Решение по делу № 8Г-20257/2024 [88-22807/2024] от 26.06.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88- 22807/2024

№ дела суда 1-й инстанции № 2-2194/2023

УИД: 91RS0009-01-2023-003294-90

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                    25 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего М.А. Парасотченко,

судей И.И. Мотиной, А.Р. Сиюхова,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремова Николая Ивановича к департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным,

по кассационной жалобе департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 марта 2024 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Ефремов Н.И. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что обратился к ответчику с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального контракта для осуществления предпринимательской деятельности, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в заключении социального контракта по мотивам, которые отсутствуют в перечне законных оснований.

По мнению истца, такой отказ является незаконным, в связи с чем он обратился в суд с соответствующим иском.

Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 22.11.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, администрация города Евпатории Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и I занятости в Республике Крым».

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены. Решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым об отказе Ефремову Н.И. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 марта 2024 решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.

В кассационной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указал, что при вынесении решения об отказе в назначении Ефремову Н.И. Государственной социальной помощи на основании социального контракта ДД.ММ.ГГГГ основывался на отрицательном заключении межведомственной комиссии по вопросу оказания Государственной социальной помощи на основании социального контракта администрации города Евпатории Республики Крым, оформленного в виде протокола от ДД.ММ.ГГГГ . Указывает, что рассмотрев очередное заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссия решила невозможным заключение социального контракта и назначение государственной социальной помощи Ефремову Н.И., так как заявитель отказывается вносить изменения в программу социальной адаптации с учетом ранее данных рекомендаций комиссии. Полагает правильным вывод комиссии об отсутствии оснований для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта Ефремову Н.И. и заключения социального контракта по индивидуальной предпринимательской деятельности, связанной с изготовлением сувенирной продукции посредством лазерной резки. Отмечает, что механизм и условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым устанавливает Порядок предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 г. № 612, пунктом 55 которого предусмотрено право отказа органом труда и социальной защиты населения в заключении с гражданином нового социального контракта. В этой связи полагает свое решение от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.

Кроме того, информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas.sudrf.ru/).

Судебная коллегия, руководствуясь требованиями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть первая статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В целях реализации положений Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в субъекте Российской Федерации - Республике Крым принят Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" (далее также - Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014), статьей 1 которого предусмотрено, что государственная социальная помощь в соответствии с данным законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.

Пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 определено, что государственная социальная помощь в соответствии с данным законом оказывается в виде выплаты социального пособия и пособия на основании социального контракта.

Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым и назначается на основании заявления гражданина, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ефремов Н.И. обратился в ДТСЗН администрации г. Евпатории Республики Крым с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по программе социальной адаптации – по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ подготовлена программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта.

К контрольному заключению специалиста, осуществляющего сопровождение социального контракта, по проведенным мероприятиям установлено, что Ефремов Н.И. на основании диплома специалиста Днепропетровского государственного университета от ДД.ММ.ГГГГ имеет квалификацию инженера-программиста, на основании диплома о профессиональной переподготовке от ДД.ММ.ГГГГ ЧПОУ «Сибирский Автомобильно-Дорожный Институт» Ефремов Н.И. имеет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Судебной землеустроительной экспертизы», ДД.ММ.ГГГГ Ефремов Н.И. прошел курс по программе «Управление и обслуживание оборудования для лазерной резки и гравировки с числовым программным управлением станка фирмы Апачи», что подтверждается сертификатом, выданным ООО «Апачи групп», согласно ответу на запрос в порядке межведомственного взаимодействия ТО ГКУ РК «Центр занятости населения» в городе Евпатория за исх. от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что Ефремов Н.И. состоит на учете как безработный с ДД.ММ.ГГГГ, пособие по безработице назначено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно акту обследования материального положения и жилищно-бытовых условий семьи (одиноко проживающего гражданина) и на основании анкеты о семейном и материально-бытовом положении установлено, что Ефремов Н.И. имеет дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, требующий ремонта, а также автомобиль ГАЗ 32213.

