Дело №2-92/2023
75RS0020-01-2023-000177-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 22 июня 2023 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Затеевой Т.В.,
с участием представителя истца ООО «Забкоммунэнерго» Захарченко С.В., действующего на основании доверенности,
ответчиков Корольковой И.Н. и Королькова А.И., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка К.С.А.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Забкоммунэнерго» к Корольковой И.Н. и Королькову А.И. о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Забкоммунэнерго» обратилось в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ответчики являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>10, и пользуются коммунальными услугами теплоснабжения и водоснабжения, оказываемыми ООО «Забкоммунэнерго», являющегося единой теплоснабжающей организацией на территории сельского поселения «Верх-Усуглинское». Договор теплоснабжения с ответчиками не заключен, однако отсутствие письменного договора не освобождает ответчиков от обязанности возместить стоимость энергии, поскольку обязательство возникло у ответчика в силу факта потребления тепловой энергии независимо от наличия или отсутствия соответствующего договора. Жилое помещение, принадлежащее ответчикам, является встроенным в многоквартирный дом <адрес>, который подключен к централизованной системе теплоснабжения. ООО «Забкоммунэнерго» предоставляет услуги теплоснабжения всем собственникам жилых помещений названного многоквартирного дома и отсутствие платежей от собственников <адрес> данного дома причиняет убытки, которые не позволяют в полной мере обеспечивать восстановление затрат на поставку тепла другим потребителям тепловой энергии. Граждане, демонтировавшие приборы отопления, подключённые к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии. При этом каких-либо разрешений о переустройстве и перепланировке систем отопления квартир многоквартирного дома, выданных в установленном порядке, не имеется. ООО «Забкоммунэнерго» свои обязательства по поставке коммунальных услуг выполнены в полном объеме. Вместе с тем ответчики оплату за предоставленные коммунальные услуги не производят, в результате чего за период с 15.09.2021 по 31.12.2022 образовалась задолженность в размере 120.648,05 руб.
Просит суд взыскать с ответчиков в солидарном порядке задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме 120.648,05 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3.612,96 руб.
В судебном заседании представитель истца Захарченко С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Ответчики Корольков А.И. и Королькова А.И. в судебном заседании иск не признали, пояснив, что совместно с детьми Корольковой Д.А. и К.С.А. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ООО «Забкоммунэнерго» коммунальные услуги теплоснабжения по указанному адресу не предоставляются, поскольку с 1997 г. жилое помещение отключено от системы центрального теплоснабжения с разрешения теплоснабжающей организации. Отключение от системы отопления не нарушило систему отопления всего дома, а также права других жильцов дома. В жилом помещении согласно техническому паспорту имеется печное отопление, соответственно, наличие разрешения на переоборудование системы отопления не требуется. Также полагает, что демонтаж и замена отопительных приборов внутриквартирных инженерных систем переустройством не является и не требует предварительного согласования. В квартире отсутствуют радиаторы, конвекторы, батареи системы отопления, калориферы системы приточной вентиляции, подключенные к общедомовой системе отопления, следовательно, искусственный равномерный нагрев воздуха в холодный период года в помещениях путем теплообмена от отопительных приборов системы отопления или нагрева поступающего воздуха в такие помещения воздухонагревателями приточной вентиляции, которые подобраны расчетным методом для компенсации тепловых потерь, поддержания на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортных условий проживания, от подключенных к общедомовой системе отопления, не осуществляется. Элементы отопления, стояки, проходящие через их квартиру, подъезд и подвал, являются оборудованием <адрес>, а не общедомовым имуществом. Также стояки не являются отопительными приборами и не предназначены для отопления помещений. Стены, перекрытия как потолочные, так и половые не являются теплоносителями и кроме функций несущих конструкций осуществляют функцию теплозащиты, как от наружной температуры, так и внутренней температуры в помещениях. Соответственно, они не обязаны оплачивать услуги теплоснабжения, поставленные в другую квартиру. Договор об оказании услуг теплоснабжения между ними и истцом не заключался. Истец их теплоснабжающую установку к системе теплоснабжения организации не подключал. Считает, что истец не подтвердил образовавшуюся задолженность, поскольку не представил сведения об общем количестве поставленной тепловой энергии в многоквартирный дом и общей сумме денежных средств, оплаченной жильцами за поставленную тепловую энергию. При определении стоимости одного Гкал уже заложены технологические потери тепловой энергии теплоносителя по тепловым сетям, следовательно, истец никаких убытков не несет. Кроме того, ссылаются на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Ответчик Королькова Д.А., привлеченная к участию в деле определением суда от 13.06.2023, в судебное заседание не явилась, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.____).
Определением Тунгокоченского районного суда от 22.06.2023 производство по делу в части взыскания с ответчиков в пользу ООО «Забкоммунэнерго» задолженности по коммунальным услугам по водоснабжению в размере 261,87 руб., прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
Свидетель Свидетель №1 суду пояснил, что является главой администрации муниципального образования сельского поселения «Верх-Усуглинское» и принимал участие в осмотре квартиры <адрес>, принадлежащей семье Корольковых. Данное жилое помещение находится в многоквартирном доме. В жилом помещении произведено переустройство внутриквартирной системы отопления и установлена автономная система отопления. Батареи и радиаторы демонтированы. В двух комнатах имеются стояки, которые не изолированы. Какие-либо разрешающие документы о переустройстве системы отопления администрацией не выдавались.
Свидетель Свидетель №2 суду показал, что с 1991 г. по 2017 г. работал на различных должностях в ресурсоснабжающих организациях <адрес>. В связи с аварией и размораживанием системы отопления многие жильцы многоквартирных домов произвели отключение своих квартир от системы централизованного теплоснабжения. Была создана комиссия при администрации, которая проводила обследование квартир и выдавала разрешение на переустройство системы отопления в случае, если переустройство не влияет на общедомовую систему теплоснабжения. Взыскание коммунальных услуг с жильцов таких квартир не производилось. Предыдущий собственник спорного жилого помещения Филатов к нему за выдачей разрешения на переустройство системы отопления не обращался.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст.539 ГК РФ абонент обязан оплачивать принятую энергию. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения в установленном порядке к присоединенной сети (ст. 540 ГК РФ).
Согласно п.9 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
На основании ч.15 ст.161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Таким образом, теплоснабжающая организация не несёт ответственность за режим подачи тепловой энергии внутри жилого помещения многоквартирного дома.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичные положения содержатся в ст.30 Жилищного кодекса РФ, часть 3 которой возлагает бремя содержания жилого помещения на собственника.
Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Основание и порядок внесения платы за жилое помещение определены статьей 155 Жилищного кодекса РФ, которой предусмотрено, что Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
При этом ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
На основании пункта 34 названных Правил потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы (пункт 36 Правил).
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (пункты 37 и 38).
Согласно пункту 42 (1) данных Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Забкоммунэнерго», являясь единой теплоснабжающей организацией на территории сельского поселения «Верх-Усуглинское», осуществляет теплоснабжение и водоснабжение, в том числе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.12-21).
Объекты тепло, водоснабжения и водоотведения с. Верх-Усугли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района «Тунгокоченский район» переданы в безвозмездное пользование ООО «Забкоммунэнерго» с 15.09.2021 по настоящее время, в том числе котельная Бойлерная. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, отапливается от котельной «Бойлерная», что следует из справок администрации МР «Тунгокоченский район» (л.д.109-110).
Из технического паспорта многоквартирного дома по данному адресу следует, что жилой дом имеет центральное и печное отопление. Коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии дом не оборудован (л.д.35).
Приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 03.12.2021 №586-НПА, №587-НПА, от 07.12.2021 № 612-НПА, №613-НПА, от 07.11.2022 № 17-НПА, №718-НПА утверждены производственные программы и тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Забкоммунэнерго» потребителям с 15.09.2021 (л.д.38-55).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельств о государственной регистрации права установлено, что собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>10, являются Корольков А.И., Королькова И.Н., Королькова Д.А. и К.С.А., каждый по ? доли в праве собственности (л.д.36-37, ____).
Из технического паспорта квартиры <адрес> следует, что жилое помещение имеет центральное и печное отопление, центральное водоснабжение и водоотведение (л.д.66-67).
Актом осмотра от 12.05.2023 установлено, что квартира по указанному адресу находится в многоквартирном доме, состоит из трех жилых комнат и помещений бытового назначения. В квартире установлена автономная система отопления и произведено переустройство внутриквартирной системы теплоснабжения. Разрешающие документы отсутствуют. В жилых комнатах №1 и №3 имеются стояки общедомовой системы теплоснабжении, стояки не изолированы, на кухне и жилой комнате №2 стояки отсутствуют. Визуально установлено, что отводов, переходников, кранов от стояков общедомовой системы в автономную систему отопления не имеется. Имеющиеся приборы отопления к стоякам не присоединены, циркуляция теплоносителя из общедомовой системы теплоснабжения в автономную внутриквартирную систему отопления не возможна без технологического присоединения (л.д.113-114).
Из карточки расчетов, представленной ООО «Забкоммунэнерго», усматривается, что задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.09.2021 по 31.12.2022 по указанному адресу составила 120.648,05 руб. Размер задолженности за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление от котельной Бойлерная, холодное водоснабжение и водоотведение (л.д.26-36).
Данный размер задолженности также подтвержден расчетом, указанным в исковом заявлением, который произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (л.д.2-3).
03.02.2023 мировым судьей судебного участка №31 Тунгокоченского судебного района вынесен судебный приказ о взыскании с должника Корольковой И.Н. в пользу ООО «Забкоммунэнерго» задолженности по оплате за коммунальные услуги по отоплению за период с 15.09.2021 пол 31.12.2022 в сумме 120.486,18 руб., который 08.02.2023 отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно его исполнения (л.д.33).
Таким образом, судом установлено, что ответчики являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Указанное жилое помещение расположено в многоквартирном двухэтажном доме, который имеет подключение к центральному отоплению и водоснабжению.
ООО «Забкоммунэнерго», будучи единой теплоснабжающей организацией на территории сельского поселения «Верх-Усуглинское», предоставляет коммунальные услуги (теплоснабжение и водоснабжение) по данному адресу.
В период с 15.09.2021 по 31.12.2022. ответчикам предоставлялись услуги теплоснабжения, оказываемые истцом, однако ответчиками оплата оказанных услуг теплоснабжения за указанный период не произведена, в связи с чем, образовалась задолженность.
При этом ответчиками не представлено суду доказательств ненадлежащего исполнения истцом обязательств по предоставлению услуг теплоснабжения, как и доказательств, подтверждающих внесение оплаты за жилое помещение за спорный период.
Согласно представленному истцом расчету размер задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 15.09.2021 по 31.12.2022, с учетом отказа истца от части исковых требований на сумму 261,87 руб., составил 120.386,18 руб.
Суд, проверив представленный истцом расчет задолженности, признает его правильным, составленным в соответствии с формулой расчета, установленной Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Вопреки доводам ответчиков, обстоятельства оказания истцом коммунальной услуги по отоплению подтверждаются материалами дела, начисление коммунальной услуги осуществляется в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения, а также с учетом общей площади жилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифов на тепловую энергию, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Исходя из установленного, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиками обязательств по оплате оказанных услуг теплоснабжения и наличии оснований для взыскания с них в пользу истца задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 15.09.2021 по 31.12.2022 в размере 120.386,18 руб.
Доводы ответчиков о том, что принадлежащее им жилое помещение не отапливается централизованной системой отопления дома, поскольку жилое помещение в установленном порядке было отключено от централизованной системы отопления и имеет индивидуальное отопление, соответственно на них не распространяется обязанность по внесению платы за указанную услугу, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст.25 Жилищного кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
На основании ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме; 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Из пояснений ответчиков следует, что отключение жилого помещения от центральной системы отопления было произведено в 1997 г., в названный период действовали следующие правовые нормы.
В силу ст.84 Жилищного кодекса РСФСР (действующего до 01.03.2005 и утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ и введением в действие Жилищного кодекса РФ) переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Согласно п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 №415, переустройство и перепланировка жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя, наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 26.12.1997 №17-139, предусмотрено, что переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения разрешения межведомственной комиссии местного органа исполнительной власти на основании утвержденных проектов, согласованных с соответствующими заинтересованными организациями. Переоборудование жилых помещений включает в себя перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов; устройство и переоборудование туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов.
В пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 27.11.2019, разъяснено, что отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 №46-П указано, что переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку его проведения.
Таким образом, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается.
При этом изоляция элементов системы отопления не может нарушать теплового баланса здания, что подразумевает ее соответствие иным техническим характеристикам многоквартирного дома, определенным изначально при его проектировании или измененным в результате реконструкции системы отопления.
Данная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Вместе с тем, жилое помещение ответчиков находится в составе многоквартирного дома, ответчиками доказательства, свидетельствующие о том, что демонтаж системы отопления и замена системы центрального отопления на индивидуальную систему произведены с соблюдением требований законодательства (путем согласования реконструкции систем отопления и электроснабжения, подтверждающего отсутствие негативных последствий от такого переустройства для теплового баланса многоквартирного дома в целом, с компетентными органами, ресурсоснабжающей организацией, собственниками жилых помещений в многоквартирном доме) не представлены, при этом, жилое помещение ответчиков изначально было отапливаемым с помощью системы централизованного теплоснабжения, что подтверждается техническим паспортом многоквартирного дома.
В материалах дела не имеется документов, подтверждающих выдачу администрацией <адрес> и ресурсоснабжающей организацией решения о согласовании переустройства указанного жилого помещения.
Напротив, согласно ответу администрации сельского поселения «Верх-Усуглинское» от 27.1.2023 № решения такого рода администрацией не принимались (л.д.31).
Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №2, работавший в период с 1991 г. по 2018 г. в ресурсоснабжающих организациях <адрес>, также не подтвердил факт выдачи прежнему собственнику спорного жилого помещения соответствующего разрешения на переустройство системы отопления в квартире.
Ответчиками не представлено доказательств соблюдения установленного порядка оформления разрешения на переустройство спорного жилого помещения согласно действующему в период демонтажа элементов отопительной системы законодательству, в том числе не получено документально оформленное разрешение межведомственной комиссии, проект не согласован со всеми членами межведомственной комиссии, в технический паспорт здания не внесены изменения, с учетом которых был уменьшен объем отапливаемых помещений, как и не представлено доказательств согласования переустройства жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, переоборудование жилого помещения в многоквартирном доме путем перехода на индивидуальную систему теплоснабжения без соответствующего разрешения уполномоченных органов не исключает использование внутридомовой системы отопления.
Утверждения ответчиков о том, что демонтаж и замена отопительных приборов внутриквартирных инженерных систем не является переустройством и не требует предварительного согласования, являются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Это объясняется тем, что при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания.
Таким образом, отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением, является переустройством, предусмотренным ст.25 Жилищного кодекса РФ, требующим внесение изменений в технический паспорт жилого помещения.
Кроме того, согласно п.1 ст.290 Гражданского кодекса РФ собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Поскольку система центрального отопления дома, исходя из вышеуказанных норм, относится к общему имуществу, то реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединения к имуществу одного из собственников возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством.
Доводы стороны ответчика о том, что в квартире отсутствуют радиаторы, конвекторы, батареи системы отопления, калориферы системы приточной вентиляции, подключенные к общедомовой системе отопления, а имеющиеся в квартире стояки не являются элементами центральной системы отопления, суд не принимает во внимание, поскольку предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие Приказом Росстандарта от 30.06.2015 №823-ст).
В силу пунктов 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Трубопроводы отопления - стояки, являются вертикальными, межэтажными трубными соединениями, обеспечивающими поэтажное распределение теплоносителя и служат для обогрева помещений, в связи с чем, предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.
Жилое помещение, принадлежащее ответчикам, является частью многоквартирного дома, который имеет единую систему отопления. Сам по себе факт отсутствия в жилом помещении радиаторов (батарей) отопления не свидетельствует об отсутствии фактического присоединения к сети теплоснабжения. Ответчики потребляют тепловую энергию через систему отопления, к элементам которой относятся стояки внутридомовой системы теплоснабжения.
Доказательств, подтверждающих, что фактически тепловую энергию ответчики для обогрева жилого помещения не потребляют, не представлено. В отсутствие таких доказательств оснований для освобождения ответчиков от уплаты задолженности за потребление тепловой энергии не имеется.
Вопреки утверждениям ответчика отсутствие письменного договора теплоснабжения, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку само по себе отсутствие письменного договора в силу положений пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ не освобождает собственника помещения, иного пользователя коммунального ресурса от внесения платы за пользование данным ресурсом.
Необоснованными суд признает также доводы ответчика, о том, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Действующим законодательством не предусмотрено обязательное соблюдение претензионного (досудебного) порядка взыскания с граждан задолженности по коммунальным платежам.
Согласно п.32 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель имеет право в том числе, требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней); уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) посредством передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, посредством размещения на официальной странице исполнителя в сети Интернет либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Учитывая, что истцом, согласно материалам приказного производства, в адрес ответчика Корольковой И.Н. было направлено СМС-сообщение о наличии задолженности за коммунальные услуги, в дальнейшем подано заявление о выдаче судебного приказа, суд приходит к выводу о том, что обязанность истца по уведомлению ответчиков о возникшей задолженности за услуги отопления была выполнена.
Иные доводы ответчиков также не свидетельствует о законности действий по отключению от системы центрального теплоснабжения без получения разрешительных документов и наличии оснований к освобождению от уплаты коммунальной услуги по теплоснабжению.
С учетом изложенного, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче иска истец уплатил государственную пошлину в размере 3.612,96 руб., которая подлежит взысканию с ответчиков Корольковой И.Н., Королькова А.И. и Корольковой Д.А. в долевом порядке по 1.204,32 руб. с каждого.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать солидарно с Корольковой И.Н. (ИНН: №), Королькова А.И. (ИНН: №), действующих по своим обязательствам и обязательствам несовершеннолетней К.С.А., и с Корольковой Д.А. (СНИЛС: №) в пользу ООО «Забкоммунэнерго» (ОГРН 1217500005260, ИНН 7536188406) задолженность по оплате за оказанные коммунальные услуги (отопление) за период с 15 сентября 2021 г. по 31 декабря 2022 г. в размере 120.386,18 руб. (сто двадцать тысяч триста восемьдесят шесть рублей 18 копеек).
Взыскать с Корольковой И.Н. (ИНН: №), Королькова А.И. (ИНН: №), действующих по своим обязательствам и обязательствам несовершеннолетней К.С.А., и с Корольковой Д.А. (СНИЛС: №) в пользу ООО «Забкоммунэнерго» (ОГРН 1217500005260, ИНН 7536188406) судебные расходы по уплате госпошлины при подаче иска в суд по 1.204,32 руб. (одной тысячи двести четыре рубля 32 копейки), с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий – судья
Тунгокоченского районного суда Т.В. Затеева
Мотивированное решение составлено 23 июня 2023 г.