Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Магистральный 25 января 2022 г.
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Семеновой О.В.,
при секретаре Принц А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области Ярославцевой Алены Васильевны, действующей на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Шешко Елены Александровны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5/2022 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Евгении Валерьевны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд в защиту интересов Рябовой Е.В. с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, указав в обоснование, что в период с 01.01.2018 по 01.03.2019 в Учреждении действовало Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», утвержденное приказом от 29.12.2017. Указанное Положение включало в себя, в том числе выплаты компенсационного характера в размере 15% оклада для среднего персонала. Данный размер выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Более мероприятия по специальной оценке условий труда в больнице не проводились. Приказом от 26.11.2018 № 334/1-од/в утверждено новое Положение об оплате труда работников, введенное в действие с 01.03.2019. В соответствии с Приложением № 3 к данному Положению установленные ранее компенсационные выплаты медицинским работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижены до 4% к окладу. Данные действия работодателя не соответствуют действующему законодательству, произведены без проведения специальной оценки условий труда. Размер заработной платы остался на прежнем уровне. Рябова Е.В. работает в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения. В соответствии с новым Положением об оплате труда работников ее оклад установлен в размере 8000 руб., но снижена компенсационная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до 4%, за период с марта по август 2019 года ей выплачена заработная плата из оклада 5114 руб. В этой связи заработная плата Рябовой Е.В. должна быть перерассчитана с учетом нового оклада, незаконно сниженной компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15%. Кроме того, Рябовой Е.В. оплата сверхурочных часов произведена с нарушением статьи 152 ТК РФ. Оплата за работу по совместительству подлежит перерасчету с учетом надбавки за работу в сельской местности в размере 25%. Таким образом, с ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в пользу Рябовой Е.В. подлежат взысканию недоначисленная заработная плата за период март – ноябрь 2019 года в размере 108428-03 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб. (том 1, л.д. 3-11).
Определением о дополнительной подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 14.05.2021 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено министерство здравоохранения Иркутской области.
Истец Рябова Е.В., представитель истца Федорец Н.Н. в суд не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании прокурор Ярославцева А.В., действующая на основании поручения, настаивала на удовлетворении исковых требований прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» Шешко Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда полагала не подлежащими удовлетворению в полном объеме, говоря о том, что обязанности по оплате труда Учреждением перед работником Рябовой Е.В. выполнены в полном объеме, оснований для компенсации последней морального вреда не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца министерства здравоохранения Иркутской области в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 указанного Кодекса корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В силу части 5 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Статьей 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12) определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе, в том числе принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущения какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Пунктом 6 указанных Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются, в том числе с учетом:
а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии с подпунктами «б» и «ж» пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.
Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Судом установлено, что Рябова Е.В. состоит в трудовых отношениях с ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения, отнесенной к среднему медицинскому персоналу; работнику, как занятому на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, выплачивается доплата к окладу в размере, предусмотренном Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения (том 1, л.д. 37-38, 12-19).
По условиям дополнительного соглашения б/н к трудовому договору, заключенному с Рябовой Е.В. 30.03.2004, от 13.02.2017 за выполнение трудовых обязанностей последней установлены заработная плата в размере: базовый оклад в месяц, надбавка за работу в сельской местности 25%, выплата за вредные и опасные условия труда 15%, районный коэффициент 70%, процентная надбавка 50%, выплата за стаж непрерывной работы 30%, выплата за интенсивность и высокие результаты труда до 50 баллов (том 1, л.д. 37-38).
С 01.01.2013 до выхода основного работника Рябова Е.В. принята по внутреннему совместительству на работу в хирургическое отделение ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» на должность операционной медицинской сестры на 0,5 ставки с оплатой труда за пропорционально отработанное время (том 1, л.д. 36).
Из действующего на 2018 год Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», утвержденного приказом от 29.12.2017 № 104-од/п, Рябова Е.В. получала, в том числе оклад в размере 5114 руб., выплату за вредные и (или) опасные условия труда в размере 15% (том 1, л.д. 20, 21-24, 25-27).
Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 22.11.2018 № 92-мпр внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, утвержденное приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр, в том числе в части рекомендуемого размера оклада работников, в части рекомендуемого порядка исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях, в части рекомендуемых размеров повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (том 1, л.д. 101-105).