В целях повышения жизненного уровня одиноко проживающего гражданина Ефремову Н.И. предложена одноэтапная программа социальной адаптации - осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - самозанятости (изготовление сувениров), которое позволит ему самостоятельно повысить среднедушевой доход. Предполагается покупка лазерного станка - <данные изъяты> и фанера - <данные изъяты>, итого <данные изъяты> Сумма денежной выплаты по социальному контракту составляет <данные изъяты> с единовременным перечисление на лицевой счет получателя. Стоимость услуги - от <данные изъяты> в день. Работа ежедневная. Планируемый доход в месяц от <данные изъяты> Срок действия социального контракта 4 месяца.

Решением Департамента труда и социальной защиты населения города Евпатории Республики Крым, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Ефремову Н.И. отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде социального контракта. Основанием для отказа указаны п.п. 10, 27 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 13.10.2015 N 612.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание МВК по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, согласно выписке из протокола комиссией принято решение о невозможности заключения социального контракта и назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта Ефремову Н.И., так как заявитель отказывается вносить изменения в программу социальной адаптации с учетом ранее данных рекомендаций комиссии, а именно, по изучению конкурентоспособности потребительского рынка сувенирной продукции, наличию предварительной договоренности по реализации сувенирной продукции, прохождение курсов обучения оператора лазерных установок для получения навыков работы на лазерном оборудовании. Также комиссия пришла к выводу, что заключение социального контракта на срок 4 месяца не позволит Ефремову Н.И. выйти из сложной жизненной ситуации в связи с отсутствием навыков и профессионального мастерства по данному виду ремесла.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что комиссия, принимая решение о невозможности заключения с Ефремовым Н.И. социального контракта, указывая, в том числе, что Ефремов Н.И. не имеет соответствующих навыков работы на лазерном станке, поскольку не прошел обучение, не дала в протоколе оценки предоставленному заявителем сертификату, согласно которому Ефремов Н.И. прошел курс по программе «Управление и обслуживание оборудования для лазерной резки и гравировки с числовым программным управлением станка фирмы Апачи», также комиссией не учтено, что в целях реализации мероприятий по осуществлению предпринимательской деятельности, орган социальной защиты оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.

При этом согласно п. 38 Приказа Минтруда России от 03.08.2021 года № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» направление обучения рекомендуется выбирать с учетом той специальности, по которой гражданин в дальнейшем планирует осуществлять предпринимательскую деятельность. По основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» орган социальной защиты населения при необходимости включает в программу социальной адаптации регистрацию гражданина на Портале Бизнес-навигатора МСП акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" с целью использования образовательных материалов портала для ведения гражданином предпринимательской деятельности в том числе: шаблонов бизнес-планов, маркетинговых исследований и т.д. Орган социальной защиты населения также направляет гражданина на прохождения тестирования в целях определения готовности к ведению предпринимательской деятельности, а также последующего обучения в рамках программ АО "Корпорация "МСП" на площадках инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующем субъекте Российской Федерации. Для осуществления указанных действий орган социальной защиты населения формирует и направляет в адрес Центра "Мой бизнес" с учетом региональной принадлежности и в адрес АО "Корпорация "МСП" заявку в свободной форме на прохождение гражданином тестирования и (или) обучения по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности".

Доказательств того, что комиссия выполнила свои обязанности, предусмотренные п.п. 2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственной комиссии, по организации системного и комплексного изучения обстоятельств, связанных с предоставлением Ефремову Н.И. государственной социальной помощи на основании социального контракта, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, суд сделал выводы о том, что выводы комиссии основаны на субъективном мнении членов комиссии и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные нормативно –правовыми актами.

Суд, исходя из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Республики Крым, указал, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан.

При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи, нуждающимся в социальной помощи гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи. В частности, до принятия такого решения осуществить комплексную оценку нуждаемости заявителя в социальной помощи в соответствии с установленными этими нормативными положениями критериями. Оценка причин нуждаемости заявителя в социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин, независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.

К числу таких мер относится государственная социальная помощь в виде заключения социального контракта.

