Решение по делу № 2-1592/2018 от 14.03.2018

Дело №2-1592/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2018 года                                         г. Севастополь

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего судьи     Блейз И.Г.

при участии секретаря                   Бойко Т.А.

    представителя истца         Булыгиной К.В.

    представителя ответчика           Гвай М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старчиков Александра Борисовича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат г. Севастополя», Министерству обороны РФ о признании права на социальные гарантии, третье лицо – войсковая часть 51105 Министерства обороны РФ, -

установил:

Старчиков А.Б. обратился с иском Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат г. Севастополя», Министерству обороны РФ, в котором просит признать незаконным отказ должностных лиц войсковой части №51105 МО РФ и ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» признать Старчикова А.Б. участником действий <данные изъяты>, признать за Старчиковым А.Б. право на социальные гарантии, предусмотренные для граждан <данные изъяты> на основании постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать МО РФ в лице Центральной комиссии в установленном порядке оформить и выдать истцу удостоверение участника подразделений особого риска. Требования мотивированы тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил действительную воинскую службу в воинских частях № и №, расположенных на ДД.ММ.ГГГГ. Указанные части, согласно Приказа Министра обороны РФ от 09.06.2008 № 321 «О Порядке и условиях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан», отнесены к частям, дислоцировавшимся на ДД.ММ.ГГГГ в период проведения испытаний <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, а также воинским частям, в которых проводились испытания <данные изъяты>. Факт непосредственного участия истца <данные изъяты> в условиях нештатных <данные изъяты> и действий других <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ года. После распада СССР истец продолжил воинскую службу <данные изъяты>. В соответствии с законодательством Украины, истец приравнен по статусу к участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС второй категории, был документирован удостоверение «участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», пользовался социальными гарантиями. В ДД.ММ.ГГГГ года истец сдал свое удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с целью дальнейшего оформления своего права на аналогичные гарантии в российском правовом поле. В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Военный комиссариат г. Севастополя с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий на ЧАЭС, обращение было направлено в войсковую часть №, из которой в ДД.ММ.ГГГГ года был предоставлен ответ, согласно которому в имеющихся архивных материалах участие Старчикова А.Б. в испытаниях ядерного оружия не отражено, в связи с чем оснований для признания Старчикова А.Б. участником действий подразделений особого риска не имеется. Указанный ответ истец считает незаконным, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В ранее проведенных судебных заседаниях исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что его доводы основываются на том, что отказ в выдаче удостоверения основан на приказе МО РФ от 22. 09. 2016 года №590, но данные действия ошибочные, поскольку согласно ФКЗ №6-ФКЗ, на момент вхождения Крыма в состав РФ у истца уже было удостоверение участника ликвидации. Все документы, выданные на территории Украины, являются действительными. Фактически, у истца стали перепроверять наличие статуса, но закон говорит, что проверка не требуется. Истец пояснил, что он получает льготы на региональном уровне, однако, стоит вопрос о получении права на федеральные льготы.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что истец настаивает на том, что ответчиками являются названные им лица. Также представитель пояснила, что от истца, фактически, требуют повторно подтвердить наличие статуса, что он не обязан делать, так как, согласно ФКЗ №6-ФКЗ, должно быть принято во внимание его украинское удостоверение.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» против удовлетворения иска возражал по основаниям, указанным в возражениях, пояснил, что ФКЗ №6-ФКЗ не говорит о том, что нужно выдать документы нового образца, а говорит о том, что действующие документы, выданные на территории Украины, являются действующими. Для получения удостоверения российского образца, необходимо представить документы, указанные в нормативно-правовых актах РФ. Кроме того, Военкомат не является надлежащим ответчиком, ответчиком является войсковая часть 51105, которая выдает удостоверения. Права истца не нарушены, так как льготы он получает. В настоящее время никто не оспаривает документы, выданные со стороны Украины. Документы для выдачи удостоверения российского образца истцом не представлены, в архивах необходимые документы не найдены.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что истцу ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской администрацией выдано удостоверение участника <данные изъяты>, данный статус был приравнен к участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, категория 2.

Данное удостоверение истец сдал в Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» с заявлением о замене удостоверения, в чем ему было отказано ввиду неподтверждения непосредственного участия в испытании <данные изъяты>, отсутствия данных в архивах, о чем сообщено войсковой частью .

В соответствии со ст. 3 Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Статьей 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» принято решение распространить действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел: а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих; д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

Постановлением установлено, что меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которых определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. «б» ст.1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска», Министерство обороны Российской Федерации является органом, уполномоченным определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска», а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан.

Такой порядок определен Приказом Министра обороны РФ от 22.09.2016 № 590 «Об определении порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан».

Согласно ст. 1 указанного выше Порядка, в целях организации мероприятий по оформлению и выдаче гражданам из подразделений особого риска, указанным в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», удостоверений, а также по оформлению и выдаче удостоверений членам семей, потерявшим кормильца из числа указанных выше граждан, создается Центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска (далее - Центральная комиссия). Председателем Центральной комиссии является командир войсковой части .

Заседания Центральной комиссии проводятся не реже одного раза в квартал и являются правомочными, если на них присутствует не менее половины ее состава. Решение Центральной комиссии принимается большинством голосов и оформляется протоколом заседания Центральной комиссии по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (далее - протокол). Протокол подписывается членами Центральной комиссии и утверждается ее председателем.(ст.3)

Учет граждан, подавших заявления об отнесении их к гражданам из подразделений особого риска, проходящих военную службу, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военнослужащие и работники) организуется командирами (начальниками, руководителями) органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в которых они проходят военную службу, служат (работают) (далее - воинские части). Указанные заявления подаются в произвольной форме и содержат следующую информацию: фамилию, имя, отчество (при наличии); почтовый адрес места проживания; согласие на обработку персональных данных; подробное описание личного участия в действиях подразделений особого риска. К заявлениям прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность, три черно-белые фотографии размером 3 x 4 см на матовой бумаге без уголка; иные документы, подтверждающие непосредственное участие военнослужащих и работников, бывших военнослужащих и работников (далее - заявители) в действиях подразделений особого риска.

Согласно ст. 8 Порядка, воинскими частями и военными комиссариатами для проверки соответствия заявителей Критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. № 958 «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска», составляются списки согласно приложению к настоящему Порядку с последующим их направлением:1) в войсковую часть (<адрес> в отношении, кроме прочего, испытаний <данные изъяты> на <данные изъяты>, работ по <данные изъяты>, образовавшихся в результате любых видов <данные изъяты>.

Воинскими частями (организациями), указанными в подпунктах 1 - 4 пункта 8 настоящего Порядка (далее - воинские части и организации), на основании представленных материалов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, и архивных документов, находящихся у них, составляется экспертное заключение по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Порядку, которое подписывается соответствующим командиром (начальником, руководителем), формируется в двухмесячный срок личное дело заявителя и направляется на рассмотрение в Центральную комиссию Если вышеуказанные материалы и архивные документы не подтверждают соответствия заявителей Критериям, дается аргументированный письменный ответ в военный комиссариат или воинскую часть, а также заявителю (ст. 10).

Статьями 15,16 Порядка предусмотрено, что сформированное личное дело, поступившее в Центральную комиссию, рассматривается в срок не более двух месяцев. Решение Центральной комиссии об оформлении и выдаче (отказе в выдаче) удостоверений по рекомендуемым образцам согласно приложениям и 6 к настоящему Порядку принимается для каждого заявителя и члена семьи, потерявшего кормильца, индивидуально.

Решение Центральной комиссии об оформлении и выдаче заявителю удостоверения по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Порядку принимается при условии соответствия его Критериям.

Таким образом, из указанных выше нормативно-правовых актов следует, что для получения удостоверений российского образца необходимо решение Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений <данные изъяты>, данное решение в отношении Старчикова А.Б. не принималось, в связи с чем оснований для выдачи истцу удостоверения российского образца в настоящее время не имеется, а потому исковые требования не подлежат удовлетворению.

Судом не может быть принят во внимание довод истца, представителя истца о том, что истец имеет удостоверение украинского образца, а потому имеет право заменить данное удостоверение на российской в силу ФКЗ №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», поскольку данный закон не содержит положений об обязательной замене удостоверения.

Согласно ст. 2 ФЗ №421 –ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года. Документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок получения удостоверения установлен указанным выше приказом Министерства обороны РФ и не был соблюдет истцом.

При этом суд отмечает, что истцу не было отказано в получении социальных льгот, предоставляемых субъектом федерации – г. Севастополем, о чем истец непосредственно пояснил в ходе судебного заседания. Данные льготы предоставлены на основании удостоверения участника <данные изъяты>, выданного государством Украина в соответствии со ст. 12 ФКЗ №6-ФКЗ, что свидетельствует о безосновательности довода истца о том, что его удостоверение украинского образца не принято компетентными органами и имеет место ущемление его прав на получение социальных льгот.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Мотивированный текст решения составлен 11 мая 2018 года.

Председательствующий          (подпись)        И.Г.Блейз

Копия верна. Решение не вступило в законную силу

Председательствующий          (подпись)        И.<адрес>

2-1592/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Старчиков А.Б.
Ответчики
ФГКУ "Военный комиссариат города Севастополя"
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Войсковая часть 51105 МО РФ
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Блейз Ирина Геннадьевна
Дело на сайте суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
14.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2018Передача материалов судье
15.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.04.2018Предварительное судебное заседание
24.04.2018Судебное заседание
10.05.2018Судебное заседание
11.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее