Судья Усков Д.А. 24RS0018-01-2020-000601-07
Дело № 33-638/2021
А-204г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 января 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего – Макаровой Ю.М.
судей – Потехиной О.Б., Тихоновой Ю.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чикун О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Ю.Б.,
гражданское дело по иску Деревягина Андрея Александровича к Моисеевой Екатерине Ивановне, Моисеевой Наталье Владимировне о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользования чужими денежными средствами
по апелляционной жалобе представителя Деревягина А.А. – Безручко М.В.
на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 6 октября 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Деревягину Андрею Александровичу отказать в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Деревягин А.А. обратился в суд с иском к Моисеевой Е.И., Моисеевой Н.В. о взыскании неосновательного обогащения в размере 500 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 113 347,80 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 9333,48 рублей.
Требования мотивированы тем, что 11.01.2017 года между истцом и Моисеевой Н.В. заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, предметом которого являлось обязательство заключить в будущем основной договор купли-продажи квартиры. По условиям предварительного договора по основному договору Моисеева Н.В. обязалась передать в собственность Деревягина А.А. квартиру, общей площадью 52,5 кв.м, по адресу: <адрес>, а покупатель обязался принять квартиру и уплатить предусмотренную договором цену в размере 1 100 000 рублей. Предварительным договором дата совершения сделки купли-продажи определена не позднее 10.04.2017 года. Во исполнение своих обязательств по предварительному договору истец уплатил Моисеевой Е.И., действующей с ее слов в интересах продавца Моисеевой Н.В., аванс в размере 500 000 рублей, о чем Моисеева Е.И. написала расписку. Однако основной договор в срок до 10.04.2017 года между сторонами заключен не был. Поскольку до окончания срока, определенного предварительным договором, основной договор не заключен, обязательства, предусмотренные предварительным договором, являются прекращенными. Считает, что ответчики без законных оснований удерживают его денежные средства, на которые подлежат проценты за пользование чужими денежными средствами.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Деревягина А.А. – Безручко М.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, исковые требования удовлетворить в полном объеме, выражая несогласие с выводами суда в части применения последствий пропуска срока исковой давности. Указывает, что до заключения основного договора, то есть до 10.04.2017 года истец не знал о нарушении его права действиями ответчика, поскольку полагал, что Моисеева Е.И. действует в интересах продавца квартиры, так как является родственницей Моисеевой Н.В.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Деревягина А.А. – Безручко М.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Моисеевой Н.В. – Куприенко М.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пунктам 1, 4 и 6 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
Получение ответчиком денежных средств от истца при отсутствии у истца обязанности их выплачивать в силу соответствующего договора или требования нормативного акта, без встречного предоставления ответчиком в счет принятых сумм следует квалифицировать как неосновательное обогащение.
Как следует из материалов дела, 11.01.2017 года между Моисеевой Н.В. (продавец) и Деревягиным А.А. (покупатель) заключен предварительный договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1.3.1 цена квартиры составляет 1 100 000 рублей.
Пунктом 1.3.2 договора определено, что дата подписания основного договора - после полной оплаты покупателем продавцу стоимости квартиры.
Согласно п. 2.1 договора покупатель в день подписания договора передает наличными продавцу аванс в сумме 500 000 рублей и обязуется в срок до 10.04.2017 года оплатить оставшуюся сумму 600 000 рублей, оплата производится равными долями ежемесячно в срок до 10 числа.
При заключении сторонами основного договора переданный аванс засчитывается в счет уплаты цены квартиры, указанной в п. 1.3.1 предварительного договора. Оставшаяся часть цены квартиры передается покупателем продавцу, а именно 600 000 рублей в день заключения основного договора (п. 2.2).
Передача квартиры в порядке ст. 556 ГК РФ будет произведена продавцом покупателем после заключения настоящего договора и выплаты покупателем аванса (п.2.3 договора).
Во исполнение п. 2.1 предварительного договора Деревягин А.А. 12.01.2017 года передал Моисеевой Е.И., действующей в интересах продавца Моисеевой Н.В., денежные средства в качестве аванса в сумме 500 000 рублей, что подтверждается соответствующей записью в предварительном договоре, и не оспаривается сторонами.
Вступившим в законную силу решением Бородинского городского суда Красноярского края от 16.01.2020 года в удовлетворении исковых требований Моисеевой Н.В. к Деревягину А.А. о признании предварительного договора купли-продажи квартиры незаключенным отказано. При этом судом установлено, что письменная форма договора соблюдена, существенные условия предварительного договора определены, денежные средства Деревягиным А.А. переданы, также в нем оговорены условия получения и возврата полученных денежных средств, до окончания срока, определенного предварительным договором для заключения основного договора, такой договор заключен не был, ни одна из сторон другой стороне предложение о его заключении не направила, в связи с чем в силу п. 6 ст. 429 ГК РФ обязательства, предусмотренные предварительным договором купли-продажи от 11.01.2017 года, являются прекращенными.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в момент передачи денежных средств Деревягин А.А. должен был знать о том, что деньги он передает в отсутствие законных оснований, соответственно с даты передачи денежных средств 12.01.2017 года началось течение срока исковой давности, о применении которого заявлено Моисеевой Н.В., истец обратился в суд 08.04.2020 года, то есть с пропуском предусмотренного ст. 196 ГК РФ трехгодичного срока исковой давности.
Указанные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о начале течения срока исковой давности в момент передачи истцом ответчику денежных средств, то есть с 12.01.2017 года, так как начало течения общего срока исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации следует исчислять с того момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 3.2 предварительного договора купли-продажи квартиры, в случае неисполнения покупателем своих обязанностей по настоящему договору или отказа от подписания основного договора последний выплачивает продавцу штраф в размере 10% внесенного аванса. Факт наступления указанных обстоятельств должен быть подтвержден актом, составляемым продавцом и покупателем, и в день составления указанного акта договор считается прекращенным в связи с невозможностью исполнения, либо наступлением срока исполнения договора.
В силу п. 3.2.2 договора продавец не позднее 10 дня с момента подписания акта, указанного в п. 3.2 договора, а в случае истечения срока договора не позднее 21.04.2017 года возвращает покупателю денежные средства, за исключением указанных в 3.2. договора суммы задолженности по квартплате, если таковая будет иметься, и денежных средств, необходимых для приведения квартиры в первоначальное состояние.
Из пояснений ответчиков, имеющихся в материалах дела, а также из предварительного договора купли-продажи квартиры следует, что после передачи аванса Деревягин А.А. въехал в спорную квартиру, фактически там проживал и пользовался квартирой, обязанности по оплате коммунальных услуг не выполнял.
С учетом изложенных выше обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок исковой давности необходимо исчислять с 22.04.2017 года, поскольку до окончания срока действия договора у Деревягина А.А. не было оснований полагать, что его права нарушены, поскольку он был вселен в квартиру, фактически проживал в ней, ему были переданы ключи, что следует из текста предварительного договора купли-продажи и не опровергнуто ответчиками, что предварительный договор одновременно является актом приема-передачи квартиры. С настоящим иском в суд Деревягин А.А. обратился 08.04.2020 года (согласно штампу на почтовом конверте), то есть трехгодичный срок исковой давности истцом не пропущен.
Судом установлено, что 11.01.2017 года между Моисеевой Н.В., с одной стороны, и Деревягиным А.А., с другой стороны, заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, по условиям которого стороны обязались в будущем заключить договор о продаже недвижимого имущества (основной договор) на условиях предварительного договора, предметом договора являлась квартира по адресу: <адрес>.
По условиям предварительного договора стоимость квартиры составляет 1 100 000 рублей.
12.01.2017 года истец произвел оплату Моисеевой Е.И. денежных средств на сумму 500 000 рублей, что подтверждается соответствующей записью в предварительном договоре. В ходе рассмотрения дела Моисеева Е.И. не отрицала факта получения от Деревягина А.А. денежных средств в сумме 500 000 рублей, вместе с тем, доказательств того, что она передала данные денежные средства Моисеевой Н.В., не представила.
В суде первой и апелляционной инстанций представитель Моисеевой Н.В. – Куприенко М.А. отрицала факт получения Моисеевой Н.В. денежных средств по предварительному договору купли-продажи квартиры.
Положения ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагают неосновательное обогащение одного лица за счет другого (пострадавшего) при отсутствии обязательственных правоотношений между участниками и необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке.
Поскольку совокупностью представленных по делу доказательств подтверждено отсутствие между Деревягиным А.А и Моисеевой Е.И. каких-либо договорных отношений, и исходя из того, что Моисеева Е.И. не оспаривала в судебном заседании получение от истца денежных средств в сумме 500 000 рублей, а также не представила доказательств передачи Моисеевой Н.В. полученных от истца денежных средств, равно как и доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для их удержания, судебная коллегия считает, что сумма, полученная Моисеевой Е.И. по предварительному договору купли-продажи квартиры, и не возвращенная истцу, является неосновательным обогащением Деревягина А.А. и подлежит возврату.
При таком положении, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований и взыскании с Моисеевой Е.И. в пользу Деревягина А.А. неосновательно полученных денежных средств в размере 500 000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку с момента прекращения обязательств по предварительному договору Моисеева Е.И. незаконно пользуется денежными средствами истца, с Моисеевой Е.И. в пользу Деревягина А.А. подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 22.04.2017 года по 11.04.2020 года в размере 112 145,75 рублей, исходя из действовавших в соответствующие периоды времени средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, начисляемых на взысканную судебной коллегией сумму в размере 500 000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с Моисеевой Е.И. в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой исчисленный согласно ст.333.19 НК РФ пропорционально удовлетворенной части исковых требований составит 9314,81 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 112 145 ░░░░░░ 75 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9314 ░░░░░░ 81 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░.░.