Дело № 2а-244/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Верхневилюйск 13 ноября 2018 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,
при секретаре судебного заседания Бырдакаровой Е.Г.,
представителя административного истца по доверенности Яковлева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда в Верхневилюйском улусе (районе) к территориальному отделу государственного автодорожного надзора по РС (Я) Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, государственному инспектору территориального отдела государственного автодорожного надзора по РС (Я) Сивцеву М.М. о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по РС (Я) № 660/Я от 31 августа 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда в Верхневилюйском улусе (районе) по доверенности Яковлев А.С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование требований указал, что государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по РС (Я) Сивцевым М.М. с 8 августа 2018 года по 31 августа 2018 года в отношении административного истца проведена внеплановая, документарная проверка. По результатам проверки 31 августа 2018 года составлено предписание № 660/Я, сроком исполнения не позднее 3 октября 2018 года. Просит отменить вышеуказанное предписание и признать незаконным, указывая на то, что государственный инспектор не дал должную оценку на возражение по акту проверки от 31 августа 2018 года № 660/Я, а именно то, что Управление не является лицом, осуществляющим на основании договоров перевозки коммерческую деятельность по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Деятельность Управления не связана с перевозкой пассажиров в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам.
Определением суда от 30 октября 2018 года в качестве соответчика привлечен государственный инспектор территориального отдела государственного автодорожного надзора Республики Саха (Якутия) Сивцев М.М.
В судебном заседании представитель административного истца ГУ – УПФ РФ в Верхневилюйском улусе (районе)» Яковлев А.С., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, просит удовлетворить.
Административные ответчики в суд не явились, в отзывах представленных в суд указалыи, что не согласны административным иском. Просили оставить административный иск без удовлетворения, так как положения Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в полной мере обязательны для исполнения всеми участниками дорожного движения независимо от организационно – правовых норм, форм собственности и видов осуществляемой ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, доводы административных ответчиков изложенных в отзыве, оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 3 Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортном грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В силу частей 1, 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом; обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно пунктам 2, 8, 29 Приказа Минтранса России от 15 января 2014 года N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (зарегистрировано в Минюсте России 5 июня 2014 года N 32585), настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - субъекты транспортной деятельности). Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается: в том числе наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица от 06 августа 2018 года № 660/Я, вынесенного начальником Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Шаган А.В. в отношении ГУ – УПФР в Верхневилюйском улусе (районе) РС (Я) по адресу: <адрес> проведена внеплановая, документарная проверка по выполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения данной проверки ГУ – УПФР в Верхневилюйском улусе (районе) РС (Я) не исполнило в полном объеме предписание от ДД.ММ.ГГГГ №/Я, а именно не выполнены следующие пункты предписания:
- отсутствие аттестации у должностного лица Иванова В.В. ответственного за безопасность дорожного движения. Нарушены требования п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 сентября 2015 года № 287; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15 января 2014 года № 7; ст. 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- несоответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения Иванова В.В. профессиональным и квалификационным требованиям. Нарушены требования п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 сентября 2015 года № 287; п. 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического Транспорта, утвержденный Приказом Минтранса России от 11 марта 2016 года № 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15 января 2014 года № 7.
По результатам проведенной проверки административный ответчик пришел к выводу о наличии со стороны административного истца нарушений обязательных требований, зафиксированных в акте №/Я от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в отношении него было вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на данное учреждение возложена обязанность проводить аттестацию должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения и обеспечить соответствие специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям. Установлен срок выполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выдается в случае установления при проведении контрольно-надзорным органом соответствующей проверки нарушений обязательных требований действующего законодательства в целях их устранения.
Предписание об устранении нарушений обязательных требований представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного (муниципального) надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
В соответствии п. 13 ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, обязанность перевезти пассажира.
В силу ч. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Из материалов дела не усматривается, что ГУ – УПФ РФ в Верхневилюйском улусе (районе)» относится к организациям, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц непосредственная деятельность ГУ – УПФ РФ в Верхневилюйском улусе (районе)» не связана с осуществлением перевозок пассажиров, основным его видом является деятельность в области обязательного социального обеспечения.
Между тем как следует из содержания оспариваемого предписания от ДД.ММ.ГГГГ на Учреждение возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований транспортного законодательства, предусмотренных ст.20 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 16.3 Приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287, п. 8 Приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7, п. 7 Приказа Минтранса России от 11.03.2016 № 59, относящихся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам, которой заявитель не занимается.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца или незаконно возлагает какие либо обязанности, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Суд приходит к выводу, что учреждение не является юридическим лицом, осуществляющим на основании договоров перевозки коммерческую деятельность по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Следовательно, на учреждение не распространяются требования частей 1, 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и положения иных нормативных правовых актов, относящихся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Ввиду изложенного, предписание, вынесенное государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по РС (Я) в адрес ГУ – УПФ РФ в Верхневилюйском улусе (районе)», нельзя признать законным.
При указанных обстоятельствах, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ и абз. 2 п.п. 7 п. 2 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ (░) ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ (░) ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ (░) № ░░ ░░.░░.░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ (░) ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ – ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░ (░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░ (░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ 2 000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ (░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░