Судья Яркович Н.Г. Дело № 33а-2361/2021
УИД 22RS0011-02-2020-002704-83
№2а-2459/2020 1-я инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Кайгородовой О.Ю. Титовой В.В.
при секретаре Нечай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца К.Е.К. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 ноября 2020 года
по административному делу по административному исковому заявлению К.Е.К. к государственному регистратору К.В.В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании действий незаконными, обязании совершить регистрационные действия.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой О.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Е.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору Рубцовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю К.В.В., в уточненном варианте требований, просила признать незаконным действие (бездействие) государственного регистратора К.В.В. по приостановлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество: квартиру площадью 52,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый *** обязать государственного регистратора К.В.В. устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, произвести государственную регистрации права на указанное выше недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований указала, что 27 июля 2020 года обратилась в Многофункциональный центр Алтайского края, Рубцовский филиал для получения государственной услуги – государственной регистрации прав на квартиру по адресу: <адрес>
Необходимые для регистрации права документы приняты 27 июля 2020 года, однако государственная регистрация приостановлена, в связи с имеющимися арестами на жилое помещение.
Полагает незаконным приостановление оказания государственной услуги, поскольку все аресты и запреты на совершение регистрационных действий в отношении недвижимого имущества сняты, кроме одного ареста, который был наложен судебным приставом исполнителем уже после того как К.Е.К. обратилась с заявлением об осуществлении государственной регистрации права.
Бездействие государственного регистратора К.В.В. нарушает права административного истца, поскольку последняя не может оформить право собственности на квартиру, субсидии на оплату коммунальных платежей.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, в качестве заинтересованных лиц – К.А.В., судебные приставы-исполнители ОСП г.Рубцовска, Рубцовского и Егорьевского районов УФССП России по Алтайскому краю П.Е.П., Б.Д.Ю.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 ноября 2020 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе К.Е.К. просит об отмене решения, вынесении нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что о действующих арестах на недвижимое имущество и запретах на регистрационные действия ей не было известно, при этом суд при вынесении решения не исследовал вопрос о том, почему аресты и запреты на совершение регистрационных действий до настоящего времени не сняты. Административный истец неоднократно обращалась в службу судебных приставов, к государственному регистратору с целью получения информации о наличии действующих ограничений, однако ответов не получала. В настоящее время право совместной собственности К.А.В., К.Е.К. прекращено, однако супруг административного истца вынужден нести бремя содержания имущества, не являясь его собственником, К.Е.К. не может оформить субсидии на коммунальные услуги. Вывод суда о том, что запрет на совершение регистрационных действий не нарушает права административного истца, не основан на законе, при этом судебный пристав-исполнитель Б.Д.Ю. фактически наложила арест на квартиру, несмотря на имеющееся решение об отмене такого ареста. Судом первой инстанции необоснованно отказано в принятии уточненного административного искового заявления.
Государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю К.В.В. представила возражения на апелляционную жалобу, в которых полагает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, ходатайств об отложении разбирательства не заявили, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
В силу пункта 37 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено общее правило, согласно которому государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, оценивая представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятых административным ответчиком решений, поскольку на момент рассмотрения заявления К.Е.К. в отношении объекта недвижимости – квартиры по адресу: <адрес> были наложен аресты, запрет на совершение регистрационных действий.
Решение суда мотивировано, обосновано имеющимися в деле доказательствами, оснований для их переоценки не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что К.Е.К. 27 июля 2020 года обратилась в Многофункциональный центр Алтайского края, Рубцовский филиал, с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество - квартиру площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу <адрес>, <адрес> кадастровый ***
В ходе проведения правовой экспертизы было установлено, что в реестр прав на недвижимость внесены записи о запрете на совершение действий по регистрации:
1) *** от ДД.ММ.ГГ на основании выписки Федеральной службы судебных приставов (сокращенно ФССП) *** от ДД.ММ.ГГ ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП по Алтайскому краю.
2) *** от ДД.ММ.ГГ на основании постановления о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ *** ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП по Алтайскому краю;
3) *** от ДД.ММ.ГГ на основании выписки ФССП *** от ДД.ММ.ГГ МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю;
4) *** от ДД.ММ.ГГ на основании постановления Октябрьского районного суда г.Барнаула от 23.05.2017 года и протокола наложения ареста на имущество от 26.05.2017.
В связи с чем, государственная регистрации прекращения права общей совместной собственности и государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество - квартиру, общей площадью 52,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый *** были приостановлены ДД.ММ.ГГ по решению государственного регистратора К.В.В., изложенному в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ.
В ходе рассмотрения дополнительно представленных К.Е.К. документов 11 августа 2020 года, 12 августа 2020 года, 4 сентября 2020 года регистрирующим органом сняты запреты на совершение регистрационных действий, вынесенные 23 мая 2017 года, 21 мая 2019 года, 5 июня 2019 года.
Запись в ЕГРН *** от ДД.ММ.ГГ о запрете на осуществление регистрационных действий, внесенная на основании выписки Федеральной службы судебных приставов *** от 28.07.2020 ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП по Алтайскому краю до настоящего времени не погашена, запрет не снят и не отменен.
При таких обстоятельствах, у государственного регистратора отсутствовали основания для осуществления регистрационных действий, государственная регистрация была приостановлена в соответствии с положениями пункта 37 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ, о чем К.Е.К. уведомлена в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что основания для приостановления государственной регистрации права собственности и прекращении права общей совместной собственности на спорный объект недвижимости (квартира по <адрес> в <адрес>) в соответствии с п. 37 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" имелись, оспариваемые действия государственного регистратора К.В.В. совершены в соответствии с законом, и не влекут нарушений прав административного истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд при рассмотрении дела не выяснял, по какой причине не снят запрет на совершение регистрационных действий, подлежит отклонению, поскольку соответствующее решение принято должностным лицом службы судебных приставов, законность данного решения предметом настоящего спора не является. Сведений и доказательств того, что установленный запрет на совершение регистрационных действий в отношении объекта недвижимости был снят или отменен в установленном законом порядке, административным истцом не представлено, доводов таких не приведено.
Не может служить основанием для отмены решения суда и ссылка К.Е.К. о нарушении прав К.А.В., вынужденного нести бремя содержания недвижимого имущества в связи с невозможностью снять с себя титул собственника, поскольку К.А.В. за защитой своих прав в судебном порядке не обращался.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно отказал в принятии уточненного искового заявления, которым истец изменил, как он полагает предмет иска, о нарушении судом норм процессуального права не свидетельствуют, поскольку это право суда. Отказ в принятии уточненного иска мотивирован судом в протокольном определении, вынесение по данному ходатайству отдельного процессуального документа законом не требуется. Также следует учесть, что в непринятом судом уточненном иске административным истцом заявлены требования «разрешить провести государственную регистрацию права на квартиру», что не относится к полномочиям суда, который разрешает гражданско-правовые споры, и в компетенцию которого не входит выдача каких либо разрешений органам, уполномоченным в соответствии с законом на осуществление действий по регистрации прав на объекты недвижимости. Заявляя требование о прекращении права общей совместной собственности, истец изменил как предмет, так и основание первоначально заявленного иска, что противоречит положениям части 1 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем в принятии уточненного иска по данным требованиям, судом отказано правомерно.
С учетом изложенного, оснований к отмене либо изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Е.К. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи