Решение по делу № 2-2225/2022 от 11.05.2022

№2-2225/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2022 года                 г.Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи     Яцуковой А.А.,

при секретаре Гаджигайыбовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Трусовского района г.Астрахани в интересах Османовой ФИО10 к Министерству здравоохранения Астраханской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств,

Установил:

Истец прокуратура Трусовского района г.Астрахани в интересах Османовой Т.К. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Астраханской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств, указав, что Османовой Т.К. состоит на диспансерном учете в поликлиническом отделении №1 в ГБУЗ АО «Городская поликлиника №10» с диагнозом: <данные изъяты>. Прокуратурой района по обращению Османовой Т.К. проведена проверка соблюдения прав Османовой Т.К. на бесплатное лекарственное обеспечение. В ходе проверки установлено, что льготное лекарственное обеспечение Османовой Т.К. осуществляется по заявкам медицинской организации - ПО №2 ГБУЗ АО «Городская поликлиника №10».

<дата обезличена> <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО4 Османовой Т.К. назначен прием лекарственного препарата под медицинским наименованием <данные изъяты>

На основании выписки из медицинской карты амбулаторного больного <данные изъяты> <дата обезличена> в ГБУЗ АО «Городская поликлиника №10» Османовой Т.К. выданы рецепты на бесплатное получение <данные изъяты> которые <дата обезличена> поставлены на контроль в аптеке <данные изъяты> ввиду отсутствия препарата в аптечной сети учреждения.

Кроме того, <дата обезличена> Османовой Т.К. повторно выдан рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата <данные изъяты> который <дата обезличена> поставлен на контроль в аптеке <данные изъяты> ввиду отсутствия препарата в аптечной сети учреждения.

Поскольку назначенные врачами лекарственные препараты являются для Омановой Т.К. жизненно необходимыми, она вынуждена была приобретать их самостоятельно.

Самостоятельное приобретение жизненно необходимых лекарственных препаратов подтверждается товарными чеками от <дата обезличена> на сумму <данные изъяты>, от <дата обезличена> на сумму <данные изъяты> от <дата обезличена> на сумму <данные изъяты>, от <дата обезличена> на сумму <данные изъяты>, от <дата обезличена> на сумму <данные изъяты> Общая сумма денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение Османовой Т.К. лекарственных препаратов с действующими веществами <данные изъяты>, составила <данные изъяты>

Впоследствии представитель истца изменил исковые требования, указав, что <дата обезличена> и <дата обезличена> Османовой Т.К. выданы рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов под наименованием <данные изъяты> которые <дата обезличена> и <дата обезличена>, соответственно, поставлены на контроль в <данные изъяты> и до настоящего времени не обслужены.

В связи с не обеспечением Османовой Т.К. лекарственными препаратами она вынуждена приобретать их за счет собственных денежных средств.

Согласно товарным чекам, Османовой Т.К. <дата обезличена> приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> с действующим веществом <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>; <дата обезличена> приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> с действующим веществом <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>; <дата обезличена> приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> с действующим веществом <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>; <дата обезличена> приобретен лекарственный препарат «<данные изъяты> с действующим веществом <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>

В связи с не обеспечением лекарственными и препаратами и жизненной потребностью в них Османовой Т.К. <дата обезличена> приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> с действующим веществом <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>; <дата обезличена> приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> с действующим веществом <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>.

Между тем, по состоянию на <дата обезличена> Османова Т.К. имела в наличии ранее приобретенный лекарственный препарат «<данные изъяты> с действующим веществом <данные изъяты> в связи с чем оснований для его приобретения не имелось.

Таким образом, Османовой Т.К. дополнительно приобретены лекарственные препараты на сумму <данные изъяты>. Общая сумма затраченных на самостоятельное приобретение препаратов составила <данные изъяты>, из которых <данные изъяты> подлежат взысканию с министерства здравоохранения Астраханской области.

Отсутствие надлежащего лекарственного обеспечения Османовой Т.К. не дают ей возможность своевременно получать лечение. Выявленные нарушения ущемляют конституционные права Османовой Т.К. на охрану здоровья, ставят под угрозу её жизнь, ослабляют её социальную поддержку, как инвалида, создают препятствия для реализации целей государственной политики в интересах инвалидов и нарушают основные принципы охраны здоровья в Российской Федерации.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования министерства здравоохранения Астраханской области не может служить основанием для ущемления гарантированного законом права Османовой Т.К. на обеспечение ее лекарственными препаратами. Османова Т.К. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатного лекарственного обеспечения, а непринятие соответствующих мер по обеспечению ее лекарственными препаратами ведет к нарушению её конституционных прав на получение лекарственных препаратов и ставит под угрозу её жизнь и здоровье.

В связи с чем истец просил суд с учетом изменения исковых требований в окончательной редакции взыскать с министерства здравоохранения Астраханской области в пользу Османовой Т.К. денежные средства в размере 9280,43 рублей, затраченные на самостоятельное приобретение противопаркинсонических лекарственных препаратов с действующим веществом пирибедил, леводопа+карбидопа, амантадин.

Обязать министерство здравоохранения Астраханской области обеспечить Османову Т.К., <данные изъяты>

Судом в качестве третьих лиц привлечены ГАУ Астраханской области «Астраханские аптеки», Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области.

Истец Османова Т.К. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Истец помощник прокурора Трусовского района г.Астрахани Круглова И.Е. в судебном заседании исковые требования с учетом их изменения поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Астраханской области по доверенности Григорян И.Т. в судебном заседании просила в иске отказать, приложив письменный отзыв.

Представитель третьего лица Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области по доверенности Дементьева В.В. в судебном заседании поддержала позицию истца, указав о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку надлежащих доказательств наличия и обеспечения лекарственными препаратами Османовой Т.К., суду не представлено.

Представители третьих лиц ГБУЗ АО «Городская поликлиника №10», ГАУ Астраханской области «Астраханские аптеки» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участвующих лиц, приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 г. N 2299 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В данный Перечень входит заболевание Болезнь Паркинсона. Все противопаркинсонические лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Приказу Минздрава России от 28.12.2012 N 1574н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при болезни Паркинсона" лекарственные препараты Леводопа + Карбидопа, Амантадин включены в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, при данном заболевании.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата обезличена> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от <дата обезличена> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Министерство здравоохранения Астраханской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения на территории Астраханской области (п.1.1 Постановление Правительства Астраханской области от 01.03.2005 N 4-П "О министерстве здравоохранения Астраханской области").

Министерство здравоохранения Астраханской области организует оказание населению Астраханской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных министерству (п.2.1.7 Положения).

Министерство здравоохранения Астраханской области организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 2.1.7, 2.1.8 и 2.1.16 настоящего пункта (п.2.1.10).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации инвалидов соответствующих групп всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не входящее в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Из материалов гражданского дела следует, что Османова Т.К. состоит на диспансерном учете в <данные изъяты> с диагнозом: <данные изъяты>

В феврале 2022г. поставлена на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Из представленных медицинских документов следует, что <дата обезличена> врачом-неврологом <данные изъяты> ФИО4 ФИО2 назначен прием лекарственного препарата под медицинским наименованием <данные изъяты>

<дата обезличена> лечащим врачом <данные изъяты> Османовой Т.К. назначен препарат <данные изъяты>

Как следует из ответа <данные изъяты> от <дата обезличена> сформирована и подана заявка на лекарственные препараты в рамках ЛЛО на 2022г. В рамках этой заявки данные препараты включены. Дополнительно в <дата обезличена> в Министерство здравоохранения АО направлена заявка на дополнительное обеспечение данными препаратами. Годовая потребность <данные изъяты>

Согласно ответу <данные изъяты> об обеспечении Османовой Т.К. в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> лекарственными препаратами установлено, что рецепт <№> от <дата обезличена> на препарат <данные изъяты> <№> упаковка поставлен на контроль <дата обезличена> в связи с отсутствием препарата на складе сети <данные изъяты>

Рецепт <№> от <дата обезличена> на препарат <данные изъяты> поставлен на контроль <дата обезличена> в связи с отсутствием препарата на складе и в сети <данные изъяты>

Рецепт <№> от <дата обезличена> на препарат <данные изъяты> поставлен на контроль <дата обезличена> в связи с отсутствием препарата на складе сети <данные изъяты>

В истекший период 2022 г на склад <данные изъяты> не поступали препараты, имеющие медицинские наименования <данные изъяты>

Лекарственный препарат <данные изъяты> 1 упаковка на дату постановки на отсроченное обслуживание отсутствовал на складе и в сети.

По состоянию на <дата обезличена> данный препарат не поступил на склад <данные изъяты>

Лекарственный препарат <данные изъяты> на дату постановки на отсроченное обслуживание отсутствовал на складе и в сети. По состоянию на <дата обезличена> данный препарат не поступил на склад <данные изъяты>

Согласно письменному ответу Министерства здравоохранения Астраханской области от <дата обезличена> Османова Т.К. включена в Областной регистр лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение на территории Астраханской области. На имя Османовой Т.К. на отсроченном обеспечении в аптеке находились рецепты на лекарственный препарат <данные изъяты> от <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена> и рецепты на лекарственный препарат <данные изъяты> от <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>.

Министерством проводились мероприятия по закупке лекарственных препаратов <данные изъяты> однако, аукционы были признаны несостоявшимися с отсутствием у поставщиков.

В связи с чем Османовой Т.К. было рекомендовано обратиться к лечащему врачу с целью изменения тактики лечения и назначения по медицинским показаниям аналогичных по действию лекарственных препаратов.

В настоящее время лекарственные препараты <данные изъяты> (<№> от <дата обезличена>) и <данные изъяты> (<№> от <дата обезличена>) министерством закуплены. За их получением Османовой Т.К. необходимо обратиться в аптеку льготного отпуска по месту жительства.

Из ответа <данные изъяты> следует, что лекарственный препарат с медицинским наименованием <данные изъяты> поступили на склад <дата обезличена> по <№> от поставщика <данные изъяты> в количестве <данные изъяты>, лекарственный препарат с медицинским наименованием <данные изъяты> поступил на склад <дата обезличена> по <№> от поставщика <данные изъяты> в количестве <данные изъяты>

Османова Т.К. фармацевтом аптеки <данные изъяты> была приглашена за получением данных препаратов по рецептам, стоящим на отсроченном обслуживании. Османова Т.К. была обеспеченна <дата обезличена> по предъявленным в аптеку рецептам <№> и <№>.

Рецепты <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№> в аптеку не были предъявлены.

<дата обезличена> Османова Т.К. повторно была приглашена за получением препаратов по данным рецептам, однако отказалась приходить за получением лекарственных препаратов, по рецептам выписанным ранее.

Согласно ответу <данные изъяты> от <дата обезличена> по обеспечению Османовой Т.К. лекарственным препаратом с медицинским наименованием <данные изъяты> в 2022: рецепт <№> от <дата обезличена> на препарат <данные изъяты> <№> упаковка обеспечен <дата обезличена>.

Рецепт <№> от <дата обезличена> на препарат <данные изъяты>, рецепт <№> от <дата обезличена> на препарат <данные изъяты> упаковка поставлены на контроль в связи с отсутствием препарата на складе и в сети <данные изъяты>

Лекарственный препарат <данные изъяты> поступал на склад <данные изъяты> <дата обезличена> в количестве <данные изъяты>

В период с <дата обезличена> по текущий момент лекарственный препарат <данные изъяты> не поступал на склад <данные изъяты>

В связи с не обеспечением Османовой Т.К. лекарственными препаратами <данные изъяты>, и необходимостью ежедневного приёма указанных лекарств, истец самостоятельно приобрела указанные лекарственные препараты с данными действующими веществами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Самостоятельное приобретение лекарственных препаратов с действующими веществами <данные изъяты> подтверждается товарными чеками.

Судом учитывается, что Османова Т.К. с <дата обезличена> с момента постановки на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", имеет право на обеспечение всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Положения статьи 41 Конституции Российской Федерации гласят, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно.

Право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 816-О-О).

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возмещении расходов на приобретение истцом лекарственных препаратов с действующими веществами <данные изъяты> поскольку прием указанных препаратов был рекомендован Османовой Т.К. лечебным учреждением в связи с имеющимся у неё заболеванием, данными препаратами Османова Т.К. не была обеспечена своевременно по вине ответчика в связи с отсутствием препаратов на складе в льготных аптеках Астраханской области.

Поскольку рецепты на препараты <данные изъяты> Османовой Т.К. были выписаны лечащим врачом, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств в счет оплаты данных медицинских препаратов у суда не имеется.

При этом учитывая, что фактически за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> Османовой Т.К. необходимо было получить <данные изъяты>

То обстоятельство, что в последующем Османова Т.К. была обеспечена необходимыми препаратами, не свидетельствует о восстановлении тем самым её нарушенных прав, поскольку в силу принятых на себя государством обязательств истец не должна была нести расходы на приобретение показанных ей лекарственных средств. Такие препараты должны были предоставляться истцу бесплатно и своевременно в необходимом количестве.

Поскольку судом установлено нарушение прав истца в виде не обеспечения Османовой Т.К. лекарственными препаратами по медицинским показаниям в соответствии с назначениями врачей специалистов в полном объеме, так как лекарственный препарат <данные изъяты> по настоящее время отсутствует на складе <данные изъяты> для пациентов, получающих лечение по региональной льготе (ответы от <дата обезличена>, <дата обезличена>), учитывая неоднократное не обеспечение ответчиком лекарственными препаратами истца в установленный срок, несмотря на наличие медицинский показаний и назначения врачей, суд полагает в указанной части исковые требования об обязании ответчика обеспечить Османову Т.К. лекарственными препаратами по назначению врачей в необходимом количестве, также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 197 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокуратуры Трусовского района г.Астрахани в интересах Османовой ФИО11 к Министерству здравоохранения Астраханской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств- удовлетворить частично.

Взыскать с министерства здравоохранения Астраханской области (ИНН <№>, ОГРН <№>) в пользу в Османовой ФИО12, <дата обезличена> года рождения, уроженки с<данные изъяты> (паспорт <данные изъяты>) денежные средства в размере 9280,43 рублей, затраченные на самостоятельное приобретение <данные изъяты>.

Обязать министерство здравоохранения Астраханской области (ИНН <№>, ОГРН <№>) обеспечить Османову ФИО13, <дата обезличена> года рождения, уроженку <данные изъяты> (паспорт <данные изъяты>) <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию, Астраханский областной суд, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено 02.09.2022 года.

Судья                                  А.А. Яцукова

2-2225/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Османова Татьяна Константиновна
прокурор трусовского района г.Астрахани
Ответчики
Министерство здравоохранения Ао
Другие
ГАУ Астраханской области «Астраханские аптеки»
ГБУЗ Астраханской области "Городская поликлиника №10"
Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахань
Судья
Яцукова Анна Анатольевна
Дело на сайте суда
leninsky.ast.sudrf.ru
11.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2022Передача материалов судье
16.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2022Подготовка дела (собеседование)
02.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее