Решение по делу № 2-5/2022 (2-168/2021;) от 13.05.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Магистральный 25 января 2022 г.

Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Семеновой О.В.,

при секретаре Принц А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области Ярославцевой Алены Васильевны, действующей на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Шешко Елены Александровны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5/2022 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Евгении Валерьевны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд в защиту интересов Рябовой Е.В. с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, указав в обоснование, что в период с 01.01.2018 по 01.03.2019 в Учреждении действовало Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», утвержденное приказом от 29.12.2017. Указанное Положение включало в себя, в том числе выплаты компенсационного характера в размере 15% оклада для среднего персонала. Данный размер выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Более мероприятия по специальной оценке условий труда в больнице не проводились. Приказом от 26.11.2018 № 334/1-од/в утверждено новое Положение об оплате труда работников, введенное в действие с 01.03.2019. В соответствии с Приложением № 3 к данному Положению установленные ранее компенсационные выплаты медицинским работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижены до 4% к окладу. Данные действия работодателя не соответствуют действующему законодательству, произведены без проведения специальной оценки условий труда. Размер заработной платы остался на прежнем уровне. Рябова Е.В. работает в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения. В соответствии с новым Положением об оплате труда работников ее оклад установлен в размере 8000 руб., но снижена компенсационная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до 4%, за период с марта по август 2019 года ей выплачена заработная плата из оклада 5114 руб. В этой связи заработная плата Рябовой Е.В. должна быть перерассчитана с учетом нового оклада, незаконно сниженной компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15%. Кроме того, Рябовой Е.В. оплата сверхурочных часов произведена с нарушением статьи 152 ТК РФ. Оплата за работу по совместительству подлежит перерасчету с учетом надбавки за работу в сельской местности в размере 25%. Таким образом, с ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в пользу Рябовой Е.В. подлежат взысканию недоначисленная заработная плата за период март – ноябрь 2019 года в размере 108428-03 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб. (том 1, л.д. 3-11).

Определением о дополнительной подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 14.05.2021 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено министерство здравоохранения Иркутской области.

Истец Рябова Е.В., представитель истца Федорец Н.Н. в суд не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании прокурор Ярославцева А.В., действующая на основании поручения, настаивала на удовлетворении исковых требований прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» Шешко Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда полагала не подлежащими удовлетворению в полном объеме, говоря о том, что обязанности по оплате труда Учреждением перед работником Рябовой Е.В. выполнены в полном объеме, оснований для компенсации последней морального вреда не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца министерства здравоохранения Иркутской области в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 указанного Кодекса корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

В силу части 5 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Статьей 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12) определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе, в том числе принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущения какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.

Пунктом 6 указанных Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются, в том числе с учетом:

а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;

в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);

г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.

В соответствии с подпунктами «б» и «ж» пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.

Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Судом установлено, что Рябова Е.В. состоит в трудовых отношениях с ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения, отнесенной к среднему медицинскому персоналу; работнику, как занятому на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, выплачивается доплата к окладу в размере, предусмотренном Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения (том 1, л.д. 37-38, 12-19).

По условиям дополнительного соглашения б/н к трудовому договору, заключенному с Рябовой Е.В. 30.03.2004, от 13.02.2017 за выполнение трудовых обязанностей последней установлены заработная плата в размере: базовый оклад в месяц, надбавка за работу в сельской местности 25%, выплата за вредные и опасные условия труда 15%, районный коэффициент 70%, процентная надбавка 50%, выплата за стаж непрерывной работы 30%, выплата за интенсивность и высокие результаты труда до 50 баллов (том 1, л.д. 37-38).

С 01.01.2013 до выхода основного работника Рябова Е.В. принята по внутреннему совместительству на работу в хирургическое отделение ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» на должность операционной медицинской сестры на 0,5 ставки с оплатой труда за пропорционально отработанное время (том 1, л.д. 36).

Из действующего на 2018 год Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», утвержденного приказом от 29.12.2017 № 104-од/п, Рябова Е.В. получала, в том числе оклад в размере 5114 руб., выплату за вредные и (или) опасные условия труда в размере 15% (том 1, л.д. 20, 21-24, 25-27).

Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 22.11.2018 № 92-мпр внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, утвержденное приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр, в том числе в части рекомендуемого размера оклада работников, в части рекомендуемого порядка исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях, в части рекомендуемых размеров повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (том 1, л.д. 101-105).

С учетом указанных изменений ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» разработало в новой редакции Положение об оплате труда работников областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда на 2019 год, которое утверждено приказом главного врача Учреждения от 26.11.2018 № 334/1-од/в (том 1, л.д. 28).

Согласно новой редакции указанного Положения размер оклада Рябовой Е.В. увеличен до 8000 руб., надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижена с 15% до 4% (том 1, л.д. 29-32, 33-35).

31.10.2018 Рябова Е.В. уведомлена работодателем ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» об изменении с 01.01.2019 существенных условий трудового договора в части оплаты труда (том 1, л.д. 64).

26.02.2019 Рябовой Е.В. предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору б/н от 30.04.2004, согласно которому ей установлена заработная плата с повышением оклада до 8000 руб., одновременным снижением выплаты за вредные и (или) опасные условия труда до 4%, с которым она не согласилась, но продолжила работать (том 1, л.д. 63).

Работодателем ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» за период с марта по август 2019 года размер заработной платы Рябовой Е.В. исчислялся и выплачивался, исходя из прежнего оклада 5114 руб., компенсационной выплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях в размере 15%, за период с сентября по ноябрь 2019 года размер заработной платы - из расчета: оклад 8000 руб., компенсационная выплата в размере 4% (том 1, л.д. 39-47).

Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 02.08.2021, вступившим в законную силу 06.12.2021, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» о признании локального нормативного акта недействующим в части установления размеров компенсационной выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оставлены без удовлетворения.

Предметом исследования в судебном заседании явился также приказ и.о. главного врача ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» П. от 12.10.2018 № 284-од/в, которым внесены изменения в Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор в рамках гражданского дела , судом установлено, сделаны выводы о том, что положениями об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», действующими в период с 01.03.2019 до 01.01.2020, с 01.01.2020, принятыми на основании Примерного положения об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, произведено перераспределение средств в структуре заработной платы на увеличение должностных окладов, которые в свою очередь, устанавливаются с учетом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностями.

Размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств. Обязанность ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» по выплате компенсации за работу с вредными условиями труда работникам также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели.

В этой связи, по убеждению суда, с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.

Несмотря на уменьшение процентного выражения компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% оклада до 4% оклада при изменении с 01.03.2019 системы оплаты труда в Учреждении, с учетом произведенного увеличения размеров окладов, стороной истца не представлены доказательства того, что установленные выплаты компенсационного характера занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работникам снижены в абсолютном размере, что свидетельствовало бы о нарушении интересов неопределенного круга лиц, в чью защиту прокурор обратился в суд с иском, и позволило бы суду сделать вывод в силу части 4 статьи 8 ТК РФ о том, что Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в части следует признать не подлежащим применению.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению частично.

При этом суд исходит из положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области о взыскании с ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в пользу Рябовой Е.В. задолженности по заработной плате с учетом ранее установленной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15%, не усматривая оснований для его удовлетворения, суд исходит из следующего.

Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр утверждено примерное Положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, пунктом 33 которого, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12.12.2017 № 73-мпр, вступившего в силу с 01.02.2019, определено, что выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

Размер повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда иным работникам медицинских организаций осуществляется по результатам специальной оценки рабочих мест по условиям труда. Конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским и иным работникам организаций устанавливаются работодателем по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с принятием данного Примерного положения об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» разработало новое Положение об оплате труда работников Учреждения на 2019 год, в соответствии с которым размер оклада Рябовой Е.В. увеличен до 8000 руб., надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда уменьшена с 15% до 4%.

Таким образом, изменение размера компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 15% от должностного оклада Рябовой Е.В. (который увеличен по сравнению с ранее установленным в размере 5114 руб. до 8000 руб.) до 4% произведено в связи с введением новой системы оплаты труда приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12.12.2017 № 73-мпр, которое распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, в том числе в части недопустимости уменьшения установленных этим постановлением размеров повышения оплаты труда без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.

Утвержденным приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12.12.2017 № 73-мпр, Примерным положением об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, произведено перераспределение средств в структуре заработной платы на увеличение (за счет оптимизации иных видов доплат и надбавок) должностных окладов, которые, в свою очередь, устанавливаются с учетом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей.

Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» по выплате спорной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели. В этой связи с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.

При этом, несмотря на уменьшение процентного выражения компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 15% до 4% при изменении с 01.03.2019 системы оплаты труда в учреждении, с учетом произведенного увеличения размеров окладов установленные выплаты компенсационного характера занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работникам в абсолютном выражении не снижены.

Таким образом, введение новой системы оплаты труда и применение ее к Рябовой Е.В. в части размера компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 01.03.2019 не влечет удовлетворения требования прокурора о взыскании в пользу истца задолженности по заработной плате с 01.03.2019 с учетом ранее установленной компенсации за вредные и (или) опасные условия труда, исходя из размера 15%.

Доводы стороны истца о том, что Рябовой Е.В. не предоставлено право на отказ трудиться с изменившимися условиями труда, суд находит несостоятельными, поскольку у истца такое право не отнималось. Напротив, не согласившись с новой системой оплаты труда, Рябова Е.В. продолжила трудовую деятельность в Учреждении в ранее занимаемой должности.

Доводы стороны истца о том, что с изменениями системы оплаты труда, произошедшими в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» с 01.03.2019, доход работника Рябовой Е.В. уменьшился, не соответствуют материалам гражданского дела.

Так, в сравнении с периодом работы с 01.03.2018 по 30.11.2018, за который Рябовой Е.В. получен доход в размере 325976-64 руб. (том 1, л.д. 151), за аналогичный период 2019 года доход последней составил 388957-59 руб. (том 1, л.д. 150).

Не усматривая оснований для удовлетворения требования процессуального истца о перерасчете заработной платы Рябовой Е.В. в связи с изменением с 01.03.2019 должностного оклада, суд исходит из следующего.

Обращаясь в суд с иском, прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области указал, что с 01.03.2019 в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» введено новое Положение об оплате труда, в соответствии с которым с 01.03.2019 размер оклада Рябовой Е.В. составляет 8000 руб., однако работодатель не применил улучшение условий труда, не увеличил размер оклада, в связи с чем начисленная Рябовой Е.В. заработная плата с марта 2019 года по август 2019 года подлежит перерасчету, исходя из оклада 8000 руб.

Кроме того, с 01.09.2019 согласно предписанию государственного инспектора по труду от 25.09.2019 (том 1, л.д. 79-80) главный врач ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» обязан произвести выплату заработной платы работникам, которые не согласились на новые условия труда, но продолжили работать, в соответствии с действующим Положением об оплате труда.

Обсуждая доводы стороны истца, в совокупности с представленными суду доказательствами, суд исходит из того, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 ТК РФ).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 указанного Кодекса).

Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

В соответствии с частью 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

В ходе судебного разбирательства установлено, что с 01.03.2019 в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» введено новое Положение об оплате труда, предусматривающее увеличение должностного оклада операционной медицинской сестры хирургического отделения до 8000 руб.

Дополнительным соглашением к трудовому договору, которое вступает в силу с 01.03.2019, Рябовой Е.В. установлен оклад в размере 8000 руб., надбавка за вредные и опасные условия труда 4%. Материальный истец данное дополнительное соглашение подписала, продолжила работу.

Исходя из обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, поскольку Положением об оплате труда, действующим в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», предусмотрено увеличение должностных окладов с 01.03.2019, заработная плата Рябовой Е.В. должна была выплачиваться с указанной даты, исходя из нового размера должностного оклада.

При таких обстоятельствах нельзя не признать нарушения трудовых прав истца, как следствие, наличия оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда в силу следующего.

Приказом главного врача ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» от 21.05.2020 г. в связи с переходом на новую систему оплаты труда с 01.03.2019 приказано произвести перерасчет Рябовой Е.В. заработной платы за период с 01.03.2019 по 31.08.2019 (том 1, л.д. 106).

Из показаний свидетеля А., работающей в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» бухгалтером, допрошенной в судебном заседании, следует, что после издания главным врачом указанного приказа ею работнику Рябовой Е.В. произведен перерасчет заработной платы, что нашло свое отражение в расчетных листках за период с марта по август 2019 года, содержащих информацию о начислении заработной платы по новому и по старому окладам за отработанную истцом продолжительность рабочего времени.

Так, за март 2019 года разница в начислении заработной платы составила 5669-36 руб., за апрель – 12403-27 руб., за май – 12714-82 руб., за июнь – 4545-78 руб., за июль – 3848-80 руб., за август – 12936-69 руб., всего 52118-72 руб.

Данная сумма выплачена истцу Рябовой Е.В., что следует из расчетного листка работника за май 2020 года, подтверждается копиями платежных поручений от 29.05.2020 (с прилагающимся к нему списком перечисляемой в банк зарплаты от 29.05.2020), от 15.06.2020 (с прилагающимся к нему списком перечисляемой в банк зарплаты от 15.06.2020), согласно которым истцу перечислена заработная плата, включающая сумму 52118-72 руб.

В указанном расчетном листке данная выплата поименована как «оплата простоя по независящим от работодателя причинам».

Из показаний свидетеля, копии пояснительной записки главного врача Учреждения К. от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что классификатором в справочнике программы 1С «Зарплата и Кадры государственного учреждения» вид выплаты «перерасчет или недоначисленная заработная плата» не предусмотрен.

В этой связи из рекомендованного перечня Учреждением использован вид начислений «оплата простоя по независящим от работодателя причинам».

Из показаний свидетеля А. в судебном заседании, представленных суду расчетных листков за сентябрь – ноябрь 2019 года установлено, не оспорено стороной истца в судебном заседании, что с 01.09.2019 заработная плата Рябовой Е.В. выплачивалась с учетом оклада в размере 8000 руб. за отработанное истцом рабочее время в полном объеме.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что продолжительность отработанного истцом Рябовой Е.В. рабочего времени в спорный период оплачена работодателем исходя из размера оклада 8000 руб.

Обсуждая требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. к ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» о компенсации морального вреда, находя его подлежащим удовлетворению, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В ходе рассмотрения дела факт нарушения трудовых прав истца Рябовой Е.В., выразившегося в получении заработной платы за март – август 2019 года не в полном объеме, получении перерасчета заработной платы в 2020 году после обращения прокурора в суд с иском, нашел свое подтверждение.

Истец Рябова Е.В. в суд для заслушивания ее обоснования данного требования не явилась, в письменном виде изложила свою позицию, согласно которой невыплата заработной платы в полном объеме является проявлением дискриминации к ней со стороны работодателя. Перерасчет заработной платы ею не получен, вместе с тем, он мог быть ею использован для собственных нужд. Свою правоту она вынуждена доказывать в суде.

При таких обстоятельствах, с учетом фактических обстоятельств дела, размер компенсации морального вреда, равный 5000 руб., о чем указано в иске, суд находит завышенным, приходит к выводу о разумной и справедливой компенсации, равной 1500 руб.

Между тем, требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области о взыскании недоплаченной надбавки за работу в сельской местности (работа Рябовой Е.В. по внутреннему совместительству) не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Пунктом 7.10 Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», утвержденного главным врачом Учреждения 26.11.2018, предусмотрено, что надбавка за работу в сельской местности в размере 25% должностного оклада установлена для работников организации, работающих по состоянию на 26.09.2008.

Пунктом 7.11 указанного Положения предусмотрено, что размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников (том 1, л.д. 88-100).

Договоры с Рябовой Е.В. на работу по внутреннему совместительству заключены 09.01.2019, 31.05.2019 01.08.2019, 19.08.2019, 28.10.2019, 01.11.2019, не предусматривают выплату работнику спорной надбавки (том 1, л.д. 158-163), как следствие, Рябовой Е.В. правомерно выплата компенсационного характера не производилась.

Довод прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области о том, что истцу Рябовой Е.В. не произведена оплата за сверхурочную работу в апреле – ноябре 2019 года, несостоятелен, требование в этой части не подлежит удовлетворению.

Из представленных суду расчетных листков работника за спорный период времени работа Рябовой Е.В. по внутреннему совместительству (не сверхурочно) оплачена в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Евгении Валерьевны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» в пользу Рябовой Евгении Валерьевны компенсацию морального вреда в размере 1500 руб.

Требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 1 февраля 2022 г.

2-5/2022 (2-168/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Казачинско-Ленского района Иркутской области
Рябова Евгения Валерьевна
Ответчики
ОГБУЗ "Казачинско-Ленская РБ"
Суд
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области
Судья
Семёнова Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
kazachinsko-lenynsky.irk.sudrf.ru
13.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2021Судебное заседание
08.06.2021Судебное заседание
09.12.2021Производство по делу возобновлено
21.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Судебное заседание
11.01.2022Судебное заседание
11.01.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.01.2022Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.07.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.09.2022Судебное заседание
14.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
25.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее