Решение по делу № 3а-329/2020 от 15.10.2020

Дело № 3а-329/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург                         08 декабря 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи          Ночевника С.Г.,

при секретаре Кузнецове А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ООО «Магистраль» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости <данные изъяты> руб., указав, что является собственником вышеуказанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб. Выявленное различие имеет существенное значение для административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога.

В письменном отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что удовлетворение заявленных требований оставляется на усмотрение суда. Обращено внимание, что в отчете при проведении анализа цен сделок и предложений оценщиком анализировались и принимались в расчет для определения средней цены предложения без учета скидки на торг земельные участки, расположенные в других районах Ленинградской области. При этом анализ рынка на соответствие рыночных данных выбранным районам не проведен. Описание способа отбора объектов-аналогов в отчете отсутствует. Кроме того, принятый для определения стоимости аналог №3 выставлен на продажу после даты оценки 15.08.2014, что не соответствует требованиям ФСО. Площадь аналогов №1 и №4 не соответствует площади оцениваемого земельного участка.

В письменных возражениях административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» указано, что учреждение не является уполномоченным органом на самостоятельное принятие решения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости. Учреждение может выступать лишь исполнителем принятого судом решения. Кадастровая стоимость земельного участка определена исходя из его площади и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4765,82 руб./кв.м., утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области № 356 от 29.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области». Дата определения кадастровой стоимости земельного участка 15.08.2014. Разрешение требований административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости оставляется на усмотрение суда.

В письменном отзыве заинтересованного лица администрации МО «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать. Необоснованное снижение налоговой базы в отношении земельного участка приведет к нарушению прав и законных интересов заинтересованного лица. Кроме того, административным истцом пропущен установленный действующим законодательством Российской Федерации срок об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, при этом ходатайство о восстановлении срока не заявлено, доказательства уважительности причин пропуска срока не представлены.

В судебное заседание представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованного лица администрации МО «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца Малышева Т.Н. поддержала заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость в размере равном рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке.

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яровая И.А. в судебном заседании сообщила, что разрешение требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Судом установлено, что 25.01.2016 за ООО «Магистраль» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, торговые дома общей площадью до 1500 кв.м.

Из выписки из ЕГРН от 20.07.2020 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. Дата определения кадастровой стоимости 15.08.2014.

08.09.2020 ООО «Магистраль» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

10.09.2020 ООО «Магистраль» дан ответ, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков к рассмотрению комиссии не принимается.

Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке от 26.08.2020 № 034/20 следует, что по состоянию на 15.08.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

Отчет подготовлен оценщиком ФИО6, членом Ассоциации СРО «Национальная коллегия специалистов оценщиков».

В соответствии со ст.247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В силу ст.248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной административным истцом рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках – Правительстве Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Ленинградской области.

При исследовании отчета об оценке от 26.08.2020 № 034/20, с учетом письменных пояснений оценщика, и пояснений оценщика данным в ходе допроса в качестве свидетеля, судом установлено, что в отчете содержится описание объекта оценки, количественные и качественные характеристики объекта оценки, проведен анализ данных о ценах предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому отнесен оцениваемый объект.

Оценщиком рыночная стоимость объекта оценки определялась сравнительным подходом, в рамках которого оценщик использовал метод сравнения продаж, и доходным подходом с использованием метода предполагаемого использования.

При использовании сравнительного подхода величина рыночной стоимости объекта недвижимости составила <данные изъяты> руб., при использовании доходного подхода величина рыночной стоимости составила <данные изъяты> руб.

Согласованная величина рыночной стоимости объекта недвижимости, с учетом округления, составила <данные изъяты> руб.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО6 дала полные и последовательные пояснения на дополнительно возникшие вопросы, которые не противоречат содержанию и выводам, приведённым в отчете.

Поскольку документальных данных содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельного участка ими не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере равном рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах заявленное административным истцом требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Из пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку до настоящего времени Правительством Ленинградской области, в установленный Законом об оценочной деятельности срок, не проведена государственная кадастровая оценка в отношении объектов недвижимости (за исключением земельных участков), то имеются основания для восстановления ООО «Магистраль» срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Доводы о том, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим административным ответчиком, подлежат отклонению, поскольку противоречат положениям ст.247 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 15 августа 2014 года.

Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером считать 08 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья                                 С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2020 г.

3а-329/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Магистраль"
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государтсвенной регистрации, кадастра и картографии"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Правительство Ленинградской области
Другие
Администрация МО "Колтушское сельское поселение"
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Ночевник Сергей Григорьевич
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
15.10.2020Регистрация административного искового заявления
15.10.2020Передача материалов судье
16.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.11.2020Предварительное судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее