Решение принято в окончательной форме 10 июня 2020 г.
Дело № 2а-1802/2020
УИД: 76RS0016-01-2020-001274-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при секретаре Коноваловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля к Суханову Игорю Васильевичу о взыскании пени,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля обратилась в суд с административным иском к Суханову И.В. о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 года за период с 02 декабря 2016 г. по 25 января 2018 г. в размере 1 753 руб. 65 коп., по транспортному налогу за 2016 год за период с 02 декабря 2017 г. по 25 ноября 2018 г. в размере 1 394 руб. 87 коп., по транспортному налогу за 2017 год за период с 04 декабря 2018 г. по 03 февраля 2019 г. в размере 260 руб. 86 коп., всего – 3 409 руб. 38 коп., мотивируя тем, что административный ответчик не исполнил в установленный законом срок обязанность по уплате транспортного налога.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. От представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела без его участия. Административный ответчик представил письменные возражения по существу административного иска. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дел мирового судьи судебного участка № 4 Дзержинского судебного района г. Ярославля №№ 2.4а-653/2017, 2.4а-563/2018, 2.4а-2022/2019, 2.4а-2320/2019 по заявлениям ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля о вынесении судебного приказа, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как разъяснено в пункте 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 08 февраля 2007 г. № 381-О-П.
Из материалов дела видно, что 11 июня 2017 г. мировым судьей судебного участка № 4 Дзержинского судебного района г. Ярославля вынесен судебный приказ № 2.4а-653/2017 о взыскании с Суханова И.В. в доход государства недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 16 609 руб., пени за период с 02 декабря 2016 г. по 05 февраля 2017 г. – 365 руб. 40 коп., всего – 16 974 руб. 40 коп.
06 июня 2018 г. мировым судьей судебного участка № 4 Дзержинского судебного района г. Ярославля вынесен судебный приказ № 2.4а-563/2018 о взыскании с Суханова И.В. в доход государства недоимки по транспортному налогу за 2015-2016 годы в размере 33 218 руб., пени за период с 02 декабря 2017 г. по 20 декабря 2017 г. – 171 руб. 90 коп., всего – 33 389 руб. 90 коп.
Указанные судебные приказы не отменены, взысканная судебными приказами задолженность в полном объеме не погашена.
09 августа 2019 г. мировым судьей судебного участка № 4 Дзержинского судебного района г. Ярославля вынесен судебный приказ № 2.4а-2320/2019 о взыскании с Суханова И.В. в доход государства задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 16 276 руб. 10 коп., пени за период с 02 декабря 2016 г. по 05 февраля 2017 г. – 609 руб. 11 коп., всего – 16 974 руб. 40 коп. Определением мирового судьи от 14 октября 2019 г. данный судебный приказ отменен.
Согласно карточке расчета с бюджетом (л.д. 24, 25), расчету пени (л.д. 14, 19-21), в рамках исполнительных производств с административного ответчика были удержаны денежные средства в общей сумме 33 389 руб. 90 коп.: 26 октября 2018 г. – 6 495 руб. 38 коп., 28 ноября 2018 г. – 3 786 руб. 20 коп., 15 января 2019 г. – 2 258 руб. 53 коп., 17 января 2019 г. – 20 849 руб. 79 коп., которые были зачтены административным истцом в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2015 и 2017 годы.
При таких обстоятельствах дела, принимая во внимание, что задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016 годы была взыскана с административного ответчика в судебном порядке, задолженность по транспортному налогу за 2017 г. – фактически погашена 17 января 2019 г., суд пришел к выводу о том, что административным истцом правомерно начислены пени на сумму указанной задолженности за период просрочки исполнения обязательства по уплате налога в сумме 3 333 руб. 70 коп., в том числе по транспортному налогу за 2015 год за период с 02 декабря 2016 г. по 25 января 2018 г. в сумме 1 753 руб. 65 коп., по транспортному налогу за 2016 г. за период с 02 декабря 2017 г. по 25 ноября 2018 г. – 1 394 руб. 87 коп., по транспортному налогу за 2017 г. за период с 04 декабря 2018 г. по 16 января 2019 г. (44 дня) – 185 руб. 18 коп. (53 руб. 46 коп. + 131 руб. 72 коп.).
Расчет указанных пени судом проверен, представляется правильным, так как произведен ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ, с учетом размера недоимки по транспортному налогу, периода допущенной административным ответчиком просрочки уплаты налога. Все поступившие от административного ответчика платежи учтены административным истцом при расчете пени. Данный расчет административным ответчиком не опровергнут.
В то же время, требование административного истца о взыскании пени по транспортному налогу за 2017 г. за период с 17 января 2019 г. по 03 февраля 2019 г. (18 дней) в сумме 75 руб. 68 коп. суд находит необоснованным, поскольку, соответствующий платеж, зачтенный административным истцом в счет уплаты задолженности по транспортному налогу за 2017 год., произведен административным ответчиком 17 января 2019 г. По мнению суда, начисление пени после поступления оплаты налога недопустимо.
То обстоятельство, что платеж поступил без указания назначения платежа и был зачтен налоговым органом по его инициативе в счет погашения задолженности за 2017 г. лишь 03 февраля 2019 г., сам по себе не может явиться основанием для начисления пени на сумму транспортного налога за 2017 г. за период с 18 января 2019 г. по 03 февраля 2019 г.
Кроме того, следует учесть то обстоятельство, что судебным приказом от 11 июня 2017 г. № 2.4а-653/2017 с Суханова И.В. уже были взысканы пени, начисленные на сумму недоимки по транспортному налогу за 2015 год, за период с 02 декабря 2016 г. по 05 февраля 2017 г. в размере 365 руб. 40 коп. Судебным приказом от 06 июня 2018 г. № 2.4а-563/2018 взысканы пени на сумму недоимки по транспортному налогу за 2015-2016 годы за период с 02 декабря 2017 г. по 20 декабря 2017 г. – 171 руб. 90 коп.
Правовых оснований для повторного взыскания пени, начисленных за тот же период и на сумму той же недоимки по транспортному налогу, у суда не имеется. Поэтому взыскиваемая административным истцом сумма пени подлежит уменьшению на сумму ранее взысканных в судебном порядке пени, то есть на 537 руб. 30 коп. (365 руб. 40 коп. + 171 руб. 90 коп.).
Порядок взыскания пени административным истцом соблюден. Из дела видно, что через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля направляла в адрес административного ответчика требование № 19113 по состоянию на 26 ноября 2018 г. об уплате недоимки по налогам и пени сроком уплаты до 14 января 2019 г., а также требование № 1794 по состоянию на 04 февраля 2019 г. сроком уплаты до 25 марта 2019 г. Данное обстоятельство подтверждено копиями требований, информацией с сайта ФНС России.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом абзацем 2 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В данном случае предусмотренный частью 2 статьи 286 КАС РФ шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа следует исчислять с 14 января 2019 г., то есть с момента истечения срока исполнения требования № 19113 по состоянию на 26 ноября 2019 г. Этот срок истек 14 июля 2019 г.
Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании пени подано административным истцом, сдано в городскую курьерскую службу 08 июля 2019 г., то есть в предусмотренный законом срок.
30 июля 2019 г. мировым судьей судебного участка № 4 Дзержинского судебного района г. Ярославля по делу № 2.4а-2022/2019 вынесен судебный приказ о взыскании задолженности. Определением мирового судьи от 14 октября 2019 г. судебный приказ отменен в связи с поступившими от Суханова И.В. возражениями относительно исполнения судебного приказа. Настоящее исковое заявление поступило в суд 14 апреля 2020 г., то есть в течение шести месяцев после отмены судебного приказа. Таким образом, срок для взыскания задолженности по налогам и пени в судебном порядке административным истцом не пропущен.
Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока исковой давности являются необоснованными, основаны на неправильном применении норм права. Положения Гражданского кодекса РФ о сроке исковой давности на правоотношения по взиманию налогов не распространяются.
С учетом изложенного с Суханова И.В. в бюджет Ярославской области следует взыскать пени по транспортному налогу в сумме 2 796 руб. 40 коп. (3 333 руб. 70 коп. - 537 руб. 30 коп.).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Суханова Игоря Васильевича в бюджет Ярославской области пени по транспортному налогу в сумме 2 796 руб. 40 коп.
В остальной части административный иск Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля к Суханову Игорю Васильевичу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Фомина