Решение по делу № 2-250/2019 от 21.06.2019

Дело № 2-250/2019

УИД 55RS0030-01-2019-000306-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Русско-Полянский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Е.В.

при секретаре Прониной А.В.,

рассмотрев 17 июля 2019 года в открытом судебном заседании в р.п. Русская Поляна Омской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопре-деленного круга лиц к бюджетному образовательному учреждению «Ново-санжаровская средняя общеобразовательная школа» Русско-Полянского муниципального района Омской области, администрации Русско-Полянс-кого муниципального района Омской области о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд с названными исковыми требованиями, в обоснование указав, что в ходе проверки соблюдения образовательным учреждением законодательства об антитеррористической деятельности выявлено отсутствие мер защиты входа в здание, занимаемое учреждением, не созданы безопасные условия обуче-ния несовершеннолетних, иных лиц, посещающих образовательное учреж-дение.

Просит суд обязать ответчиков создать безопасные условия обучения путем оборудования входа в здание образовательного учреждения по адресу <адрес>, металлоискателем (металлодетектором), взыскать судебные расхо-ды.

Представитель истца Андраханова Н.А., представившая служебное удос-товерение, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки представителей суду не сообщили. Представителем ответчика БОУ «Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа» Русско-Полянс-кого муниципального района Омской области Пешкова Л.В., действующей на основании доверенности, представлены возражения на иск.

Исходя из положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в Единый государст-венный реестр юридических лиц внесены сведения о создании до 01.07.2002 юридического лица бюджетного образовательного учреждения «Новосан-жаровская средняя общеобразовательная школа» Русско-Полянского муни-ципального района Омской области, находящегося по адресу <адрес> (л.д.18-22) деятельность которого связана со сферой образования, что следу-ет из копии устава учреждения (л.д.30-39). Учредителем юридического лица является Русско-Полянский муниципальный район Омской области.

Здание, находящееся по адресу <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ передано собственником Русско-Полянским муниципальным районом Омской области в оперативное управление МОУ «Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа» (ныне бюджетное образовательное учреждение «Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа» Русско-Полянского муниципального района Омской области) (л.д.69), где по настоящее время располагается образова-тельное учреждение.

17.04.2017 прокурором Русско-Полянского района Омской области образовательному учреждению вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму в деятельности учреждения, в частности, путем установления металлоискателя, что является одной из мер защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения в образовательное учреждение (л.д.9-11).

Из копии ответа, данного руководителем образовательного учреждения, следует направление ходатайства учредителю о выделении денежных средств на приобретение металлодетектора (л.д.12,14).

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации высшей ценностью объявлен человек, защита его прав - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации). Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплена обязательность основного общего образования.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», частью 6 статьи 28 которого установлена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, частью 7 названной правовой нормы предусмотрена ответственность образователь-ной организации в установленном законодательством Российской Федера-ции порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образователь-ной организации.

Во исполнение названных регламентированных положений, прокурором Русско-Полянского района Омской области, в порядке, предусмотренном статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявлено о понуждении образовательного учреждения и его учредителя оборудовать вход в здание образовательного учреждения средством защиты металлоискателем (металлодетектором) в обеспечение безопасных условий обучения, требуемого уровня антитеррористической защищенности объекта образования.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и органи-зационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», и основываются на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете мер преду-преждения терроризма (статья 2), коим является, помимо прочего, профи-лактика терроризма, а одним из действий антитеррористическая защищен-ность объекта (территории) (статья 3).

Раскрывая понятие антитеррористической защищенности объекта, зако-нодатель указывает на состояние защищенности здания, строения, сооруже-ния, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их преде-лами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Поскольку в здании образовательного учреждения в процессе обучения одновременно находится более пятидесяти человек, нуждаемость такового объекта в антитеррористической защищенности очевидна и прямо установ-лена законом, а, именно Требованиями к антитеррористической защищен-ности объектов образования, утвержденными постановлением Правительст-ва РФ от 07.10.2017 № 1235 в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 № 35-ФЗ, пунктами 17 и 18 которых антитеррористическая защищенность объектов обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направлен-ных, прежде всего, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты, достигаемые, помимо прочего, посредством оснащения объек-тов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охра-ны. Стационарные и ручные металлоискатели законодателем названы в качестве меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта.

Аналогичные правовые требования к обеспечению защиты от несанкционированного вторжения в здания образовательных организаций установлены статьей 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», приня-того в целях защиты жизни и здоровья граждан, предусматривающего уст-ройство системы, направленной на обеспечение защиты от угроз террорис-тического характера и несанкционированного вторжения, в соответствии с которым утвержден и введен в действие с 1 января 2013 года свод правил «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», требования кото-рого распространяются на помещения общественного назначения. В переч-не основных групп зданий и помещений общественного назначения поиме-нованы здания и помещения учебно-воспитательного назначения, в частнос-ти, общеобразовательные организации.Пунктом 6.44 названных правил разработаны мероприятия по защите зданий и посетителей, предусматривающие в зданиях системы безопаснос-ти, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соот-ветствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.

В доказательство нарушения ответчиками указанных правовых норм истцом представлены копия решения, принятого 11.06.2019, прокурором Русско-Полянского района Омской области о проведении проверки образо-вательного учреждения на предмет соблюдения законодательства об анти-террористической деятельности (л.д.15), копия требования руководителю учреждения о предоставлении соответствующей информации (л.д.16).

Как следует из ответа, данного руководителем образовательного учреж-дения (л.д.17), возражений представителя ответчика на исковое заявление, вход в здание учебного заведения не оборудован металлодетектором.

В нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуаль-ного кодекса Российской Федерации ответчиками не представлено доказа-тельств должного исполнения требований по антитеррористической защи-щенности в здании, занимаемом образовательным учреждением. В возраже-ниях на иск отвечающей стороной заявлено о согласии с позицией прокуро-ра о направленности установки металлоискателя на обеспечение безопас-ности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения от любых посягательств третьих лиц, об относимости этой меры к профилак-тике противодействия террористической деятельности.

Разрешая заявленные требования с учетом положения статьи 67 Граж-данского процессуального кодекса Российской Федерации, названных тре-бований законодательства, суд исходит из доказательств, имеющихся в материалах гражданского дела, оценив которые на предмет их допустимос-ти, относимости и достоверности, находит установленным факт невыпол-нения отвечающей стороной в полной мере требований законодателя об антитеррористической защищенности объекта, занимаемого образователь-ным учреждением, в здании, указанном в иске прокурором, необеспечения входа в здание, занимаемого несовершеннолетними обучающимися, одной из действенных мер по инженерно-технической, физической защите объекта металлоискателем.

Исходя из совокупности вышеназванных требований законодательства, прямо указывающих на обязанность образовательного учреждения обеспе-чить защиту занимаемого объекта от угрозы террористического характера, суд приходит к выводу об обоснованности позиции истца о понуждении отвечающей стороны к соответствующим действиям.

Судом установлено, что финансирование образовательного учреждения производится непосредственно его учредителем, что усматривается из поло-жения главы 2 устава БОУ «Новосанжаровская средняя общеобразователь-ная школа» Русско-Полянского муниципального района Омской области, деятельность которого связана с образовательной, учредителю на праве собственности принадлежит здание, указанное в иске, находящееся в опера-тивном управлении образовательного учреждения.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданс-кого кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5 части 1 статьи 9 от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

В силу пункта 14 части 1 статьи 4 Устава Русско-Полянского муници-пального района Омской области к вопросам местного значения, в том чис-ле относится создание условий для присмотра и ухода за детьми, содержа-ние детей в муниципальных образовательных организациях.

Из совокупности положений статей 15 и 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 11, 7, 29, 42 «Концеп-ции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, усматривается обязанность органа местного самоуправления обеспечивать и финансиро-вать профилактические мероприятия в области противодействия террориз-му.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению мер противодействия терроризму является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправле-ния.

В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генераль-ной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступившей в силу для СССР 15.09.1990, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия террориз-му в дошкольных и школьных учреждениях.

Учитывая совокупность вышеизложенного, суд соглашается с позицией прокурора относительно обязанности по оборудованию входа в здание образовательного учреждения металлоискателем в целях создания безопас-ных условий обучения воспитанников в целях должного обеспечения их права на жизнь и здоровье, гарантированного основным законом Российс-кой Федерации, во исполнение основ которого федеральным законода-тельством установлены требования к антитеррористической защищенности объектов, в частности, к защите несовершеннолетних, обучающихся в них.

Доводы представителя образовательного учреждения об отсутствии пря-мого указания в законе на необходимость установки метеллодетектора опровергаются совокупностью вышеизложенного, а также невозможностью иными действиями выявить наличие запрещенных предметов у посетителей здания. Как следует из технической документации на здание, занимаемое учреждением, установка таковой меры по инженерно-технической, физи-ческой защите и пожарной безопасности объекта конструктивно возможна. При этом, не исключается использование ручного металлоискателя в зда-ниях и помещениях любых размеров.

Аргументы отвечающей стороны относительно отсутствия финансовой возможности выполнения требований законодательства о противодействии терроризму в 2019 году, заложения соответствующих ассигнований на ука-занный финансовый год, дотационности бюджета муниципального образо-вания, а, соответственно, и образовательного учреждения не умаляют обязанности таковых по организации безопасного учебного процесса в образовательном учреждении, ответственности за жизнь и здоровье обучаю-щихся. Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образова-тельного процесса. Выполнение требований, возложенных законодателем на юридических лиц, не может быть поставлена в зависимость от их финансо-вой обеспеченности, предусмотренность которой прямо установлена выше-названными правовыми нормами.

Принимая решение по настоящему делу, учитывая вышеизложенное, а также положение пункта 1.3 Устава некоммерческой организации БОУ «Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа» Русско-Полянс-кого муниципального района Омской области, указывающего на создание последнего Русско-Полянским муниципальным районом Омской области, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором требований и их удовлетворении.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика БОУ «Новосанжаровская средняя обще-образовательная школа» Русско-Полянского муниципального района Омс-кой области в доход местного бюджета подлежит взысканию государствен-ная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодек-са Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать бюджетное образовательное учреждение «Новосанжаровская средняя общеобразовательная школа» Русско-Полянского муниципального района Омской области и администрацию Русско-Полянского муниципаль-ного района Омской области оборудовать вход в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу <адрес> металлоискателем (металло-детектором).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Никитина

Мотивированное решение составлено 22.07.2019.

2-250/2019

Категория:
Гражданские
Другие
прокурор Русско-Полянского района
БОУ "Новосанжаровская СОШ"
Администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области
Суд
Русско-Полянский районный суд Омской области
Дело на сайте суда
rus-polcourt.oms.sudrf.ru
21.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2019Передача материалов судье
24.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2019Подготовка дела (собеседование)
01.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее