Решение по делу № 2-418/2022 от 18.05.2022

№2-418/2022

УИД № 35RS0022-01-2022-000542-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тотьма 23 июня 2022 г.

Тотемский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Линьковой Т.А.,

с участием старшего помощника прокурора Тотемского района Запоржиной В.Н.,

при секретаре Кокине С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Письменной О.Н. к администрации Тотемского муниципального района о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Письменная О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Тотемского муниципального района о восстановлении на работе и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что с (дата) работала в администрации Тотемского муниципального района, с (дата) в должности начальника архивного отдела. Распоряжением администрации Тотемского муниципального района № 45-р(ор) от 24.11.2021 с 25.11.2021 отстранена от работы в связи с отсутствием прививки от новой коронавирусной инфекции и как не представившая QR-код. 14.02.2022 ею получено уведомление работодателя № 642 от 14.02.2022, согласно которому структурное подразделение – архивный отдел, ликвидирован с 26.01.2022, а должность начальника отдела подлежит сокращению, иной вакантной должности для нее не имеется. Трудовые отношения между ней и администрацией Тотемского муниципального района прекращены 04.05.2022. Считает, что сокращение произведено незаконно и необоснованно, так как муниципальный архив остался на прежнем месте, его функции не изменились. Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» предусмотрено, что архив – это структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, создаваемое муниципальным образованием. В архивном отделе администрации Тотемского муниципального района более 50000 единиц хранения. В настоящее время с документами муниципального архива работает делопроизводитель, введенный в штат организационного отдела администрации с 18.01.2022, однако при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с наиболее высокой производительностью труда и квалификацией. Ошибочным управленческим решением работодателя ей причинен моральный вред, в связи с изложенным просит восстановить ее на работе в администрации Тотемского муниципального района в должности, предусматривающей исполнение должностных обязанностей, связанных с работой муниципального архива, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 100000 руб.

В судебном заседании истец Письменная О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, указывая, что фактически архив находится на прежнем месте, выполняет прежние функции. Оценивая компенсацию морального в 100000 руб., просила учесть ее нравственные переживания, причиненные нарушенным правом на труд.

Ответчик представитель администрации Тотемского муниципального района в судебное заседание не явился, имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований Письменной О.Н. просили отказать в полном объеме, указывая, что процедура сокращения Письменной О.Н. проведена в соответствии с действующими нормами трудового законодательства, работодатель в лице администрации вправе самостоятельно определять численность состава работников.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 308 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, самостоятельно, рассматриваются в суде.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Исполнительного комитета Тотемского районного муниципального Собрания от (дата) .......(к) Письменная О.Н. с (дата) принята на работу в архивный отдел специалистом 2 категории постоянно в порядке перевода.

Согласно записи ....... в трудовой книжке Письменной О.Н. следует, что (дата) переведена на должность начальника архивного отдела.

Решением муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25.01.2022 внесены изменения в п. 10 решения Тотемского районного муниципального Собрания от 21.12.2015 № 176 «О структуре администрации Тотемского муниципального района», исключен архивный отдел.

Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 26.01.2022 № 47 сокращены должности администрации района: начальник архивного отдела администрации района – 1 ставка; консультант архивного отдела администрации района – 1 ставка. Отделу организационному и взаимодействия с муниципальными образования администрации района поручено внести изменения в штатное расписание администрации района, уведомить работников о предстоящем сокращении.

14.02.2022 Письменной О.Н. через реестр отправлений получено уведомление № 642 от 14.02.2022, согласно которому следует, что в связи с изменениями структуры администрации Тотемского муниципального района структурное подразделение архивный отдел ликвидировано, в связи с чем должность начальник архивного отдела администрации района подлежит сокращению. Письменная О.Н. предупреждена об увольнении, уведомлена, что по состоянию на 14.02.2022 вакантные должности или работа, соответствующая ее квалификации, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа, которую она может выполнять с учетом состояния здоровья, отсутствуют.

Приказом администрации Тотемского муниципального района № 18-р(лс) от 04.05.2022 прекращено действие трудового договора от (дата) ......., Письменная О.Н. начальник архивного отдела уволена 04.05.2022 на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение штата работников).

Согласно ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В силу ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

В соответствии со ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно ст. 33 Устава Тотемского муниципального района в систему муниципальных правовых актов входят решения Муниципального Собрания района.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Тотемский муниципальный район, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания.

Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" предусмотрено, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

При этом под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события. Нормативный правовой акт характеризуется неоднократностью применения, неперсонифицированностью.

Решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25.01.2022 в полном объеме соответствует указанным признакам, является нормативным правовым актом, изменяющим структуру администрации района, то есть постоянно действующий нормативный правовой акт, характеризуется неоднократностью применения, неперсонифицирован.

Указанное выше решение затрагивает права, свободы и обязанности как работников архивного отдела, так и иных лиц, поскольку п. 19 ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» предусмотрено понятие пользователя архивными документами, к указанным лицам отнесены государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.

Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»).

Требования законодательства и Устава по опубликованию решения Муниципального Собрания № 8 от 25.01.2022 не соблюдены, что подтверждено ответом администрации Тотемского муниципального района № 2161 от 15.06.2022.

