Решение по делу № 2а-431/2018 от 01.12.2017

В окончательной форме решение суда принято 16 апреля 2018 года

Дело № 2а-431/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 11 апреля 2017 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием: прокурора – Теплякова В.А., представителя ответчика – Воронова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску и.о. заместителя прокурора города Ялты в интересах муниципального образования в лице Ялтинского городского Совета к Администрации города Ялта, с участием заинтересованных лиц: Землянская Валентина Юнельевна, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, кадастровый инженер Палеев Алексей Николаевич, Общество с ограниченной ответственностью «Вест-Ком Украины», Касьянова Татьяна Анатольевна о признании недействительным пункта решения,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :

И.о. заместителя прокурора города Ялты обратился в суд с иском к администрации города Ялта о признании недействительными пунктов 1.13 и 1.75 решения 70-й сессии Гурзуфского посСовета 6-го созыва от 14.02.2014 года № 09 «О даче разрешения на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков для предоставления и передачи в частную собственность гражданам для индивидуального дачного строительства на землях Гурзуфского посСовета», которым Землянской В.Ю. и Степачовой Т.Н. предоставлено право на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельных участков на землях Гурзуфского посСовета.

Определением суда от 13 февраля 2018 года исковые требования и.о. прокурора города Ялта о признании недействительным пункта 1.75 решения Гурзуфского посСовета от 14.02.2014 года № 09, которым Степачовой Т.Н. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства, были выделены в отдельное производство.

Исковые требования в части признания недействительным пункта 1.13 решения Гурзуфского посСовета мотивированы тем, что указанным решением Землянской В.Ю. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,07 га, для индивидуального дачного строительства по адресу: <адрес>. На момент принятия данного решения на территории пгт. Краснокаменка действовала градостроительная документация – Генеральный план курортного района Большая Ялта, утвержденный постановлением Совета министров АР Крым № 136 от 15.06.1993 года, в соответствии с которым предполагаемый к отводу Землянской В.Ю. земельный участок расположен частично на территории коммунально – складских зон и частично на территории зеленых насаждений общего пользования. Таким образом, указанный земельный участок предоставлен гражданину для разработки проекта землеустройства при наличии оснований для отказа по п. 2 ч. 6 ст. 13 Закона № 38-ЗРК (несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории).

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить иск.

Представитель ответчика против исковых требований возражал, считает, что истцом не представлено каких-либо доказательств, что месторасположение предполагаемого к отводу Землянской В.Ю. земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации, он расположен на землях курортно – рекреационных учреждений, что в силу действующих норм законодательства предполагает возможность его предоставления гражданам для дачного строительства.

Заинтересованное лицо Землянская В.Ю. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомила. Ранее представила письменные пояснения на иск, в которых просила рассмотреть дело без её участия в связи с невозможностью явиться по состоянию здоровья и в связи с преклонным возрастом. В пояснениях указала, что согласно земельного законодательства Украины, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, земельные участки, представленные для дачного строительства, являлись земельными участками рекреационного назначения. Решением Гурзуфского поселкового Совета № 37 от 02.02.2007 года был передан в аренду ООО «Вест-ком Украина» земельный участок и утвержден его Генеральный план, в соответствие с которым установлено функциональное назначение переданного в аренду земельного участка – «территория рекреационного назначения». Генеральный план отводимого в аренду «Вест – ком Украина» земельного участка, в силу действующих норм законодательства, также является градостроительной документацией. Договор аренды с ООО «Вест – ком Украина» заключен не был, в связи с чем в отношении данного земельного участка Гурзуфским посСоветом были приняты решения о даче гражданам разрешений на составление проектов их отвода, с последующей передачей в собственность для дачного строительства. Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения, территория, на которой предполагалось предоставление ей в собственность земельного участка с целевым назначением – «для индивидуального дачного строительства» относилась по целевому назначению к «землям рекреационного назначения», что соответствовало требованиям действующего на тот момент законодательства и свидетельствует о правомерности принятия органом местного самоуправления решения.

Заинтересованные лица - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, кадастровый инженер Палеев Алексей Николаевич, Общество с ограниченной ответственностью «Вест-Ком Украины», Касьянова Татьяна Анатольевна в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что пунктом 1.13 решения 70-й сессии 6-го созыва Гурзуфского посСовета № 09 от 14 марта 2014 года было дано Землянской В.Ю. разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,07 га, для индивидуального дачного строительства из земель коммунальной собственности Гурзуфского посСовета по адресу: <адрес>

03 ноября 2017 года прокурором города Ялта был внесен протест на вышеуказанное решение, в котором указано, что согласно информации Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта от 31.10.2017 года № 01.1-25/8488, участок, предполагаемый к отводу Землянской В.Ю., расположен частично на территории коммунально – складских зон и частично на территории зеленых насаждений общего пользования, что в соответствие с ч. 7 ст. 118 Земельного Кодекса Украины являлось основанием для отказа в даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка.

Постановлением Администрации города Ялта № 3943-п от 21 ноября 2017 года в удовлетворении протеста прокурора было отказано со ссылкой на заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта от 17.11.2017 года № 01.1-25/9016.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

На момент принятия решения о предоставлении Землянской В.Ю. разрешения на составление проекта отвода земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.

Так, пунктом «б» статьи 12 Земельного кодекса Украины, к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов было отнесено передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.

Частью первой статьи 19 Земельного кодекса Украины был установлен перечень категорий земель, которые по их целевому назначению были поделены на: земли сельскохозяйственного назначения; земли жилой и общественной застройки; земли природно – заповедного и другого природоохранного назначения; земли оздоровительного назначения; земли рекреационного назначения; земли историко – культурного назначения; земли лесохозяйственного назначения; земли водного фонда; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Согласно ч. 1 ст. 20 ЗК Украины, отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Статьей 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.

Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только не соответствие месторасположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно – правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико – экономических обоснований использования и охраны земель административно – территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Как следует из протеста прокурора от 03.11.2017 года, основанием его внесения послужила информация Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта от 31.10.2017 года, согласно которой предполагаемый к отводу Землянской В.Ю. земельный участок расположен частично на территории коммунально – складских зон и частично на территории зеленых насаждений общего пользования.

В судебном заседании представитель прокуратуры города Ялта пояснил, что речь идет о земельном участке, поставленном на кадастровый учет с кад. номером №

При этом в подтверждение указанных в протесте от 03.11.2017 года доводов представил ответ Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта от 03.11.2017 года по земельным участкам, поставленным на кадастровый учет без регистрации прав со статусом «временный», которые расположены на территории или в непосредственной близости от действующих виноградников, используемых ФГУП «ПАО Массандра» (л.д. 11, 12).

В тоже время, в представленном ответе указано, что в соответствии с Генеральным планом земельного участка ООО «ВЕСТ-Ком Украины», расположенного по адресу: <адрес>, утвержденного решением № 37 Гурзуфского посСовета от 02.02.2007 года, земельный участок с кад. номером № находится в функциональной зоне – территория рекреационного назначения.

Какой-либо иной информации, свидетельствующей о том, что земельный участок с кад. номером № находится на территории коммунально – складских зон, а также на территории зеленых насаждений общего пользования, представленные материалы прокурорской проверки не содержат.

При этом статьей 51 Земельного Кодекса Украины, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, было установлено, что земельные участки, предназначенные для дачного строительства, входят в состав земель рекреационного назначения.

Таким образом, исходя из документов, представленных как истцом, так и ответчиком, земельный участок в районе дома № в <адрес>, поставленный на временный учет с кад. номером №, расположен согласно действующей градостроительной документации в функциональное зоне – территория рекреационного назначения, которая в соответствие с законодательством, действовавшем на момент принятия оспариваемого решения, предполагала возможность предоставления таких участков для дачного строительства.

Более того, объектами земельных отношений, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, являются земельные участки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Основания, по которым образуются земельные участки, предусмотрены ст.11.2 ЗК РФ.

Порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 11.3 ЗК Российской Федерации.

В силу ст. ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации; права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации недвижимости ".

Согласно п. 15 ст. 39.15 ЗК Российской Федерации лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.

Исходя из содержания вышеперечисленных норм следует, что юридически земельный участок признается объектом правоотношений, в том числе по его предоставлению гражданам, только в том случае, если он прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в соответствующий кадастр недвижимости. Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлен его государственный кадастровый учет.

Судом установлено, что Землянская В.Ю. обращалась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ей в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 700 кв. метров, расположенного в <адрес>, на основании пункта 1.13 решения Гурзуфского посСовета № 09 от 14 марта 2014 года.

Вместе с тем, поданные ею документы были возвращены Департаментом имущественных и земельных отношений без рассмотрения в связи с невозможностью определить границы земельного участка на местности и соответственно невозможностью подготовить Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялта заключение относительно соответствия места расположения объекта градостроительной документации (л.д. 165).

С целью установления местонахождения земельного участка, в отношении которого принято оспариваемое решение, судом были направлены запросы в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым.

Согласно информации, предоставленной Госкомитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым на запросы суда, земельный участок с кад. номером № был поставлен на кадастровый учет согласно заявлению от 18.02.2016 года кадастрового инженера Палеева А.Н., на основании межевого плана от 18.02.2016 года.

При этом документом основанием для разработки кадастровым инженером межевого плана послужила выписка из решения 70-й сессии 6-го созыва № 09 от 14 марта 2014 года, а именно его пункт 1.14, которым Касьяновой Т.А. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,07 га, для индивидуального дачного строительства, расположенного в <адрес> (л.д. 56-61; 94-100).

Таким образом, собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что на основании обжалуемого прокурором пункта 1.13 решения Гурзуфского посСовета от 14 марта 2014 года № 09 земельный участок Землянской В.Ю. так и не был сформирован, его границы на местности не определены, в связи с чем сделать вывод о соответствии либо несоответствии его месторасположения действующей градостроительной документации, на сегодняшний день невозможно.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указывает, что приобретение права собственности на земельный участок в нарушение норм федерального законодательства, нарушает права и законные интересы Ялтинского городского Совета как его собственника.

Вместе с тем, принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении лицу разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка не свидетельствует о безусловной передаче такому лицу указанного земельного участка в последующем в собственность, поскольку оно принято в отношении земельного участка ориентировочной площадью, без указания его координат и границ на местности.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в соответствии с ч. 6 ст. 13 которого основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является в том числе несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором решение Гурзуфского посСовета не нарушает чьих-либо законных прав и интересов, принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий, в соответствии с действующим на момент его принятия законодательством, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р» :

отказать в удовлетворении иска и.о. заместителя прокурора города Ялты в интересах муниципального образования в лице Ялтинского городского Совета к Администрации города Ялта о признании недействительным пункта решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

РЎСѓРґСЊСЏ Р®.РЎ. РљРѕРЅРѕРЅРѕРІР°

2а-431/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ялтинский городской совет
Ответчики
Администрация города Ялта
Другие
Землянская В.Ю.
Кадастровый инженер Палеев Алексей Николаевич
Общество с ограниченной ответственностью «Вест-Ком-Украина»
Касьянова т.А.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты
Департамент архитектруы и градостроительства администрации г. Ялты
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кононова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
01.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2017[Адм.] Судебное заседание
16.01.2018[Адм.] Судебное заседание
13.02.2018[Адм.] Судебное заседание
12.03.2018[Адм.] Судебное заседание
11.04.2018[Адм.] Судебное заседание
16.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее