Дело № 2-80/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Глядянское «16» апреля 2015 года
Притобольный районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Папуловой С.А.,
с участием заместителя прокурора Притобольного района Угренинова А.П.,
при секретаре Куксенко И.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к отделу образования <адрес> и финансовому отделу <адрес> о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации фактическим понесенных расходов по оплате коммунальных услуг, о взыскании компенсации за фактически понесенные расходы на оплату дров, приобретенных для отопления жилого помещения и расходов на электроснабжение,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> обратился в Притобольный районный суд <адрес> в интересах ФИО1 к Финансовому Управлению по <адрес> и администрации <адрес> о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации фактическим понесенных расходов по оплате коммунальных услуг, взыскании компенсации за фактически понесенные расходы на оплату дров, приобретенных для отопления жилого помещения и расходов на электроснабжение (л.д.4-7).
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 Установлено, что заявительница имеет стаж работы по педагогическим специальностям в общей сложности 28 лет 3 месяца 23 дня. ФИО1, согласно записям в трудовой книжке, вышла на пенсию ДД.ММ.ГГГГ года, имея при этом стаж педагогической деятельности в сельской местности более 20 лет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявительница продолжила работать по педагогической специальности в сельской местности. За период своей трудовой деятельности ФИО1 работала на должностях воспитателя детского сада, заведующей детским садом и воспитателя учреждения для детей-сирот. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития № н от ДД.ММ.ГГГГ года, Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ данные должности относятся к должностям педагогических работников. В настоящее время ФИО1 проживает в доме, принадлежащем ей на праве собственности. За 2014 год произвела расходы на оплату электроэнергии в сумме 2562,02 рубля и дров на сумму 12000 рублей. Согласно ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилищных помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с п. 30 ст. 16 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ». Согласно ч.1 ст. 153 указанного Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натурально1 форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1, 12, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ. По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменении в действующую систему норм. В соответствии с ч.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В силу ст. 2 Закона Курганской области № 75 от 07.09.2005 года «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» в редакции от 23.07.2009 года к категории лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки относятся педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности и рабочих поселках городского типа на территории Курганской области. Изменения в указанный Закон внесены Законом Курганской области № 82 от 26.12.2012 года. В соответствии с внесенными изменениями правом на предоставление мер социальной поддержки стали пользоваться педагогические работники образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений. Согласно ст. 4 Закона педагогическим работникам предоставляется компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения. Данная мера социальной поддержки сохраняется за педагогическими работниками, перешедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там (в редакции, действовавшей до 26.12.2012 года). В соответствии с п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области № 379 от 15.10.2005 года начисление и выплата возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг пенсионерам, сменившим место жительства, осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства пенсионера. В силу п.п. 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органом самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. При этом полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации осуществляются данным органом самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 26.2 Федерального закона). Таким образом, финансовое обеспечение мер социальной поддержки в целом возложено на субъекты Российской Федерации. В силу ч.1 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года Закон Курганской области № 75 от 07.09.2005 года (в редакции Закона Курганской области № 82 от 26.12.2012 года), принятый во исполнение положений указанного федерального закона, не подлежит применению в отношении ФИО1, поскольку её право на меры социальной поддержки возникло до издания регионального нормативного акта, при этом ФИО1 пользовалась бы мерами социальной поддержки, если бы обратилась за их предоставлением до изменений, внесенных 26.12.2012 года. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов граждан с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Просит признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки в виде компенсации фактически понесенных расходов по оплате коммунальных услуг. Взыскать с финансового управления по <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию за фактически понесенные расходы на оплату дров, приобретенных для отопления жилого помещения, в сумме 12000 рублей и расходов на электроснабжение в сумме 2562 рубля 02 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор исковые требования изменил, заявил требования к отделу образования <адрес> и финансовому отделу <адрес> о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации фактическим понесенных расходов по оплате коммунальных услуг, о взыскании компенсации за фактически понесенные расходы на оплату дров, приобретенных для отопления жилого помещения и расходов на электроснабжение (л.д.73-76).
