Дело № 2а-81/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 марта 2016 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Маляра А.А.,
при секретаре Куликовой В.В.,
с участием помощника прокурора Ловозерского района Мурманской области ФИО1,
представителя административного истца ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области ФИО2,
административного ответчика Ковалёва С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Ковалёва С. А., освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить административный надзор в отношении осужденного Ковалёва С.А., освобождаемого из мест лишения свободы. Указывает, что осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору Пролетарского районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ за совершение тяжкого преступления, при опасном рецидиве преступлений. Осужденный в период отбывания наказания мероприятия воспитательного характера посещает, но правильных для себя выводов не делает; допустил пять нарушений установленного порядка отбытия наказания, за три из которых привлекался к дисциплинарной ответственности в виде выговора, водворялся в ШИЗО и карцер; имеет одно поощрение; ранее был трудоустроен; принимает участие в общественной жизни отряда. Просит установить административный надзор в отношении осужденного сроком на шесть лет с наложением административных ограничений - обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации; запрет посещения определенных мест (баров, ресторанов, ночных клубов); запрет пребывания в ночное время вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (с 23 часов 00 минут до 05 часов 00 минут следующих суток); не покидать без разрешения соответствующих органов пределы территории (области, края), в которой зарегистрирован и проживает.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал требования, указанные в административном исковом заявлении, по аналогичным основаниям.
Административный ответчик осужденный Ковалёв С.А. не согласен с требованиями, изложенными в административном исковом заявлении.
Помощник прокурора ФИО1 просит удовлетворить административное исковое заявление ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области.
Изучив административное исковое заявление и представленные материалы, выслушав мнение сторон, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 173.1 УИК РФ, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, Ковалёв С.А. отбывает наказание по приговору Пролетарского районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ, и преступлений, предусмотренных п. «а, в» ч. 2 ст. 158, п. «в, г» ч. 2 ст. 158, п. «г» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (2 эпизода), относящихся к категории средней тяжести, при опасном рецидиве преступлений. В связи с чем, в отношении осужденного Ковалёва С.А. должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее по тексту Закон), административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту «г» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения Ковалёвым С.А. преступлений) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Следовательно, судимость Ковалёва С.А. за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ, будет погашена по истечении шести лет после отбытия наказания.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении Ковалёва С.А. административного надзора сроком на шесть лет.
В силу требований ч. 3 ст. 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, устанавливает срок административного надзора и конкретные административные ограничения.
На основании статьи 4 Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, среди которых предусмотрены запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, подлежит установлению в силу требований части 2 статьи 4 Закона, так как является обязательным.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел административные ограничения. При установлении конкретных административных ограничений, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Так из материалов дела следует, что Ковалёв С.А. характеризуется по месту отбытия наказания в целом неудовлетворительно: ранее был трудоустроен на промышленной зоне учреждения, в настоящее время не трудоустроен; принимает участие в общественной жизни отряда; мероприятия воспитательного характера посещает, но правильных для себя выводов не делает; имеет три поощрения, объявленных в 2013 и 2015 годах; допустил пять нарушений, за три из которых привлекался к дисциплинарной ответственности в виде устного выговора, два раза водворялся в ШИЗО и карцер, два взыскания в настоящее время являются действующими; четыре раза нарушил правила внутреннего распорядка учреждения, в связи с чем, с Ковалёвым С.А. проводились беседы воспитательного характера.
Согласно приговору Пролетарского районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ, два преступления совершил в ночное время суток, начиная с 22 часов 00 минут, одно из преступлений, кроме того, совершил, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание данные, характеризующие личность осужденного, общественную опасность, тяжесть и количество преступлений, за которые Ковалёв С.А. осужден, а также то обстоятельство, что Ковалёв С.А. ранее неоднократно судим, в том числе за совершение аналогичных преступлений, направленных против жизни и здоровья, против собственности, суд устанавливает в отношении осужденного административный надзор сроком на шесть лет с возложением административных ограничений в виде обязанности являться три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 до 06.00 часов следующих суток; запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Вместе с тем, суд не находит оснований для установления Ковалёву С.А. административных ограничений - не посещать определенные места (бары, рестораны, ночные клубы) и не покидать без разрешения соответствующих органов пределы территории (области, края), в которой зарегистрирован и проживает.
Так, абзацем 5 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснено, что выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
Вместе с тем, в административном исковом заявлении и приложенных к нему материалах, а также в ходе судебного разбирательства, представителем административного истца не приведено надлежащее обоснование необходимости применения в отношении Ковалёва С.А. указанных административных ограничений.
Доводы административного ответчика об отсутствии в его действиях опасного рецидива преступлений по приговору Пролетарского районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ, нарушений порядка отбытия наказания, суд признает несостоятельными, поскольку они опровергаются представленной копией указанного приговора с отметкой о вступлении в законную силу, материалами административного дела и личного дела, исследованными в судебном заседании.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, установление в отношении Ковалёва С.А. административного надзора с возложением указанных административных ограничений, будет являться должной мерой для предупреждения совершения поднадзорным преступлений и других правонарушений и оказания на поднадзорного профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Ковалёва С. А., у которого срок наказания оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении осужденного Ковалёва С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, сроком на шесть лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На период административного надзора возложить на Ковалёва С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, освобождаемого из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, следующие административные ограничения:
- обязать поднадзорного являться три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 до 06.00 часов следующих суток;
- запретить пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора в отношении Ковалёва С.А. исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение десяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий судья А.А. Маляр