В силу ст. 29 Устава администрации Тотемского муниципального района администрация района формируется руководителем администрации района в соответствии с Уставом.

В структуру администрации района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы (структурные подразделения администрации).

Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 17.01.2022 № 18-ДСП утверждено штатное расписание администрации, в котором предусмотрен архивный отдел, должность начальника отдела – 1 ставка, должность консультанта – 1 ставка, распоряжение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 13.05.2022 № 271-ДСП утверждено штатное расписание администрации, распространяющее действие на правоотношения, возникшие с 05.05.2022, согласно которому структурное подразделение архивный отдел отсутствует.

Вместе с тем, штатное расписание администрации должно соответствовать утвержденной Муниципальным Собранием Тотемского муниципального района структуре администрации.

Суд, принимая во внимание тот факт, что решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25.01.2022 не опубликовано, а, следовательно, не подлежит применению до момента его официального опубликования, приходит к выводу о том, что глава администрации был не вправе использовать утвержденную выше указанным решением структуру администрации при утверждении штатного расписания, распространяющего свое действие с 05.05.2022.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что на дату увольнения Письменной О.Н. и на дату принятия решения в администрации Тотемского муниципального района действовало штатное расписание, утвержденное распоряжением от 17.01.2022 № 18-ДСП, предусматривающее структурное подразделение архивный отдел и должность начальника отдела, в связи с чем Письменная О.Н. подлежит восстановлению на работе в должности начальника архивного отдела.

Согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных Письменной О.Н. требований о компенсации морального вреда, удовлетворяя их на сумму 10000 руб., при этом учитывая принципы разумности и справедливости, тот факт что Письменная О.Н. была уволена с нарушением установленного порядка увольнения, в связи с потерей работы испытала нравственные страдания.

В силу ст. 396 Трудового кодекса российской Федерации решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Письменной О.Н. удовлетворить частично.

Письменную О.Н. восстановить на работе в должности начальника отдела Архивного отдела администрации Тотемского муниципального района с 05.05.2022.

Взыскать с Администрации Тотемского муниципального района в пользу Письменной О.Н. компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать за необоснованностью.

Решение суда в части восстановления Письменной О.Н. на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме с подачей жалобы через Тотемский районный суд.

Судья Т.А. Линькова

Решение принято в окончательной форме 28 июня 2022 года.

Судья Т.А. Линькова

№2-418/2022

УИД № 35RS0022-01-2022-000542-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тотьма 23 июня 2022 г.

Тотемский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Линьковой Т.А.,

с участием старшего помощника прокурора Тотемского района Запоржиной В.Н.,

при секретаре Кокине С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Письменной О.Н. к администрации Тотемского муниципального района о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Письменная О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Тотемского муниципального района о восстановлении на работе и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что с (дата) работала в администрации Тотемского муниципального района, с (дата) в должности начальника архивного отдела. Распоряжением администрации Тотемского муниципального района № 45-р(ор) от 24.11.2021 с 25.11.2021 отстранена от работы в связи с отсутствием прививки от новой коронавирусной инфекции и как не представившая QR-код. 14.02.2022 ею получено уведомление работодателя № 642 от 14.02.2022, согласно которому структурное подразделение – архивный отдел, ликвидирован с 26.01.2022, а должность начальника отдела подлежит сокращению, иной вакантной должности для нее не имеется. Трудовые отношения между ней и администрацией Тотемского муниципального района прекращены 04.05.2022. Считает, что сокращение произведено незаконно и необоснованно, так как муниципальный архив остался на прежнем месте, его функции не изменились. Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» предусмотрено, что архив – это структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, создаваемое муниципальным образованием. В архивном отделе администрации Тотемского муниципального района более 50000 единиц хранения. В настоящее время с документами муниципального архива работает делопроизводитель, введенный в штат организационного отдела администрации с 18.01.2022, однако при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с наиболее высокой производительностью труда и квалификацией. Ошибочным управленческим решением работодателя ей причинен моральный вред, в связи с изложенным просит восстановить ее на работе в администрации Тотемского муниципального района в должности, предусматривающей исполнение должностных обязанностей, связанных с работой муниципального архива, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 100000 руб.

В судебном заседании истец Письменная О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, указывая, что фактически архив находится на прежнем месте, выполняет прежние функции. Оценивая компенсацию морального в 100000 руб., просила учесть ее нравственные переживания, причиненные нарушенным правом на труд.

Ответчик представитель администрации Тотемского муниципального района в судебное заседание не явился, имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований Письменной О.Н. просили отказать в полном объеме, указывая, что процедура сокращения Письменной О.Н. проведена в соответствии с действующими нормами трудового законодательства, работодатель в лице администрации вправе самостоятельно определять численность состава работников.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 308 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, самостоятельно, рассматриваются в суде.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Исполнительного комитета Тотемского районного муниципального Собрания от (дата) .......(к) Письменная О.Н. с (дата) принята на работу в архивный отдел специалистом 2 категории постоянно в порядке перевода.