С учетом указанных изменений ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» разработало в новой редакции Положение об оплате труда работников областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда на 2019 год, которое утверждено приказом главного врача Учреждения от 26.11.2018 № 334/1-од/в (том 1, л.д. 28).
Согласно новой редакции указанного Положения размер оклада Рябовой Е.В. увеличен до 8000 руб., надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижена с 15% до 4% (том 1, л.д. 29-32, 33-35).
31.10.2018 Рябова Е.В. уведомлена работодателем ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» об изменении с 01.01.2019 существенных условий трудового договора в части оплаты труда (том 1, л.д. 64).
26.02.2019 Рябовой Е.В. предложено подписать дополнительное соглашение № к трудовому договору б/н от 30.04.2004, согласно которому ей установлена заработная плата с повышением оклада до 8000 руб., одновременным снижением выплаты за вредные и (или) опасные условия труда до 4%, с которым она не согласилась, но продолжила работать (том 1, л.д. 63).
Работодателем ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» за период с марта по август 2019 года размер заработной платы Рябовой Е.В. исчислялся и выплачивался, исходя из прежнего оклада 5114 руб., компенсационной выплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях в размере 15%, за период с сентября по ноябрь 2019 года размер заработной платы - из расчета: оклад 8000 руб., компенсационная выплата в размере 4% (том 1, л.д. 39-47).
Решением Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 02.08.2021, вступившим в законную силу 06.12.2021, исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» о признании локального нормативного акта недействующим в части установления размеров компенсационной выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оставлены без удовлетворения.
Предметом исследования в судебном заседании явился также приказ и.о. главного врача ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» П. от 12.10.2018 № 284-од/в, которым внесены изменения в Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» с ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор в рамках гражданского дела №, судом установлено, сделаны выводы о том, что положениями об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», действующими в период с 01.03.2019 до 01.01.2020, с 01.01.2020, принятыми на основании Примерного положения об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, произведено перераспределение средств в структуре заработной платы на увеличение должностных окладов, которые в свою очередь, устанавливаются с учетом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностями.
Размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств. Обязанность ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» по выплате компенсации за работу с вредными условиями труда работникам также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели.
В этой связи, по убеждению суда, с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
Несмотря на уменьшение процентного выражения компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% оклада до 4% оклада при изменении с 01.03.2019 системы оплаты труда в Учреждении, с учетом произведенного увеличения размеров окладов, стороной истца не представлены доказательства того, что установленные выплаты компенсационного характера занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работникам снижены в абсолютном размере, что свидетельствовало бы о нарушении интересов неопределенного круга лиц, в чью защиту прокурор обратился в суд с иском, и позволило бы суду сделать вывод в силу части 4 статьи 8 ТК РФ о том, что Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в части следует признать не подлежащим применению.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению частично.
При этом суд исходит из положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области о взыскании с ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в пользу Рябовой Е.В. задолженности по заработной плате с учетом ранее установленной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15%, не усматривая оснований для его удовлетворения, суд исходит из следующего.
Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр утверждено примерное Положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, пунктом 33 которого, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12.12.2017 № 73-мпр, вступившего в силу с 01.02.2019, определено, что выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Размер повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда иным работникам медицинских организаций осуществляется по результатам специальной оценки рабочих мест по условиям труда. Конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским и иным работникам организаций устанавливаются работодателем по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с принятием данного Примерного положения об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» разработало новое Положение об оплате труда работников Учреждения на 2019 год, в соответствии с которым размер оклада Рябовой Е.В. увеличен до 8000 руб., надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда уменьшена с 15% до 4%.
Таким образом, изменение размера компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 15% от должностного оклада Рябовой Е.В. (который увеличен по сравнению с ранее установленным в размере 5114 руб. до 8000 руб.) до 4% произведено в связи с введением новой системы оплаты труда приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12.12.2017 № 73-мпр, которое распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, в том числе в части недопустимости уменьшения установленных этим постановлением размеров повышения оплаты труда без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.
