Дело № 2-653/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.,
с участием истца Голубевой Т.И., представителя истца Ноженко Д.Д., представителя Администрации МО ГО "Инта" Донцовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 30 мая 2018 года дело по иску Голубевой Т.И. к Администрации МОГО "Инта", Минстрою Республики Коми о возложении обязанности включить в списки граждан на получение социальной выплаты на переселение из РКС, предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Голубева Т.И. обратилась в суд с иском к Администрации МОГО «Инта», Минстрою Республики Коми о возложении обязанности поставить на учет как инвалида Великой Отечественной Войны в списки граждан на получение социальной выплаты на переселение из районов Крайнего Севера в южные регионы Республики Коми, предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на переселение из районов Крайнего Севера в южные регионы Республики Коми. В обоснование своих требований указала, что, являясь бывшим несовершеннолетним узником концлагеря она обратилась в Администрацию МОГО "Инта" и в Минстрой Республики Коми с заявлением о постановке её на учет как инвалида Великой Отечественной Войны (далее – ВОВ) для получения социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера в южные районы Республики Коми. Согласно ответу Администрации МОГО "Инта" от 13.06.2017 истица не нуждается в улучшении жилищных условий. Согласно ответу Минархстроя РК от 24.08.2015, в рамках федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, труженики тыла, участники ВОВ в отдельную очередь не выделены. Действия ответчиков нельзя признать законными и обоснованными. Согласно ч. 8 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ с 01.01.2005 проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих. 02.06.2016 истице была установлена инвалидность третьей группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ от 02.06.2016. Следовательно, на истицу как несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, признанного инвалидом вследствие общего заболевания, распространяются положения о реализации мер социальной поддержки и льгот, установленные для инвалидов ВОВ, и у неё имеется право на получение социальной выплаты для строительства или приобретения жилья в южных районах Крайнего Севера.
Истица в судебном заседании пояснила, что в г. Сыктывкаре адвокат разъяснил ей, что у нее имеется право на первоочередное получение жилья на основании какого-то нормативного акта, точные реквизиты которого ей неизвестны.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, повторил доводы искового заявления.
Представитель ответчика Администрации МО ГО "Инта" исковые требования не признала, пояснила, что истицей не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Истица состоит на учете на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002, заявления о постановке на учет в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ в администрацию МО ГО "Инта" не поступало. Постановка на учет на получение социальных выплат носит заявительный характер.
Ответчик Минстрой Республики Коми, извещенный о времени и месте слушания дела должным образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования не признает. Указал, что вопросы предоставления гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Коми регламентируются Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" (далее - Закон Республики Коми) и постановлением Правительства Республики Коми от 20.02.2007 № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", которым определен Порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - Порядок и условия). Статьей 1 Закона Республики Коми определены: 15 категорий граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий; 6 категорий граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расположенных на территории Республики Коми, и изъявивших желание на переселение в южные районы Республики Коми (часть 2 статьи 1), из них: инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, семьи погибших участников Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов; пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости по месту жительства; работающие граждане. Частью 2 статьи 1 Закона Республики Коми не предусмотрено право на получение социальной выплаты на переселение в южные районы Республики Коми несовершеннолетних узников концлагерей. Кроме того, постановка на учет носит заявительный характер. Истица не подавала заявления о постановке на учет на получение социальных выплат по категории "инвалиды", в связи с чем истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, учетного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Голубева Т.И. состоит на учете на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 19.09.1997.
Материалами настоящего гражданского дела и учетного дела, подтверждается, что в 2004-2014 в общереспубликанские списки был включен по категории "пенсионеры" супруг истицы Голубев Н.С. с датой постановки на учет 19.09.1997. Постановлением администрации МОГО "Инта" "Об утверждении изменений в список учета граждан по категориям граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 04.03.2014 №__ Голубева Т.И. признана заявителем в связи со смертью супруга Голубева Н.С. по категории "пенсионеры" по первоначальной дате постановки на учет 19.09.1997. В общереспубликанские списки, сформированные по состоянию на 01.01.2015, Голубева Т.И. включена по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 19.09.1997 под №__.
02.06.2016 ФГУ МСЭ Бюро № 14 истице установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д. 9).
Условия предоставления и порядок предоставления гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Коми регламентируются Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" (далее - Закон Республики Коми) и постановлением Правительства Республики Коми от 20.02.2007 № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", которым определен Порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - Порядок и условия).
Пунктом 5 статьи 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ установлено, что на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расположенных на территории Республики Коми, в южные районы Республики Коми принимаются граждане, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, а также инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет, инвалиды с детства, прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в южных районах Республики Коми и других регионах Российской Федерации и изъявившие желание о переселении в южные районы Республики Коми.
Пунктом 6 статьи 2 Закона Республики Коми определено, что для постановки на учет на получение социальной выплаты для переселения в южные районы Республики Коми гражданин представляет в уполномоченный орган запрос по установленной форме и документы в соответствии с перечнем, содержащемся в указанном пункте.
Согласно пункту 8 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ запрос гражданина в день его подачи регистрируется уполномоченным органом в Журнале регистрации запросов граждан о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону. В соответствии с пунктом 9 указанной статьи уполномоченный орган в течение осуществляет проверку соответствия представленных гражданами, указанными в статье 1 настоящего Закона, запросов и документов перечню документов, определенных частями 4, 4(1), 6 и 6(2) настоящей статьи, при необходимости делает запросы.
Пунктом 10 указанной статьи установлено, что по результатам рассмотрения запросов граждан о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья и документов, указанных в частях 4, 4(1), 6, 6(2) и 9(1) настоящей статьи, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня подачи указанных запросов и документов принимает решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" администрация МОГО "Инта" осуществляет постановку граждан на учет на получение социальных выплат, ведение списков граждан, состоящих на учете на получение социальной выплаты.
Истец в администрацию МО ГО "Инта" в порядке, установленном Законом Республики Коми, для постановки на учет на получение социальной выплаты на переселение в южные районы Республики Коми не обращалась, администрация МОГО "Инта" решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты на переселение в южные районы Республики Коми не принимала.
Из материалов дела следует, что истица в установленном порядке не обращалась в Администрацию МО ГО "Инта" с запросом о постановке ее на учет на получение социальной выплаты на переселение в южные районы Республики Коми в соответствии с Законом Республики Коми № 30-РЗ, Администрация МО ГО "Инта" не проводила проверку наличия либо отсутствия у нее оснований для постановки на указанный учет, истице в постановке на указанный учет не было отказано.
Исходя из задач гражданского судопроизводства, изложенных в ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды рассматривают дела об оспариваемых или нарушенных правах и свободах, не подменяя при этом полномочия других органов государственной власти и местного самоуправления.
Поскольку в данном случае истица в орган, уполномоченный принимать решение о постановке на учет на получение социальных выплат (Администрация МО ГО "Инта"), в установленном порядке не обращалась, то ее право на постановку на указанный учет не нарушено, решение об отказе в постановке на учет не принималось, обращение в суд является преждевременным.
При этом суд находит несостоятельными доводы представителя истицы о том, что истица в силу своего преклонного возраста, юридической неграмотности может не знать установленного порядка обращения за постановкой на учет, и что сотрудники Администрации МО ГО "Инта" обязаны были разъяснить ей порядок обращения, сообщить перечень документов, которые необходимо представить.
В исковом заявлении истица указывает, что обращалась по данному вопросу в Администрацию с заявлением, на что был получен ответ Администрации МО ГО "Инта" от 13.06.2017. Из учетного дела истицы на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ следует, что ответ от 13.06.2017 дан на заявление истицы от 02.06.2017, в соответствии с которым истица просила руководителя Администрации МО ГО "Инта" «предоставить сертификат на переселение в населенный пункт Москвы на 2017 г. на основании постановления с января 2017 г. «О ветеранах ВОВ». Таким образом, указанное заявление не является заявлением о постановке на учет на переселение в южные районы Республики Коми не только по установленной форме, но также и по его содержанию.
Доказательств подачи истицей в Администрацию МО ГО "Инта" других письменных заявлений по вопросу переселения в южные районы Республики Коми, в том числе и не по установленной форме, в материалах дела не имеется. В учетом деле имеется множество обращений истицы в различные органы по вопросу переселения в Среднюю полосу России, то есть в порядке, установленном Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
На основании вышеизложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░", ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.06.2018.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░