Заявление прокурора об изменении исковых требований принято судом, о чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение (л.д.78-80)
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор измененные исковые требования поддержал, на измененных исковых требованиях настаивал, дал пояснения в соответствии с доводами искового заявления.
Истец ФИО1 в судебном заседании измененные исковые требования, заявленные в ее интересах прокурором, поддержала полностью.
Представитель ответчика – отдела образования <адрес> по доверенности (л.д.102) ФИО4 пояснила в судебном заседании, что силу ст.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, поживающих и работающих в сельской местности на территории <адрес>» к категории лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки относятся педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности на территории <адрес>. В соответствии с п.9 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности на территории <адрес>» начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам осуществляется по месту работы (пенсионерам- по последнему месту работы, пенсионерам, сменившим место жительства- органом местного самоуправления по месту жительства) в размерах, определенных <адрес> № 75. Таким образом, закон <адрес> распространяется на педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведение <адрес>. Поскольку в отдел образования ФИО1 не была предоставлена справка директора ГКУ «УСЗН № 8» о ее праве на меры социальной поддержки, поэтому ФИО1 было отказано в компенсации расходов на оплату дров и расходов за электроснабжение.
Представитель ответчика – Финансового отдела <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом и в срок, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем в суд поступило письменное ходатайство (л.д.100).
Представитель 3 лица - ОСЗН по <адрес> по доверенности (л.д.104) ФИО5 пояснил в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальной защиты населения № обратилась ФИО1 с письменным заявлением, в котором она просила подтвердить ее право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных законом <адрес> № «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности». Указанное заявление ФИО1 было принято, зарегистрировано в журнале регистрации жалоб и обращений за №. Управление социальной защиты населения дало правовую оценку представленным ФИО1 документам, провело анализ представленных документов, пришло к выводу, что не имеется оснований для выдачи справки о праве ФИО1 на меры социальной поддержки. Как бывший работник дошкольного образовательного учреждения, находящегося на территории <адрес>, ФИО1 была включена в список детского сада «<данные изъяты>», однако документов, подтверждающих факт работы ФИО1 в образовательных учреждениях <адрес> или находящихся в ведении <адрес>, не было представлено, поэтому ФИО1 и было отказано в получении льгот, о чем устно он в устной форме уведомил заведующего детского сада «Малышок» и ФИО1. После этого он обратился к экономистам отдела образования и сообщил причину, по которой он не выписал справку ФИО1. ФИО1 была у него на приеме, он объяснил ей позицию отдела социальной защиты населения, разъяснил ей право обратиться в прокуратуру или в суд за защитой своих прав. Если бы ФИО1 обратилась до 2012 года, когда действовал Закон Курганской области № 75, то она имела бы право на предоставление мер социальной поддержки, как работник отдела образования, проработавший более 10 лет в сельской местности. Подтверждает, что ФИО1 на учете в ГКУ «УСЗН №» не состоит, мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с № по № по линии социальной защиты населения не пользовалась. Решение вопроса по иску оставляет на усмотрение суда.
Представитель 3 лица – <адрес> по доверенности (л.д.91) ФИО6 считает, что прокурором не представлены документы, подтверждающие работу ФИО1 в должности педагогического работника образовательного учреждения, находящегося в ведении <адрес>.
Представитель 3 лица - Финансового Управления в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом и в срок, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки (л.д.88), просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем в деле имеется заявление (л.д.109).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, не ходатайствующих об отложении дела.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив представленные письменные доказательства по делу, суд считает, что измененные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2013 года.
В соответствии с п. 8 статьи 47 Закона РФ от 29.12.12 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.4 указанного Закона меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, сохраняются за педагогическими работниками образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, перешедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжаю проживать там.
В соответствии с п.7 ст.4 Закона действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Аналогичное право педагогических работников было закреплено и действовавшим до 1 сентября 2013 года Законом от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Закона от 29.12.2010 года № 439-ФЗ), статья 55 которого предусматривала право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно ст.12 вышеуказанного закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
На территории Курганской области принят и действует Закон Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Курганской области».
В статье 2 указанного закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области и муниципальных образований.
В силу ст.3 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности на территории Курганской области» (в редакции закона от 23.07.2009 года № 479) педагогическим работникам образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Согласно ст.4 указанного Закона меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, сохраняются за педагогическими работниками образовательных учреждений, перешедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.
Постановлением Администрации (Правительства) курганской области от 18.10.2005 года № 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности на территории Курганской области, которые определяют правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности на территории Курганской области.
В соответствии с разделом 2 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации Курганской области от 18 октября 2005 года № 379 «О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности на территории Курганской области» для получения мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком лица, указанные в пункте 2 раздела 1 Порядка, подают по месту работы письменное заявление о предоставлении мер социальной поддержки.
Пунктами 8,9 названного Порядка пенсионеры из числа педагогических работников за предоставлением мер социальной поддержки обращаются в организации по последнему месту работы по соответствующей специальности либо в случае смены места жительства – в органы местного самоуправления по месту жительства. Начисление и выплата компенсации расходов на плату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п.2 разд.1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы, а пенсионерам, сменившим место жительства- органом местного самоуправления по месту жительства, в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках на территории Курганской области», после предоставления документов, содержащих сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц, справку приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 работала в должности воспитателя <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждены записями в трудовой книжке (л.д.18-31).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является пенсионером, ей назначена пенсия, о чем в деле имеется копия пенсионного удостоверения (л.д.14).
ФИО1 имела права на меры социальной поддержки, установленные ст.4 Закона Красноярского края «О мерах социальной поддержки ветеранов», о чем в деле имеется копия удостоверения (л.д.15).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживает и зарегистрирована в сельской местности в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, что никем не оспаривается и подтверждается сведениями, содержащимися в ее паспорте (л.д.13).
Оценивая представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что работа ФИО1 воспитателем детского сада является осуществлением педагогической деятельностью в образовательном учреждении.
Учитывая, что ФИО1 имеет стаж педагогической деятельности более 10 лет, находится на пенсии по старости и проживает в сельской местности, она имеет право на меры социальной поддержки, предоставленные работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, в связи с этим суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Переезд ФИО1 из <адрес>, где она пользовалась правом на получение мер социальной поддержки, как педагогический работник, в сельскую местность <адрес> не лишает ее права на получение мер социальной поддержки в <адрес>, как педагогический работник образовательного учреждения, перешедший на пенсию, имеющий стаж работы в сельской местности по соответствующей специальности не менее 10 лет и продолжающий проживать в сельской местности.
Предоставление мер социальной поддержки предусматривает заявительный порядок.
Установлено, что ФИО1 обратилась с письменным заявлением в ГКУ «УСЗН № 8» о подтверждении ее права на меры социальной поддержки (л.д.108).
Однако, из материалов дела следует, что ФИО1 было отказано в предоставлении ей права на меры социальной поддержки, следовательно, ФИО1 мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годах по линии социальной защиты населения не воспользовалась, что подтвердил в судебном заседании представитель ГКУ «УСЗН №» ФИО5, о чем в деле имеется справка за его подписью (л.д.99), расходы на оплату коммунальных услуг ей не оплачены, что подтвердил в судебном заседании представитель отдела образования.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ оплачено за дрова 12000 рублей, за электроэнергию в ДД.ММ.ГГГГ – 2562 рубля 02 копейки, что никем не оспаривается и подтверждается платежными документами: квитанциями и справкой, имеющимися в материалах дела (л.д.105-107).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация понесенных расходов на оплату дров и расходов на электроснабжение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к отделу образования <адрес> и финансовому отделу <адрес> о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации фактически понесенных расходов по оплате коммунальных услуг, взыскании компенсации за фактически понесенные расходы на оплату дров, приобретенных для отопления жилого помещения и расходов на электроснабжение удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки в виде компенсации понесенных расходов по оплате коммунальных услуг.
Взыскать с финансового отдела <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию за фактически понесенные расходы на оплату дров, приобретенных для отопления жилого помещения, в сумме 12000 рублей и расходов за электроснабжение в размере 2562 рубля 02 копейки, всего 14562 рубля 02 копейки (четырнадцать тысяч пятьсот шестьдесят два рубля две копейки).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения через Притобольный районный суд <адрес>.
Председательствующий: С.А. Папулова.