Утвержденным приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12.12.2017 № 73-мпр, Примерным положением об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, произведено перераспределение средств в структуре заработной платы на увеличение (за счет оптимизации иных видов доплат и надбавок) должностных окладов, которые, в свою очередь, устанавливаются с учетом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей.
Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» по выплате спорной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели. В этой связи с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
При этом, несмотря на уменьшение процентного выражения компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 15% до 4% при изменении с 01.03.2019 системы оплаты труда в учреждении, с учетом произведенного увеличения размеров окладов установленные выплаты компенсационного характера занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работникам в абсолютном выражении не снижены.
Таким образом, введение новой системы оплаты труда и применение ее к Рябовой Е.В. в части размера компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 01.03.2019 не влечет удовлетворения требования прокурора о взыскании в пользу истца задолженности по заработной плате с 01.03.2019 с учетом ранее установленной компенсации за вредные и (или) опасные условия труда, исходя из размера 15%.
Доводы стороны истца о том, что Рябовой Е.В. не предоставлено право на отказ трудиться с изменившимися условиями труда, суд находит несостоятельными, поскольку у истца такое право не отнималось. Напротив, не согласившись с новой системой оплаты труда, Рябова Е.В. продолжила трудовую деятельность в Учреждении в ранее занимаемой должности.
Доводы стороны истца о том, что с изменениями системы оплаты труда, произошедшими в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» с 01.03.2019, доход работника Рябовой Е.В. уменьшился, не соответствуют материалам гражданского дела.
Так, в сравнении с периодом работы с 01.03.2018 по 30.11.2018, за который Рябовой Е.В. получен доход в размере 325976-64 руб. (том 1, л.д. 151), за аналогичный период 2019 года доход последней составил 388957-59 руб. (том 1, л.д. 150).
Не усматривая оснований для удовлетворения требования процессуального истца о перерасчете заработной платы Рябовой Е.В. в связи с изменением с 01.03.2019 должностного оклада, суд исходит из следующего.
Обращаясь в суд с иском, прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области указал, что с 01.03.2019 в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» введено новое Положение об оплате труда, в соответствии с которым с 01.03.2019 размер оклада Рябовой Е.В. составляет 8000 руб., однако работодатель не применил улучшение условий труда, не увеличил размер оклада, в связи с чем начисленная Рябовой Е.В. заработная плата с марта 2019 года по август 2019 года подлежит перерасчету, исходя из оклада 8000 руб.
Кроме того, с 01.09.2019 согласно предписанию государственного инспектора по труду от 25.09.2019 № (том 1, л.д. 79-80) главный врач ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» обязан произвести выплату заработной платы работникам, которые не согласились на новые условия труда, но продолжили работать, в соответствии с действующим Положением об оплате труда.
Обсуждая доводы стороны истца, в совокупности с представленными суду доказательствами, суд исходит из того, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 ТК РФ).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 указанного Кодекса).
Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
В соответствии с частью 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с 01.03.2019 в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» введено новое Положение об оплате труда, предусматривающее увеличение должностного оклада операционной медицинской сестры хирургического отделения до 8000 руб.
Дополнительным соглашением к трудовому договору, которое вступает в силу с 01.03.2019, Рябовой Е.В. установлен оклад в размере 8000 руб., надбавка за вредные и опасные условия труда 4%. Материальный истец данное дополнительное соглашение подписала, продолжила работу.
Исходя из обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, поскольку Положением об оплате труда, действующим в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», предусмотрено увеличение должностных окладов с 01.03.2019, заработная плата Рябовой Е.В. должна была выплачиваться с указанной даты, исходя из нового размера должностного оклада.
При таких обстоятельствах нельзя не признать нарушения трудовых прав истца, как следствие, наличия оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда в силу следующего.
Приказом главного врача ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» от 21.05.2020 г. № в связи с переходом на новую систему оплаты труда с 01.03.2019 приказано произвести перерасчет Рябовой Е.В. заработной платы за период с 01.03.2019 по 31.08.2019 (том 1, л.д. 106).
Из показаний свидетеля А., работающей в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» бухгалтером, допрошенной в судебном заседании, следует, что после издания главным врачом указанного приказа ею работнику Рябовой Е.В. произведен перерасчет заработной платы, что нашло свое отражение в расчетных листках за период с марта по август 2019 года, содержащих информацию о начислении заработной платы по новому и по старому окладам за отработанную истцом продолжительность рабочего времени.
Так, за март 2019 года разница в начислении заработной платы составила 5669-36 руб., за апрель – 12403-27 руб., за май – 12714-82 руб., за июнь – 4545-78 руб., за июль – 3848-80 руб., за август – 12936-69 руб., всего 52118-72 руб.
Данная сумма выплачена истцу Рябовой Е.В., что следует из расчетного листка работника за май 2020 года, подтверждается копиями платежных поручений от 29.05.2020 (с прилагающимся к нему списком перечисляемой в банк зарплаты № от 29.05.2020), от 15.06.2020 (с прилагающимся к нему списком перечисляемой в банк зарплаты № от 15.06.2020), согласно которым истцу перечислена заработная плата, включающая сумму 52118-72 руб.
В указанном расчетном листке данная выплата поименована как «оплата простоя по независящим от работодателя причинам».
Из показаний свидетеля, копии пояснительной записки главного врача Учреждения К. от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что классификатором в справочнике программы 1С «Зарплата и Кадры государственного учреждения» вид выплаты «перерасчет или недоначисленная заработная плата» не предусмотрен.
В этой связи из рекомендованного перечня Учреждением использован вид начислений «оплата простоя по независящим от работодателя причинам».
Из показаний свидетеля А. в судебном заседании, представленных суду расчетных листков за сентябрь – ноябрь 2019 года установлено, не оспорено стороной истца в судебном заседании, что с 01.09.2019 заработная плата Рябовой Е.В. выплачивалась с учетом оклада в размере 8000 руб. за отработанное истцом рабочее время в полном объеме.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что продолжительность отработанного истцом Рябовой Е.В. рабочего времени в спорный период оплачена работодателем исходя из размера оклада 8000 руб.
Обсуждая требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. к ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» о компенсации морального вреда, находя его подлежащим удовлетворению, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В ходе рассмотрения дела факт нарушения трудовых прав истца Рябовой Е.В., выразившегося в получении заработной платы за март – август 2019 года не в полном объеме, получении перерасчета заработной платы в 2020 году после обращения прокурора в суд с иском, нашел свое подтверждение.
Истец Рябова Е.В. в суд для заслушивания ее обоснования данного требования не явилась, в письменном виде изложила свою позицию, согласно которой невыплата заработной платы в полном объеме является проявлением дискриминации к ней со стороны работодателя. Перерасчет заработной платы ею не получен, вместе с тем, он мог быть ею использован для собственных нужд. Свою правоту она вынуждена доказывать в суде.
При таких обстоятельствах, с учетом фактических обстоятельств дела, размер компенсации морального вреда, равный 5000 руб., о чем указано в иске, суд находит завышенным, приходит к выводу о разумной и справедливой компенсации, равной 1500 руб.
Между тем, требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области о взыскании недоплаченной надбавки за работу в сельской местности (работа Рябовой Е.В. по внутреннему совместительству) не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 7.10 Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», утвержденного главным врачом Учреждения 26.11.2018, предусмотрено, что надбавка за работу в сельской местности в размере 25% должностного оклада установлена для работников организации, работающих по состоянию на 26.09.2008.
Пунктом 7.11 указанного Положения предусмотрено, что размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников (том 1, л.д. 88-100).
Договоры с Рябовой Е.В. на работу по внутреннему совместительству заключены 09.01.2019, 31.05.2019 01.08.2019, 19.08.2019, 28.10.2019, 01.11.2019, не предусматривают выплату работнику спорной надбавки (том 1, л.д. 158-163), как следствие, Рябовой Е.В. правомерно выплата компенсационного характера не производилась.
Довод прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области о том, что истцу Рябовой Е.В. не произведена оплата за сверхурочную работу в апреле – ноябре 2019 года, несостоятелен, требование в этой части не подлежит удовлетворению.
Из представленных суду расчетных листков работника за спорный период времени работа Рябовой Е.В. по внутреннему совместительству (не сверхурочно) оплачена в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Евгении Валерьевны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» в пользу Рябовой Евгении Валерьевны компенсацию морального вреда в размере 1500 руб.
Требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов Рябовой Е.В. к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 1 февраля 2022 г.