Согласно записи ....... в трудовой книжке Письменной О.Н. следует, что (дата) переведена на должность начальника архивного отдела.

Решением муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25.01.2022 внесены изменения в п. 10 решения Тотемского районного муниципального Собрания от 21.12.2015 № 176 «О структуре администрации Тотемского муниципального района», исключен архивный отдел.

Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 26.01.2022 № 47 сокращены должности администрации района: начальник архивного отдела администрации района – 1 ставка; консультант архивного отдела администрации района – 1 ставка. Отделу организационному и взаимодействия с муниципальными образования администрации района поручено внести изменения в штатное расписание администрации района, уведомить работников о предстоящем сокращении.

14.02.2022 Письменной О.Н. через реестр отправлений получено уведомление № 642 от 14.02.2022, согласно которому следует, что в связи с изменениями структуры администрации Тотемского муниципального района структурное подразделение архивный отдел ликвидировано, в связи с чем должность начальник архивного отдела администрации района подлежит сокращению. Письменная О.Н. предупреждена об увольнении, уведомлена, что по состоянию на 14.02.2022 вакантные должности или работа, соответствующая ее квалификации, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа, которую она может выполнять с учетом состояния здоровья, отсутствуют.

Приказом администрации Тотемского муниципального района № 18-р(лс) от 04.05.2022 прекращено действие трудового договора от (дата) ......., Письменная О.Н. начальник архивного отдела уволена 04.05.2022 на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение штата работников).

Согласно ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В силу ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

В соответствии со ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно ст. 33 Устава Тотемского муниципального района в систему муниципальных правовых актов входят решения Муниципального Собрания района.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Тотемский муниципальный район, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания.

Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" предусмотрено, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

При этом под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события. Нормативный правовой акт характеризуется неоднократностью применения, неперсонифицированностью.

Решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25.01.2022 в полном объеме соответствует указанным признакам, является нормативным правовым актом, изменяющим структуру администрации района, то есть постоянно действующий нормативный правовой акт, характеризуется неоднократностью применения, неперсонифицирован.

Указанное выше решение затрагивает права, свободы и обязанности как работников архивного отдела, так и иных лиц, поскольку п. 19 ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» предусмотрено понятие пользователя архивными документами, к указанным лицам отнесены государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.

Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»).

Требования законодательства и Устава по опубликованию решения Муниципального Собрания № 8 от 25.01.2022 не соблюдены, что подтверждено ответом администрации Тотемского муниципального района № 2161 от 15.06.2022.

В силу ст. 29 Устава администрации Тотемского муниципального района администрация района формируется руководителем администрации района в соответствии с Уставом.

В структуру администрации района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы (структурные подразделения администрации).

Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 17.01.2022 № 18-ДСП утверждено штатное расписание администрации, в котором предусмотрен архивный отдел, должность начальника отдела – 1 ставка, должность консультанта – 1 ставка, распоряжение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 13.05.2022 № 271-ДСП утверждено штатное расписание администрации, распространяющее действие на правоотношения, возникшие с 05.05.2022, согласно которому структурное подразделение архивный отдел отсутствует.

Вместе с тем, штатное расписание администрации должно соответствовать утвержденной Муниципальным Собранием Тотемского муниципального района структуре администрации.

Суд, принимая во внимание тот факт, что решение Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 8 от 25.01.2022 не опубликовано, а, следовательно, не подлежит применению до момента его официального опубликования, приходит к выводу о том, что глава администрации был не вправе использовать утвержденную выше указанным решением структуру администрации при утверждении штатного расписания, распространяющего свое действие с 05.05.2022.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что на дату увольнения Письменной О.Н. и на дату принятия решения в администрации Тотемского муниципального района действовало штатное расписание, утвержденное распоряжением от 17.01.2022 № 18-ДСП, предусматривающее структурное подразделение архивный отдел и должность начальника отдела, в связи с чем Письменная О.Н. подлежит восстановлению на работе в должности начальника архивного отдела.

Согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных Письменной О.Н. требований о компенсации морального вреда, удовлетворяя их на сумму 10000 руб., при этом учитывая принципы разумности и справедливости, тот факт что Письменная О.Н. была уволена с нарушением установленного порядка увольнения, в связи с потерей работы испытала нравственные страдания.

В силу ст. 396 Трудового кодекса российской Федерации решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Письменной О.Н. удовлетворить частично.

Письменную О.Н. восстановить на работе в должности начальника отдела Архивного отдела администрации Тотемского муниципального района с 05.05.2022.

Взыскать с Администрации Тотемского муниципального района в пользу Письменной О.Н. компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать за необоснованностью.

Решение суда в части восстановления Письменной О.Н. на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме с подачей жалобы через Тотемский районный суд.

Судья Т.А. Линькова

Решение принято в окончательной форме 28 июня 2022 года.

Судья Т.А. Линькова

2-418/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Письменная Ольга Николаевна
Прокуратура Тотемского района
Ответчики
Администрация Тотемского муниципального района
Суд
Тотемский районный суд Вологодской области
Судья
Линькова Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
totemsky.vld.sudrf.ru
18.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2022Передача материалов судье
19.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2022Предварительное судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее