Решение по делу № 7-400/2023 от 17.03.2023

    Судья Хамитова Г.Р.                                              УИД 16RS0047-01-2023-001152-72

                                               Дело № 5-201/2023

                                               Дело № 7-400/2023

решение

    18 марта 2023 года                                                                        город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Давлетшина А.Ф. при секретаре судебного заседания Разваловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Абдуллаев А.Н. угли на постановление Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 марта 2023 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы,

УСТАНОВИЛ:

9 марта 2023 года в 18 часов 25 минут, в ходе проверки документов возле дома 14 по улице Архангельская города Казани Республики Татарстан установлено, что гражданин Абдуллаев А.Н. угли, прибыв на территорию Российской Федерации 1 августа 2022 года, состоял на миграционном учете до 29 октября 2022 года, однако по настоящее время находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации), тем самым нарушил требования статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Постановлением Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 марта 2023 года гражданин Республики Узбекистан – Абдуллаев А.Н. угли признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит указанное постановление Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 марта 2023 года изменить, исключив наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование жалобы указано, что на территории Российской Федерации проживает гражданская жена Абдуллаева А.Н. – Лапшина А.В. Абдуллаев А.Н. имеет на иждивении несовершеннолетних детей – ФИО 2, <дата> и ФИО 2, <дата>, являющихся учениками МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани. Со ссылкой на пункт 10 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», автор жалобы полагает, что у Абдуллаева А.Н. имелись все основания для законного продления миграционного учета, однако правовая неграмотность послужила причиной ситуации, в которой он оказался.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, ходатайство об отложении судебного заседания не представили. При таком положении, с учетом правовой позиции, выраженной в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, дело рассмотрено без их участия.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Объектом правонарушений выступают общественные отношения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Объективная сторона состоит в противоправном действии или бездействии.

Субъектами правонарушения выступают физические лица, а именно иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что согласно протокола об административном правонарушении от 9 марта 2023 года № 8100470, в отношении Абдуллаева А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1).

Основанием для административного преследования Абдуллаева А.Н. послужило то обстоятельство, что 9 марта 2023 года в 18 часов 25 минут, в ходе проверки документов возле дома 14 по улице Архангельская города Казани Республики Татарстан было установлено, что гражданин Абдуллаев А.Н. угли, прибыв на территорию Российской Федерации 1 августа 2022 года, состоял на миграционном учете до 29 октября 2022 года, однако по настоящее время находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации), тем самым нарушил требования статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ и виновность Абдуллаева А.Н. в его совершении подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 9 марта 2023 года (л.д.1), протоколом о доставлении от 9 марта 2023 года (л.д.2), протоколом об административном задержании от 9 марта 2023 года № 434 (л.д.3), рапортом сотрудника полиции (л.д.4); данными ФМС России АС ЦБДУИГ в отношении Абдуллаева А.Н. (л.д.5-7), а также другими доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Абдуллаева А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Постановление вынесено судьёй в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в соответствии с санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Вместе с тем, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, и международных договорах Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции установлено, что Абдуллаев А.Н. имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей – ФИО 2, <дата> года рождения и ФИО 1, <дата> года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.12,14), свидетельствами об установлении отцовства (л.д.16,18).

Согласно справкам, выданным директором МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани – Киргиной Е.Г., ФИО 2 и ФИО 1 являются учениками 5В и 3В классов соответственно (л.д.35).

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Абдуллаева А.Н. на уважение семейной жизни.

В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П и др.).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в том числе наличие несовершеннолетних детей, являющихся гражданами Российской Федерации, принимая во внимание сведения о личности Абдуллаева А.Н., ранее не привлекавшегося к административной ответственности, суд апелляционной инстанции полагает, что назначение Абдуллаеву А.Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит принципам справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, позволяющих обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении..

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших рассмотреть дело полно и объективно, не допущено.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции следует изменить, исключив из него указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 марта 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абдуллаев А.Н. угли, изменить, исключив из него указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В остальной части постановление Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 марта 2023 года оставить без изменения.

Меру обеспечения в виде содержания в Центре временного содержания УМВД России по городу Набережные Челны отменить.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья                                    А.Ф.Давлетшина

7-400/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Абдуллаев Арслан Нуманжон угли
Другие
Васильев А.В.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Давлетшина Аида Фаридовна
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
17.03.2023Материалы переданы в производство судье
18.03.2023Судебное заседание
18.03.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее