К делу № 2-126/2024
УИД 23RS0038-01-2024-000042-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Отрадная 20 февраля 2024 года
Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Новиковой Н.М.,
при секретаре Слухаевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Тохян А. В. к Конаревой В. В. о возмещении морального вреда, причинённого преступлением,
установил:
Тохян А.В. обратилась в суд с иском к Конаревой В.В. о возмещении морального вреда, причинённого преступлением, в котором просит взыскать с ответчика в её пользу в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей.
Мотивирует свои требования тем, что истец находится в должности инспектора отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Отрадненскому району.
25 мая 2023 года в период времени с 09 часов 00 минут до 09 часов 50 минут Тохян А.В. совместно с главным специалистом отдела по делам несовершеннолетних администрации муниципального образования Отрадненского района ФИО4, ведущим специалистом отдела по вопросам семьи и детства ФИО5, специалистом по социальной работе ГКУ социального обеспечения Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ФИО6 осуществлен выезд по адресу: <адрес>, для проведения профилактической работы с многодетной семьей, однако по указанному адресу Конарева В.В. отсутствовала.
Позднее, 25 мая 2023 года в период времени с 10 часов 30 минут до 11 часов 30 минут, было установлено местонахождения Конаревой В.В. Находясь в форменном обмундировании с отличительными знаками сотрудника полиции, Тохян А.В. подошла к Конаревой В.В., предъявила служебное удостоверение, представилась, после чего с последней начата профилактическая беседа.
Во время проведения профилактической беседы у Конаревой В.В. находящейся в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, возник преступный умысел, направленный на публичное оскорбление представителя власти Тохян А.В., в связи с исполнением последней своих служебных обязанностей. Конарева В.В., реализуя преступный умысел, осознавая, что инспектор отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Отрадненскому району Тохян А.В. является представителем власти, находится при исполнении своих должностных обязанностей в форменном обмундировании сотрудника полиции со знаками различия, действуя умышленно, с целью воспрепятствования законным действиям последней по исполнению своих служебных обязанностей, демонстрируя пренебрежительное отношение к должностному положению представителя власти и исполнению служебного долга, осознавая фактический характер и противоправность своих действий, предвидя возможность наступление общественно опасных последствий в виде нарушения нормальной деятельности органов власти и их авторитета, а так же чести и достоинства представителя власти, в связи с исполнением своих должностных обязанностей, публично, в присутствии представителей общественности, оскорбила Тохян А.В. грубой, нецензурной бранью и иными словами ненормативной лексики, тем самым подорвав авторитет представителя власти.
В результате указанных умышленных действий Конаревой В.В., сотруднику полиции Тохян А.В. причинены моральные и нравственные страдания.
Приговором Отрадненского районного суда от 25 июля 2023 года Конарева В.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции Российской Федерации). Сотрудник органов внутренних дел не является исключением. Служба в органах внутренних дел - особый вид государственной службы, отличающийся рядом специфических особенностей, однако, особый правовой статус сотрудника полиции ни в коем случае не предполагает применения насилия в отношении сотрудника, причинение ему телесных повреждений и оскорблений.
Указанными умышленными действиями Конаревой В.В. были нарушены личные нематериальные блага (честь и достоинство, доброе имя) истца, причинен моральный вред в виде нравственных страданий.
Поведение ответчика в отношении представителя власти возмутительно, подобное поведение со стороны граждан не допустимо. Попустительство и беззаконность могут привести в дальнейшем к рецидиву, к убеждению, что такая модель поведения вполне возможна, разрешена в отношении представителя власти. Компенсировать моральный вред добровольно ответчик не предлагал.
Истец Тохян А.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ответчик Конарева В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (ШПИ 80409891188044). О причинах не явки не сообщила, возражений на иск не представила, не просила о рассмотрении дела в её отсутствие, доказательства уважительности причин не явки в судебное заседание также не представила.
Представитель третьего лица - Отдела МВД России по Отрадненскому району в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом (ШПИ 80409891188013).
На основании ч.4 и ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Ст. 150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренными, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указано, что применительно к ст. 44 УПК РФ потерпевший, то есть лицо, которому преступлением причинен моральный или имущественный вред (ст. 42 УПК РФ), вправе предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. Одним из таких способов является компенсация морального вреда.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.д.) или нарушающими его личные неимущественные права (право пользования своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно п. 3 ст. 1099 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1011 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Так, в судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
25 мая 2023 года в период времени с 09 часов 00 минут до 09 часов 50 минут Тохян А.В. совместно с главным специалистом отдела по делам несовершеннолетних администрации муниципального образования Отрадненского района ФИО4, ведущим специалистом отдела по вопросам семьи и детства ФИО5, специалистом по социальной работе ГКУ социального обеспечения Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ФИО6 осуществлен выезд по адресу: <адрес>, для проведения профилактической работы с многодетной семьей, однако по указанному адресу Конарева В.В. отсутствовала.
Позднее, 25 мая 2023 года в период времени с 10 часов 30 минут до 11 часов 30 минут, было установлено местонахождения Конаревой В.В. Находясь в форменном обмундировании с отличительными знаками сотрудника полиции, Тохян А.В. подошла к Конаревой В.В., предъявила служебное удостоверение, представилась, после чего с последней начата профилактическая беседа.
Во время проведения профилактической беседы у Конаревой В.В. находящейся в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, возник преступный умысел, направленный на публичное оскорбление представителя власти Тохян А.В., в связи с исполнением последней своих служебных обязанностей. Конарева В.В., реализуя преступный умысел, осознавая, что инспектор отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Отрадненскому району Тохян А.В. является представителем власти, находится при исполнении своих должностных обязанностей в форменном обмундировании сотрудника полиции со знаками различия, действуя умышленно, с целью воспрепятствования законным действиям последней по исполнению своих служебных обязанностей, демонстрируя пренебрежительное отношение к должностному положению представителя власти и исполнению служебного долга, осознавая фактический характер и противоправность своих действий, предвидя возможность наступление общественно опасных последствий в виде нарушения нормальной деятельности органов власти и их авторитета, а так же чести и достоинства представителя власти, в связи с исполнением своих должностных обязанностей, публично, в присутствии представителей общественности, оскорбила Тохян А.В. грубой, нецензурной бранью и иными словами ненормативной лексики, тем самым подорвав авторитет представителя власти.
В результате указанных умышленных действий Конаревой В.В., сотруднику полиции Тохян А.В. причинены моральные и нравственные страдания.
Руководствуясь ст.ст. 151, 1099, 1100 и 1101 ГК РФ, требованиями справедливости и соразмерности, суд считает необходимым с учетом характера причиненных потерпевшему - истцу нравственных страданий, удовлетворить иск в части возмещения морального вреда в размере 50 000 рублей в полном объеме, полагая, что данная сумма соответствует степени нравственных страданий истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░