е.А. в данной части надлежит отказать.
Разрешая исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд исходит из следующего.
Статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом отказа во включении в специальный стаж периодов работы истца как самим ответчиком, так и судом, право на досрочную страховую пенсию у истца не возникло в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, установленных Законом «О страховых пенсиях». Учитывая изложенное, в удовлетворении указанной части исковых требований также надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Андрияновой Е. А. к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, понуждении к назначению пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 17 июля 2018 года.
Судья Е.А. Власова