дело № –27/2024
25RS0№-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнегорск 01 апреля 2024 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Карпунина Р.С., при секретаре Шевченко Е.В., с участием истца Чудновой И.М., представителя истца Елизарова А.С., представителей ответчика Мальцевой Ю.А., Андриенко П.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чудновой И. М. к КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
С иском в суд обратилась Чуднова И.М., указав, что в ноябре 2021 года сотрудниками ответчика при оказании медицинской помощи ее мужу Чуднову А.И. были допущены грубые нарушения при установления диагноза и назначения лечения, в результате чего Чуднов А.И. умер <дата>. Данным фактом ей причинены нравственные страдания, поэтому просит суд взыскать с КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 1000 000 рублей.
В судебном заседании истец Чуднова И.М. и ее представитель адвокат Елизаров А.С., поддержали исковые требования по доводам, изложенным иске, просили иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Мальцева Ю.А. исковые требования не признала, полагала, что иск удовлетворению не подлежит, так как из заключения экспертов следует, что нарушений при выставлении диагноза и лечении Чуднова А.И. допущено не было.
Заслушав участников процесса, изучив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же их достаточность в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
<дата> следственным отделом по г. Дальнегорску следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ, по факту оказания медицинской помощи ненадлежащего качества медицинскими работниками КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница» Чуднову А.И., в рамках которого постановлением следователя от <дата> назначена комиссионная судебная медицинская экспертиза, производство которой поручено Дальневосточному филиалу (с дислокацией в <адрес>) ФГКУ «Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации».
Из содержания заключения комиссионной судебно-медицинской экспертизы от <дата> №, представленной по запросу суда, следует, что смерть Чуднова А.И. наступила от новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в домашних условиях (до госпитализации) осложнившейся двусторонней серозно-десквамативной пневмонией. При этом помимо новой коронавирусной инфекции и двусторонней серозно-десквамативной пневмонии, у Чуднова А.И. выявлен ряд тяжелых хронических заболеваний. Дефектов или недостатков в оказании медицинской помощи Чуднову А.И. в КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница» не выявлено, диагноз Чуднову А.И. при обращении за медицинской помощью в КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница» был выставлен правильно. Медицинскими работниками КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница» была правильно выбрана тактика и методика лечения Чуднова А.И. с момента его обращения за медицинской помощью <дата> и до его смерти <дата>. Оказывая медицинскую помощь Чуднову А.И., при совокупности тяжелых хронических заболеваний, имевшихся у него, медицинские работники КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница», при выставлении диагноза и назначении лечения, руководствовались временными рекомендациями Министерства здравоохранения, фактическое лечение, проводимое Чуднову А.И., соответствовало тому, которое должно быть назначено при данном диагнозе. Каких-либо объективных причин (факторов), препятствовавших правильной диагностике и лечению Чуднова А.И. на всех этапах оказания медицинской помощи не имелось, консультации узких специалистов, необходимые Чуднову А.И., были получены им в полном объеме, объем и периодичность введения медицинских препаратов, при выставленном Чуднову А.И. диагнозе, определялся лечащим врачом и не противоречил действующим методическим рекомендациям. Действия по обеспечению улучшения состояния Чуднова А.И. медицинским персоналом КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница» были полными и обоснованными. Чрезвычайная тяжесть многочисленных сопутствующих заболеваний исключала достижение благоприятного исхода при любом уровне оказания медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что Чуднова И.М. является супругой умершего Чуднова А.И., что подтверждается свидетельством о заключении брака от <дата> I-ВС №, выданным отделом ЗАГС администрации г.Дальнегорска Приморского края, а заявленные требования истец мотивирует тем, что действиями ответчика, ей как супруге умершего, причинены нравственные страдания..
Статья 150 ГК РФ к нематериальным благам, принадлежащим гражданину от рождения, относит жизнь и здоровье,
Исходя из положений ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Таким образом, по общему правилу, необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Следовательно, для применения ответственности в виде компенсации морального вреда вследствие незаконных действий (бездействия) ответчика юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в результате посягательства причинителя вреда на принадлежащие потерпевшему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины. Соответственно, обязанность по компенсации морального вреда может быть возложена на ответчика (причинителя вреда) при наличии его вины в причинении такого вреда.
Исходя из системного толкования обозначенных выше норм права, разъяснений высшей судебной инстанции, фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
Приходя к данному выводу, суд учитывает, что вопреки доводам истца о неправомерных действиях работников ответчика при оказании медицинской помощи ее мужу, в результате чего наступила его смерть, заключением комиссионной судебно-медицинской экспертизы от <дата> № опровергается противоправность действий медицинских работников КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница» при оказании медицинской помощи Чуднову А.И., причинно-следственная связь между их действиями и наступлением смерти Чуднова А.И. не установлена и как следствие вина ответчика отсутствует.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых Чудновой И. М. (СНИЛС №) к КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница» (ИНН №) о взыскании компенсации морального вреда в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
(Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>).
Судья Р.С. Карпунин