Дело № 5-940/2015
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«16» июля 2015 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре ФИО2, рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Городская объединенная управляющая компания», юридический адрес: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, ОГРН 1084101005592, ИНН 4101127240, зарегистрированного в качестве юридического лица и поставленного на учет в ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 07 минут в жилом многоквартирном доме (общежитие), расположенном по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, обществом с ограниченной ответственностью «Городская объединенная управляющая компания» (далее по тексту - ООО «ГОУК», Общество) допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, зданий, выразившееся в не соблюдение мер, препятствующих обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, а именно: не обеспечен своевременный ремонт и герметизация мест ввода и прохождения электропроводки и других коммуникаций через перекрытия, стены и ограждения; двери не уплотнены: входная дверь в здание и дополнительный вход со двора имеют щели и зазоры, между полом и дверьми туалетов и кухонь присутствуют крупные щели; не поддерживается в исправном состоянии цементная стяжка пола (наличие крупных дефектов) возле дополнительного выхода из здания со двора; повсеместно присутствуют синантропные членистоногие (тараканы) и следы их жизнедеятельности (яйца тараканов, останки зрелых особей) в кухнях общежития; тараканы обнаружены на клеевых площадках (ловушках), на стенах общежития, на элементах мебели в кухнях, на щитовой коридора пятого этажа, чем нарушены требования ст. 11, п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
ООО «ГОУК» извещалось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, законный представитель Общества в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 25.4, ч. 5 ст. 25.5, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица.
Защитник ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении дела по существу выразил несогласие с вменяемым Обществу правонарушением, ссылаясь на то, что дезинсекционные мероприятия в местах общего пользования в общежитии, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, проводились на основании заключенного Общество договора, последняя обработка была проведена ДД.ММ.ГГГГ. При этом юридическим лицом предусмотрено проведение таких мероприятий четыре раза. Однако появление тараканов связано с ненадлежащим поведением проживающих в жилых помещениях граждан, которые допускают распространение насекомых из своих помещений в места общего пользования общежития. В связи с чем полагал, что Обществом были предприняты все меры, направленные на надлежащее содержание общего имущества.
Выслушав защитника ФИО3, исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, а также дополнительно представленные защитником при рассмотрении дела материалы, нахожу факт совершения административного правонарушения ООО «ГОУК» при вышеизложенных обстоятельствах и его вину в содеянном полностью доказанными в связи со следующим.
В соответствии со ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», которые введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п. 1.2, 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», данные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для его возбуждения и проведения административного расследования послужило поступившее ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю заявление гражданина, проживающего в <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, об ухудшении условий проживания в связи с заселенностью синантропными членистоногими, недостаточностью мер по дезинсекции общего имущества жилого многоквартирного дома (л.д. 11-12, 19).
Согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 09 часов 00 минут до 10 часов 07 минут был произведен осмотр жилого многоквартирного дома (общежития) № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, находящегося в управлении ООО «ГОУК», в результате чего установлено: повсеместно присутствуют синантропные членистоногие (тараканы) и следы их жизнедеятельности (яйца тараканов, останки зрелых особей) в кухнях общежития; тараканы обнаружены на клеевых площадках (ловушках), на стенах общежития, на элементах мебели в кухнях, на щитовой коридора пятого этажа. Не обеспечен своевременный ремонт и герметизация мест ввода и прохождения электропроводки и других коммуникаций через перекрытия, стены и ограждения; двери не уплотнены: входная дверь в здание и дополнительный вход со двора имеют щели и зазоры, между полом и дверьми туалетов и кухонь присутствуют крупные щели; не поддерживается в исправном состоянии цементная стяжка пола (наличие крупных дефектов) возле дополнительного выхода из здания со двора (л.д. 6-7).
Достоверность сведений, зафиксированных в протоколе осмотра, не вызывает сомнения, поскольку указанное процессуальное действие проведено уполномоченным должностным лицом в присутствии понятых, от которых замечаний по поводу произведенных в их присутствие процессуальных действий и зафиксированным в протоколе сведениям не поступило, что подтверждается их подписями. Явка представителя ООО «ГОУК», извещенного о необходимости обеспечения явки на осмотр, не была обеспечена, в связи с чем данное процессуальное действие было проведено в отсутствие представителя юридического лица (л.д. 20).
Актом обследования на наличие синантропных членистоногих (тараканов), проведенного 10 и ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что во всех обследованных помещениях общего пользования жилого дома (общежития) зафиксировано наличие рыжих тараканов. Наибольшее их количество отловлено на кухнях. Двери в обследуемых помещениях не уплотнены, не проведен ремонт и герметизация швов в перекрытиях, местах ввода электропроводки и других коммуникаций. Для объективной оценки наличия тараканов по объекту - <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на 1 этаже установлено 5 ловушек, на 2 этаже - 3 ловушки, на 3 этаже – 3 ловушки, на 4 этаже – 4 ловушки, на 5 этаже – 5 ловушек. ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что в 13 из 20 установленных ловушках обнаружены таракана (л.д. 67-69).
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ по проведенной по делу санитарно-эпидемиологической экспертизе установлено, что общее имущество жилого многоквартирного <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском не соответствуют обязательным требованиям п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а вышеуказанные нарушения санитарного законодательства привели к формированию благоприятных условий для обитания тараканов, которые являются переносчиками различных заболеваний, что, в свою очередь, создает возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (л.д. 8-9).
Выводы, изложенные в экспертном заключении, не вызывают сомнений в своей достоверности и объективности, поскольку эксперт был предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях за дачу заведомо ложного заключения (л.д. 18).
Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному в соответствии с решением общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений от ДД.ММ.ГГГГ о выборе способа управления и утверждении условий данного договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьями 44-48, 162 Жилищного кодекса РФ и основании норм действующего жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, ООО «ГОУК» («Управляющая организация») обязалось обеспечить управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуг собственникам помещений указанного многоквартирного дома и осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность (л.д. 21-32).
По результатам проведенного административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ГОУК» был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по выявленным ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 07 минут по адресу: Петропавловске-Камчатском, <адрес>, нарушениям санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, зданий, повлекшим нарушение требований ст. 11, п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Законный представитель Общества участия в составлении протокола не принимала, о месте и времени производства данного процессуального действия юридическое лицо Общество было уведомлено надлежащим образом, в связи с чем составление протокола без участия законного представителя юридического лица в присутствии его защитника ФИО4 соответствует требованиям ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 3-5, 10).
Защитник ФИО4 в письменных пояснениях к протоколу указала, что входная дверь в многоквартирный жилой дом находится в удовлетворительном состоянии, очагом распространения тараканов являются муниципальные жилые помещения, в которых наниматели не поддерживают должные санитарные условия и не проводят работы по дезинсекции. ООО «ГОУК» своевременно проводит дезинсекцию мест общего пользования, согласно условий договора управления. Последнее мероприятие по данному дому было проведено ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела представлен договор на проведение профилактических дезинфекционных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ № 188-0115, по условиям которого ООО «ГОУК» («Заказчик») поручает, а ИП ФИО5 («Исполнитель») обязуется оказать услуги по профилактической дератизации, дезинсекции, дезинфекции на общей площади согласно списку объектов, указанных в приложении № (л.д. 33-36).
Вместе с тем, ссылка защитников Общества на то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного договора была проведена дезинсекция, не может служить основанием для освобождения ООО «ГОУК» от административной ответственности, поскольку на момент осмотра помещений общего пользования жилого многоквартирного <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении незначительного периода времени, были выявлены вышеуказанные нарушения, что свидетельствует о том, что юридическим лицом не были предприняты все необходимые, должные и достаточные меры для недопущения факта нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В силу ст. 39 указанного выше Кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 вышеуказанных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
На основании вышеизложенного прихожу к выводу о том, что обстоятельства, установленные на основании совокупности представленных по делу доказательств, содержание которых приведено выше, свидетельствуют о нарушении ООО «ГОУК» требований ст. 11, п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которым: индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; при эксплуатации жилых помещений требуется: своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания; проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация); при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта; уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон; устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола; поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ООО «ГОУК» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, одним из дополнительных видов экономической деятельности которого является «Управление эксплуатацией жилого фонда» (л.д. 56-61).
Вступая в соответствующие правоотношения, юридическое лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Изложенными доказательствами подтверждается, что на момент совершения административного правонарушения ООО «ГОУК» имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения действующего законодательства. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, ООО «ГОУК» имело правовую и реальную возможность выполнить обязанности по их соблюдению, но не предприняло к этому соответствующих всех зависящих от него мер, а предпринятых мер, на которые ссылались защитники (проведение мероприятий по дезинсекции ДД.ММ.ГГГГ), было явно недостаточно для обеспечения неукоснительного соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, зданий.
Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, считаю вину ООО «ГОУК» в совершении административного правонарушения доказанной и квалифицирую содеянное по статье 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых зданий, помещений, поскольку указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении
Вина ООО «ГОУК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена совокупностью исследованных по делу доказательств, согласующихся между собой и дополняющих друг друга, оснований сомневаться в достоверности, допустимости и относимости которых не имеется.
На момент рассмотрения настоящего дела срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
В соответствии со ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Общества в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным в целях предупреждения совершения новых правонарушений назначить ООО «ГОУК» административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом учитывая, что по характеру правоограничительного воздействия на юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной, считаю, что достаточных оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по настоящему делу не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Городская объединенная управляющая компания» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: получатель-Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю), ИНН 4101099804, КПП 410101001, БИК 043002001, р/с 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю, ОКТМО 30701000, КБК 141 116 2800001 6000 140.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.
Постановление в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Т.Н. Лошаков
Верно:
Судья Т.Н. Лошаков