Дело №2-914-2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2015 года п. Шушенское
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Л.Н. Мальцева
с участием помощника прокурора Шушенского района Е.Н. Алейниковой( по поручению).
представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района Балтачеевой А.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Немцевой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района в интересах Ежова Н.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района о признании отказа № от ДД.ММ.ГГГГ управления социальной защиты населения администрации Шушенского района незаконным и возложении обязанности на управление социальной защиты населения администрации Шушенского района предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как специалисту сельской местности
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шушенского района обратился в интересах Ежовой Н.А. в суд с иском с вышеуказанными исковыми требованиями к Управлению социальной зашиты населения администрации Шушенского района, в котором просит признать отказ № от 11.06.2015 управления социальной защиты населения( далее УСЗН) администрации Шушенского района незаконным и возложить обязанность на УСЗН администрации Шушенского района предоставлять Ежовой Н.А. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как специалисту сельской местности с 01 июня 2015 года путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности по адресу: <адрес>.
Свои требования Прокурор обосновал тем, что Ежова Н.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеет педагогический стаж более 10 лет, осуществляла педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, расположенных на территории Шушенского района, то есть в сельской местности. Ежова Н.А. находится на пенсии, прокурор считает, что по Закону Красноярского края от 10 июня 2010 года №10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» Ежова Н.А. имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и социальным услугам.
04.06.2015 Ежова Н.А. заявлением обратилась в УСЗН администрации Шушенского района с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогический работник, но ей было отказано, со ссылкой на отсутствие общего педагогического стажа 10 лет в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 11.06.2015 Ежовой Н.А. было направлено уведомление об отказе в назначении ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам.
Ей в УСЗН не был засчитан стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец работала педагогом воспитателем в ведомственном детском саду КГБУЗ «Шушенская РБ».
Прокурор считает, что ст.55 Федерального закона «Об образовании» не связывает получение льгот по оплате жилья, отопления и освещения педагогическим работникам с формой собственности образовательного учреждения. Просит суд признать отказ № от 11.06.2015 Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района в назначении Ежова Н.А. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику незаконным, обязать УСЗН администрации Шушенского района предоставлять Ежовой Н.А. ей меры по социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику с 04 июня 2015 года.
Определениями суда от 25 сентября 2015 года в процесс были привлечены третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на стороне ответчика Министерство социальной политики Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края в лице Управления казначейства по Красноярскому краю.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, пояснил, что Ежова Н.А. проживает в благоустроенной квартире по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, хочет получать меры социальной поддержки как бывший педагогический работник. Она выработала педагогический стаж. Управление социальной защиты населения администрации Шушенского района отказало ей в предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику необоснованно.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района Балтачеева А.А. иск не признала, суду пояснила, что действующим законодательством: Законом РФ №3266-1 и Законом Красноярского края № 10-4691 определен закрытый перечень образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений, педагогическая деятельность в которых дает право на получение мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Ответчику была предоставлена трудовая книжка Ежовой Н.А., проверив ее периоды работы, УСЗН отказало ей в предоставлении мер социальной поддержки как бывшему педагогическому работнику, так как у нее не имелось 10 лет педагогического стажа в государственных или муниципальных образовательных учреждениях согласно требованиям действующего законодательства.
Представитель ответчика представила суду письменный отзыв, в котором отражено, что с 21.04.1992 произошло разделение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, автономными округами и местным самоуправлением. До 21.04.1992 педагогов-пенсионеров, образовательных учреждений, находящихся в ведомстве сельскохозяйственных, промышленных и иных предприятий и организаций, следует относить к педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений, меры социальной поддержки которым должны быть установлены федеральным законодательством и финансироваться из федерального бюджета. Пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» было предусмотрено, что право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют педагогические работники образовательных учреждений. Пенсионерам - бывшим педагогическим работникам в сельской местности – аналогичные меры социальной поддержки вышеуказанным законом не были предусмотрены.
Третье лицо Министерство социальной политики Красноярского края направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с исковыми требованиями истца не согласны, просят суд в удовлетворении требований Ежовой Н.А, отказать, так как считают, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала старшей пионервожатой, что не относится к педагогической деятельности, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работала в учреждении здравоохранения, а не в образовательном учреждении, педагогом-воспитателем и старшим педагогом. Считают требования прокурора в интересах Ежовой Н.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представители третьих лиц Министерства финансов Красноярского края, Управления федерального казначейства по Красноярскому краю в суд не явились, были извещены надлежащим образом. В суд не явились. Свое отношение к иску не выразили.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района Балтачееву А.А., исследовав письменные материалы дела, считает заявленные Ежовой Н.А. требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72, 76 Конституции РФ определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина.
Педагогические работники образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. № 5\12-22 утверждено Разъяснение «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона в редакции ФЗ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
На территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
В связи с принятием Закона Красноярского края от 01 декабря 2011 года № 13-6597 «О внесении изменений в Законы края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения», с 01 января 2012 года предусмотрены меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, а также указанным работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ «Об образовании», нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из указанной нормы Закона следует, что получение указанных льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательного учреждения.
Согласно п. 13 ст. 1. Закона Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5397 (ред. от 19.12.2013) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» наделены исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов) следующими государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) Красноярского края, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет (далее - денежные выплаты, педагогические работники), в соответствии с Законом края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», включающими в себя в том числе: а) прием заявлений и документов, необходимых для предоставления педагогическим работникам денежных выплат; б) принятие решения о предоставлении (мотивированном отказе в предоставлении), приостановлении, возобновлении и прекращении предоставления педагогическим работникам денежных выплат (в ред. Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1466); в) осуществление расчета размера (перерасчета) денежных выплат; г) осуществление денежных выплат педагогическим работникам; д) обращение в судебные органы с исками о взыскании необоснованно полученных денежных выплат в случаях отказа педагогического работника от добровольного возврата.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данное положение Закона Российской Федерации «Об образовании» вступило в действие с 11 января 2011 года.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что Ежова Н.А. в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала педагогом – воспитателем, старшим педагогом детского сада – ясли Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шушенская районная больница» Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Управления образования администрации Шушенского района Шушенский детский сад ясли № являлся образовательным учреждением, подведомственным Шушенскому РОНО.
Статья 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не устанавливает, что получение указанных льгот педагогическим работникам связано с формой собственности образовательных учреждений. Суд считает, что период работы Ежовой Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на меры социальной поддержки.
Относительно периода работы Ежовой Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшей пионервожатой Субботинской средней школы, суд считает, что данный период также необходимо включить в педагогический стаж Ежовой Н.А., дающий право на льготы как педагогическому работнику, так как в указанный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пунктом 1 которого предусматривалось назначение пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения – при стаже работы по специальности не менее 25 лет, а также утвержденное указанным Постановлением Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, абзацем 4 пункта 2, пунктом 4 которого предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в школах в качестве штатных пионервожатых.
Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 вышеуказанное Постановление Совета Министров СССР утратило силу с 01 октября 1993 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на меры социальной поддержки в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальную поддержку и пенсионное обеспечение по смыслу статей 1, 2, 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19, 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства влечет ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с законодательством, действовавшим в период работы истицы пионервожатой в средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истица Ежова Н.А. имела право на зачет вышеуказанного периода работы в специальный стаж и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о её праве на меры социальной поддержки законодательство менялось, что поставило её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции. Таким образом, суд считает возможным признать педагогическим стажем периоды работы Ежовой Н. пионервожатой в средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ педагогом – воспитателем, старшим педагогом детского сада – ясли Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Шушенская районная больница», дающим Ежовой Н.А. право на получение мер социальной поддержки.
В суде установлено и подтверждено представителем УСЗН администрации Шушенского района, что Ежова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пользовалась мерами социальной поддержки как социальный работник. С ДД.ММ.ГГГГ право на меры социальной поддержки утратила в связи с увольнением.
Суд считает возможным удовлетворить требования Ежова Н.А. и признать ее право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как бывшему педагогическому работнику с момента обращения в УСЗН администрации по Шушенскому району, начиная с 01 июня 2015 года.
В соответствии с Положением об Управлении социальной защиты населения администрации Шушенского района Управление является юридическим лицом В функции Управления входит выплата денежных компенсаций отдельным категориям граждан.
Постановлением администрации Шушенского района № 645 от 09 августа 2010 года утвержден Порядок расходования средств субвенции на реализацию Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в соответствии с пунктом 1 которого педагогическим работникам предоставляются выплаты в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилой площади;
б) 100 процентов оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению;
в) 100 процентов оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.
Предоставление денежных выплат производится Управлением социальной защиты населения администрации Шушенского района путем перечисления на банковские счета получателей, персонифицированные специальные счета или выплаты через почтовые отделения в денежной форме.
При таких обстоятельствах, иск прокурора в интересах Ежовой Н.А. к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ № от 11 июня 2015 года Управления социальной защиты администрации Шушенского района в предоставлении Ежова Н.А. социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как специалисту сельской местности незаконным,
Возложить на Управление социальной защиты населения администрации Шушенского района с 01 июня 2015 года. предоставить меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением в установленном законом порядке Ежова Н.А., проживающей по адресу: <адрес> как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение тридцати дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Шушенский районный суд.
Председательствующий Л.Н. Мальцева
Решение в окончательной форме изготовлено 11.10.2015
Решение на 19.10.2015 не вступило в законную силу.