Судья – Галкина Н.А. 09.08.2023 Дело №2-2609/2023-33-1456/2023
УИД 53RS0022-01-2023-001240-14
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Смирновой Л.Н.,
судей – Котовой М.А. и Ребровой И.В.,
при секретаре – Жукове Ф.И.,
с участием истца – Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 9 августа 2023 года по докладу судьи Ребровой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Я. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 24 мая 2023 года, принятое по гражданскому делу по иску Я. к ОСФР по Новгородской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязании зачесть в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л а:
Я. обратилась в суд с иском к ОСФР по Новгородской области (далее – Учреждение), указав, что 25.10.2022 она обратилась в Учреждение с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. Решением Учреждения от 11.01.2023 №<...> в установлении пенсии отказано в связи с недостаточностью специального стажа. Я. полагает, что отказ Учреждения не основан на законе и нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
В связи с изложенным, Я. просит признать незаконным решение Учреждения от 11.01.2023 №<...>; обязать Учреждение зачесть в специальный стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы: с 28.10.2000 по 31.12.2021 в ООО «<...>» в должности медицинской сестры и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 25.10.2022.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «<...>».
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 24 мая 2023 года исковые требования Я. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, Я., ссылаясь на доводы, изложенные в обоснование заявленных требований, просит решение суда отменить и заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу ч. 3 ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), заслушав Я., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 г.
В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 названного Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В силу подпункта «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие Правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Исходя из положений ст. 87 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), ст. 120 (в редакции, действовавшей до 01.09.2014 г.) ГК РФ, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014 г. документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из материалов дела следует, что 25.10.2022 Я. обратилась в Учреждение с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Учреждения от 11.01.2023 №<...> в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано вследствие недостаточности специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию (30 лет). Согласно решению специальный стаж истца составляет 10 лет 3 мес. 28 дней.
В специальный стаж Учреждением не зачтен период работы Я. с 28.10.2000 по 31.12.2021 в ООО «<...>».
Согласно записям в трудовой книжке 02.10.2000 Я. принята на работу в <...> медицинской сестрой поликлиники, 31.10.2009 уволена в порядке перевода в ООО «<...>», 01.11.2009 принята в ООО «<...>» на должность медицинской сестры, где продолжает работать по настоящее время.
Работодатель Я. - ООО «<...>» не предусмотрен Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении иска о включении спорного периода в специальный стаж истца, суд первой инстанции, с учетом положений Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, ст. 120 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходил из того, что право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами предоставлено лишь лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности и должностях, предусмотренных соответствующими Списками. ООО «Поликлиника «Волна» в котором истец осуществляла трудовую деятельность в спорный период, не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным соответствующими Списками. При отсутствии необходимого специального стажа, суд отказал Я. в удовлетворении ее требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Эти выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и обоснованными и с ними соглашается.
Доводы Я. о том, что в спорный период истец осуществляла лечебную деятельность в должности медицинской сестры, наименование и ведомственная подчиненность учреждения правового значения не имеет, судебная коллегия находит несостоятельными.
Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 1920-О).
Право на пенсионное обеспечение в соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами предоставлено лишь лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности и должностях, предусмотренных соответствующими Списками.
Из Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, усматривается, что в разделе «Наименование учреждений» такие наименования учреждений, как акционерное общество открытого типа, открытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены.
Общества с ограниченной ответственностью не являлись учреждениями здравоохранения и не были поименованы номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22.07.1982 г. № 715, в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 г. № 229, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 г. № 627.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 г. № 529н, ООО в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
Если для оценки пенсионных прав «форма собственности» не является юридически значимым обстоятельством, то «организационно-правовая форма» юридического лица имеет определяющее значение.
Как следует из Устава ООО «<...>» указанная организация является коммерческой организацией организационно-правовой форы - общество с ограниченной ответственностью, созданной для извлечения прибыли.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Поскольку судом отказано во включении истцу спорного периода, оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, у суда не имелось, поэтому в удовлетворении этого искового требования Я. судом также отказано правомерно.
Изложенные истцом в апелляционной жалобе доводы о представлении в материалы дела доказательств осуществления в спорный период лечебной деятельности, являлись предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда являться не могут.
Судом первой инстанции исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 67 ГПК РФ, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.
Нарушений норм материального либо процессуального права, в силу ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется, поэтому апелляционная жалоба истца Я. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327–330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 24 мая 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Я. – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Н. Смирнова
Судьи М.А. Котова
И.В. Реброва
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.08.2023.