Дело №2-1307/2023
УИД 35RS0010-01-2022-017218-98 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 16 марта 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Бобошиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Берсенева Р. А., Берсеневой Ю. С., Берсенева В. Р., Берсеневой В. Р. к Администрации города Вологды об оспаривании решения об отказе в признании молодой семьи участницей целевой программы по обеспечению жильем,
установил:
Берсенев Р. А., Берсенева Ю. С., Берсенев В. Р., Берсенева В. Р. обратились в суд с иском к Администрации г. Вологды, в обоснование требований указали, что распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от 26.12.2017 № семья, состоящая из 4-х человек, признана участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей». Уведомлением ответчика от 30.12.2021 № Берсенев Р.А. был уведомлен о необходимости предоставить заявление в течении 15-ти дней полный пакет документов. Берсеневым Р.А. в указанный срок были представлены все документы, в том числе, кредитный договор, справка из банка, копия договора купли-продажи жилого помещения от 19.10.2018. Однако, уведомлением от 27.01.2022 № Берсенев Р.А. был уведомлен об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты по программе. Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 02.06.2022 признан незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды в выдаче Берсеневу Р.А. на состав семьи из 4-х человек свидетельства на получение социальной выплаты, изложенный в уведомлении от 27.01.2022 №, призвано незаконным распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от 03.02.2022 № об исключении семьи об исключении семьи Берсеневых из списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». На Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды обязанность восстановить семью Берсенева Р. А. в составе четырех человек в список молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы. Решение обжаловано, оставлено без изменения, вступило в законную силу. В ходе судебных разбирательств, до вынесения решения, Берсеневу Р.А. исполнилось 36 лет. После вступления решения суда от 02.06.2022 в законную силу ответчик восстановил семью Берсеневых из 4-х человек в список молодых семей. Однако после этого распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 23.11.2022 № семье Берсеневых в составе из 4-х человек было отказано в признании участниками мероприятий в связи с несоответствием требованиям, предусмотренными п.6 Правил, возраст Берсенева Р.А. на день принятия органом исполнительной власти решения составлял более 35 лет. Истцы полагают решение незаконно, связи с чем считают права своей семьи нарушенными.
Истец Берсенева Ю.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Истец Берсенев Р.А. о дате и времени судебного заседание извещен надлежаще, действует через представителя.
Представитель истца по доверенности Матвеевский В.Н. судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, просил суд отметить, что возраст 36 лет истцом Берсеневым Р.А. достигнут в период судебных разбирательств, когда нужно было исполнять решение и выдавать свидетельство истцу еще не было 35 лет.
Представитель ответчика Администрация г. Вологда по доверенности Климовская О.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица. Не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента строительства Вологодской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в представленных возражениях поддержал правовую позицию ответчика по делу.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2).
В части 2 той же статьи указано, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее – социальная выплата на приобретение жилого помещения), а также использования таких выплат, устанавливают Правила от 17.12.2010 № 1050.
Названными Правилами предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с п. 7 этих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Согласно пункту 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно подпункту «а» пункта 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
Как усматривается из материалов дела Берсенева Ю.С. и Берсенев Р.А. состоят в браке с 17.09.2011. Имеют двоих несовершеннолетних детей: Берсенева В.Р., ДД.ММ.ГГГГ, и Берсенева В.Р., ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 15.12.2017 № семья Берсеневых в составе 4-х человек признана нуждающейся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановление Правительства Российской Федекрации от 17.12.2010 №. Соответствующее уведомление направлено Берсеневу Р.А. 20.12.20174 №.
Далее, распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 26.12.2017 № «О признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявившей желание получить социальную выплату в 2019 году» семья и стцов признана участницей указанной подпрограммы, о чем Берсеневу Р.А. направлено соответствующее уведомление от 26.12.2017 №.
19.10.2018 Берсеневым Р.А. и Берсеневой Ю.С. по договору купли-продажи приобретена квартира общей площадью 52,4 кв.м по адресу: <адрес> за счет, в т.ч. кредитных денежных средств, полученных по кредитному договору, заключенному с ПАО «Сбербанк» 19.10.2018.
Пунктом 31 приведенных выше Правил предусмотрено, что Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и предусмотренные Правилами документы.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 настоящих Правил. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил (п.33 Правил).
Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств (п.35 Правил).
Уведомлением от 30.12.2021 № Берсеневу Р. А. предложено представить в жилищное управление Департамента имущественных отношений администрации г.Вологды заявление и документы для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Соответствующее заявление с документами подано Берсеневым Р.А. 14.01.2022.
Как указано в Уведомлении от 27.01.2022 № семья Берсеневых не являлась на момент заключения кредитного договора на приобретение жилого помещения, что противоречит п.п. «е» п. 19 Правил от 17.12.2010 № 1050, в связи с чем отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с п. 33 Правил от 17.12.2010 № 1050.
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от 03.02.2022 № семья Берсеневых исключена из списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Решением Вологодского городского суда от 02.06.2022 по делу №2-2849/2022 признан незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды в выдаче Берсеневу Р. А. на состав семьи из четырех человек свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, изложенный в уведомлении от 27.01.2022 №; признано незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от 03.02.2022 № об исключении семьи Берсеневых из списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»; на Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды возложена обязанность восстановить семью Берсенева Р. А. в составе четырех человек (Берсеневой Ю. С., Берсенева В. Р., Берсеневой В. Р.) в список молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Решение обжаловано, оставлено без изменения определениями вышестоящих судебных инстанций (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда 13.09.2022 №33-3909/2022, определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2023 №88-2638/2023).
Суд считает необходимым указать, что на момент принятия всех судебных постановлений по делу возраст ФИО1 уже составлял 36 лет.
Основанием для признания незаконным приведенных выше отказа и распоряжения Департамента имущественных отношений администрации г.Вологды послужило то обстоятельство, что ответчиком не верно, в нарушение требований законодательства произведен расчет уровня обеспеченности жилыми помещениями на состав семьи Берсеневых, и тем самым, не была подтверждена их нуждаемость в данных мерах поддержки.
Согласно статье 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено.
Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу (статья 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, решение Вологодского городского суда от 02.06.2022, вступившее в законную силу 13.09.2022) было исполнено ответчиком лишь 02.11.2022 (т.е. более чем через месяц после его вступления в законную силу).
Далее, уведомлением от 24.11.2022 № Берсеневу Р.А. было сообщено, что на основании распоряжения начальника Департамента имущественных отношений администрации г.Вологды от 23.11.2022 № семье отказано в признании участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказанием государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с достижением Берсеневым Р.А. возраста 36 лет.
Рассматривая данный спор судом учтено, что на момент незаконного отказа в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, изложенный в уведомлении от 27.01.2022 №, издания незаконного распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от 03.02.2022 № об исключении семьи Берсеневых из списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой семья отвечала все необходимым требованиям, предъявляемым к участникам программы, и должна была получить свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Тот факт, что права семья Берсеневых в настоящее время такое свидетельство так и не получила вызван не наличием каких-то непреодолимы., объективных причин ( таких, к примеру, как достижение в настоящему времени Берсеневым Р.А. и Берсеневой Ю.А. возраста 36 лет), а незаконными действиями ответчика.
При этом, семья Берсеневых, до момента исключения их из числа лиц, участвующих в программе в феврале 2022 года, не только относилась к лицам, участвующим в программе, но уже обладало правом на получение свидетельства на социальную выплату (соответственно имела право на получение денежных средств).
Реализуя свое, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, Берсеневы своевременно обратились в суд с исковым заявлением, отказ в выдаче свидетельства был признан незаконным, а также незаконное распоряжение было отменено.
Однако, права семьи в конечном итоге восстановлены не были, свидетельство на получение выплаты Берсеневы не получили.
Согласно Конституции Российской Федерации, право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17 и 18; статья 46, части 1 и 2; статья 52). Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие как таковое должно обеспечивать эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 2-П), на что указано в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2021 №56-КГ21-14-К9.
Применительно с этой ситуации актуальной является также позиция, приведенная истцами и изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.0.5.2001 №8-п и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 №89-О, о том, что соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Какой-либо недобросовестности в действиях истцом не установлено.
Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), которые направлены в том числе на поддержание стабильности гражданско-правовых отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1179-О-О, от 20 февраля 2014 года N 361-О, от 27 октября 2015 года N 2412-О, от 28 января 2016 года N 140-О, 07.07.2016 №1421-О и др.).
Одним из способов защиты гражданских прав является в соответствии с абзацем 3 статьи 12 ГК РФ восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах дела исковые требования подлежат удовлетворению.
Иное не обеспечило было восстановление нарушенных прав истцов, иллюзорности самого понятия судебной защиты нарушенных прав.
Требование истцом о признании за ними права на первоочередное получение социальной выплаты в 2023 году является излишне заявленным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений администрации города Вологы от 23.11.2022 № «Об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении семьи Берсеневых (4 человека).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 17.03.2023