Согласно возражением на иск, представленным ответчиком, на основании идентичной программы социальной адаптации, в которой изменен лишь срок действия социального контракта с 4 месяцев на 6 месяцев, ДТСЗН администрации города Евпатории Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ заключен с Ефремовым Н.И. социальный контракт для осуществления предпринимательской деятельности.

Оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, руководствуясь положением Федерального закона «О государственной социальной помощи», Закона Республики Крым от 24.12.2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 № 612, приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 05.06.2019 № 302 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 22.06.2017 № 334», Приказом Минтруда России от 03.08.2021 года № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта», суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований истца и наличии оснований для удовлетворения иска о признании незаконным решения департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым об отказе Ефремову Н.И. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Учитывая, что ответчик допустил процессуальные нарушения при рассмотрении заявления Ефремова Н.И. о предоставлении мер социальной поддержки (не указал основания для отказа, предусмотренные законом), в связи с этим суд не рассматривал право истца на получение таких мер социальной поддержки.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, в пределах доводов кассационной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, в соответствии с правилами, установленными положениями статей 67 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Согласно ст. 8.1. Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Согласно абзацу 3 пункта 2 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612 (далее - Порядок) социальный контракт - соглашение, заключенное между гражданином и органом труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (далее - орган труда и социальной защиты населения) и в соответствии с которым орган труда и социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым, из числа малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 10 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается органом труда и социальной защиты населения исходя из содержания программы социальной адаптации.

Программа социальной адаптации предусматривает обязательные для реализации мероприятия: 1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства; 4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования (пункт 11 Порядка).

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат и возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий программы социальной адаптации (пункт 12 Порядка).

Согласно пункту 14 Порядка при реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину: 1) предоставляется единовременная денежная выплата не более <данные изъяты> на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", исходя из сметы затрат, предусмотренных программой социальной адаптации (на индивидуальную предпринимательскую деятельность); 2) возмещаются расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика, налога на профессиональный доход в размере фактически понесенных расходов, но не более 5% от суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта.

Орган труда и социальной защиты населения по мероприятиям, указанным в подпункте 1 - 3 пункта 1 1 настоящего Порядка, в течение двух рабочих дней со дня получения заявления направляет в орган занятости населения запрос о проведении профессиональной консультации заявителя в целях выявления у него факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной, предпринимательской) деятельности; профессии (специальности) для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; профессиональных устремлений, предпочтений, способностей, физических и (или) психологических качеств гражданина и подбора (определения) для малоимущей семьи (малоимущего гражданина) мероприятий, необходимых для включения в программу социальной адаптации (далее профессиональная консультация) (пункт 24 Порядка).

Согласно пунктам 25 - 26 Порядка орган занятости населения в течение двух рабочих дней со дня получения запроса органа труда и социальной защиты населения проводит профессиональную консультацию, по результатам которой разрабатывает и направляет в орган труда и социальной защиты населения предложения по мероприятиям, необходимым для включения в программу социальной адаптации.

Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии.

В силу пункта 27 Порядка по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.

Заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации. Протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии.

Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации, согласованной межведомственной комиссией, подписывается заявителем и руководителем органа труда и социальной защиты населения.

В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в решении органа труда и социальной защиты населения указывается причина отказа.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта или об отказе в ее назначении направляется в письменной форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку заявителю не позднее десяти календарных дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) орган труда и социальной защиты населения в указанный срок уведомляет заявителя о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ дается заявителю не позднее чем через тридцать календарных дней после подачи им заявления.

Исходя из содержания указанных выше пунктов 10 и 27 Порядка, орган труда и социальной защиты при принятии решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной социальной помощи вправе учитывать заключение межведомственной комиссии, при этом основания для отказа в предоставлении мер социальной поддержки должны соответствовать перечню оснований, указанных в законе.

Основания для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи указаны в статье 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которыми являются предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Аналогичные основания для отказа в предоставлении социальной помощи содержатся в статье 9 Закона Республики Крым от 24 декабря 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", в пункте 14 Административного регламента предоставления государственной услуги, по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 5 июня 2019 года N 302.

Также решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается в случае неявки заявителя для разработки программы социальной адаптации или для подписания социального контракта (пункты 36, 38 Порядка), в случае нахождения заявителя в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания (пункт 5 Порядка), а также в случае, если у заявителя или членов семьи заявителя уже есть действующий социальный контракт (пункт 64 Порядка).

Согласно вышеуказанным нормативным актам перечень оснований для отказа в предоставлении государственной социальной помощи является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, соответственно, одно либо несколько оснований, предусмотренных законом, Департамент должен был указать в своем протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, однако такие основания в отказе ответчик не указал.

Постановлением администрации г. Евпатория Республики Крым от 12 марта 2021 года N 327-п утверждено Положение и состав межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации г. Евпатория.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о межведомственной комиссии, основной целью работы комиссии является предоставление-заключения о возможности (невозможности) заключения социального контракта в департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория для принятия решения о назначении или об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта граждан, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

Основными задачами межведомственной комиссии является рассмотрение программы социальной адаптации и документы граждан проживающих на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, обратившихся в Департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта. Так же комиссия в течение пяти дней после поступления в межведомственную комиссию программы социальной адаптации и документов граждан, обратившихся в департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, формирует и направляет в Департамент заключение для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612 (пункты 2.1.1, 2.1.2 Положения о межведомственной комиссии).

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственной комиссии, данная комиссия организует системное и комплексное изучение обстоятельств, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам, вносит предложения и рекомендации по мероприятиям программы социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью социального контракта. Заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации, протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии (пункт 27 Порядка).

Правила оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной настоящим Федеральным законом, в том числе примерный перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанной государственной социальной помощи, и форма заявления о ее назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 25 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1931, содержит перечень оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта:

а) превышение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над величиной прожиточного минимума на душу населения,

б) наличие в заявлении о назначении и (или) документах-сведениях недостоверной и (или) неполной информации, за исключением случая предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил,

в) непредставление заявителем в орган социальной защиты населения документов (сведении), необходимых для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта в сроки, установленные пунктами 20 и 21 настоящих Правил,

г) отсутствие бюджетных ассигновании на заключение новых социальных контрактов у субъекта - Российской Федерации в текущем финансовом году,

д) достижение численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, установленной пунктом 59 настоящих Правил;

е) трудоустройство заявителя в период рассмотрения заявления о назначении по мероприятию, указанному з подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил,

ж) наличие у заявителя (члена его семьи) действующего социального контракта:

з) отзыв заявителем заявления о назначении до принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;

и) отказ заявителя от подписания социального контракта или его неявка на подписание социального контракта;

к) наличие у заявителя непогашенной задолженности перед органом социальной защиты населения, в том числе взыскиваемой в судебном порядке, по денежным средствам, выплаченным в соответствии с условиями ранее заключенного социального контракта:

л) несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящими Правилами, в том числе на основании решения межведомственной комиссии:

м) неполучение гражданином сертификата или иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития предпринимательских компетенций, который предоставляется в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 36 настоящих Правил (при оказании государственной социальной помощи по мероприятиям, указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 4 настоящих Правил).

Согласно пункту 26 Правил дополнительными основаниями отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в случае когда заявитель являлся получателем такой помощи, являются:

а) наличие завершенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "а" и "г" пункта 4 настоящих Правил:

б) представление заявителем в орган социальной защиты населения документов (сведений), необходимых для контроля реализации и мониторинга ранее заключенного социального контракта:

в) прекращение трудовой деятельности в период действия ранее заключенного социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил (за исключением случаев сокращения, увольнения в связи с переездом на новое место жительства и иных уважительных причин)

г) прекращение трудовой деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил (за исключением случаев сокращения, увольнения в связи с переездом на новое место жительства и иных уважительных причин»:

д) прекращение государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или снятие заявителя, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в период действия ранее заключенного социального контракта по мероприятиям указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил:

е) прекращение государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или снятие заявителя, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил;

ж) нецелевое использование получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б", "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил:

з) неисполнение (несвоевременное исполнение) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, перечень которых устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в рамках ранее заключенного социального контракта;

и) полное отсутствие налоговых отчислений в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и ""в1" пункта 4 настоящих Правил:

к) получение заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, оказываемой в соответствии с абзацем одиннадцатым подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (при оказании государственной социальной помощи по мероприятиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил).

Из пункта 27 Правил следует, что орган социальной защиты населения проверяет наличие оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в пункте 25 и в пункте 26 настоящих Правил.

Согласно абзацу 3 пункта 2 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612 (далее - Порядок) социальный контракт - соглашение, заключенное между гражданином и органом труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (далее - орган труда и социальной защиты населения) и в соответствии с которым орган труда и социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым, из числа малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 10 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается органом труда и социальной защиты населения исходя из содержания программы социальной адаптации.

Программа социальной адаптации предусматривает обязательные для реализации мероприятия: 1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства; 4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования (пункт 11 Порядка).

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат и возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий программы социальной адаптации (пункт 12 Порядка).

Согласно пункту 14 Порядка при реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину: 1) предоставляется единовременная денежная выплата не более <данные изъяты> на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", исходя из сметы затрат, предусмотренных программой социальной адаптации (на индивидуальную предпринимательскую деятельность); 2) возмещаются расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика, налога на профессиональный доход в размере фактически понесенных расходов, но не более 5% от суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта.

Орган труда и социальной защиты населения по мероприятиям, указанным в подпункте 1 - 3 пункта 1 1 настоящего Порядка, в течение двух рабочих дней со дня получения заявления направляет в орган занятости населения запрос о проведении профессиональной консультации заявителя в целях выявления у него факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной, предпринимательской) деятельности; профессии (специальности) для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; профессиональных устремлений, предпочтений, способностей, физических и (или) психологических качеств гражданина и подбора (определения) для малоимущей семьи (малоимущего гражданина) мероприятий, необходимых для включения в программу социальной адаптации (далее профессиональная консультация) (пункт 24 Порядка).

Согласно пунктам 25 - 26 Порядка орган занятости населения в течение двух рабочих дней со дня получения запроса органа труда и социальной защиты населения проводит профессиональную консультацию, по результатам которой разрабатывает и направляет в орган труда и социальной защиты населения предложения по мероприятиям, необходимым для включения в программу социальной адаптации.

Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии.

В силу пункта 27 Порядка по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.

Заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации. Протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии.

Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации, согласованной межведомственной комиссией, подписывается заявителем и руководителем органа труда и социальной защиты населения.

В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в решении органа труда и социальной защиты населения указывается причина отказа.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта или об отказе в ее назначении направляется в письменной форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку заявителю не позднее десяти календарных дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) орган труда и социальной защиты населения в указанный срок уведомляет заявителя о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ дается заявителю не позднее чем через тридцать календарных дней после подачи им заявления.

Исходя из содержания указанных выше пунктов 10 и 27 Порядка, органу труда и социальной защиты предоставляется право при определении права граждан на меры социальной поддержки, учитывать заключение межведомственной комиссии, при этом указав основание для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, предусмотренные законом и Порядком.

При этом норма закона, предусматривающая основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, в протоколе от 24 октября 2022 года не указана.

Основания для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи указаны в статье 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которыми являются предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Аналогичные основания для отказа в предоставлении социальной помощи содержатся в статье 9 Закона Республики Крым от 24 декабря 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", в пункте 14 Административного регламента предоставления государственной услуги, по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 5 июня 2019 года N 302.

Также решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается в случае неявки заявителя для разработки программы социальной адаптации или для подписания социального контракта (пункты 36, 38 Порядка), в случае нахождения заявителя в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания (пункт 5 Порядка), а также в случае, если у заявителя или членов семьи заявителя уже есть действующий социальный контракт (пункт 64 Порядка).

Таким образом, перечень оснований для отказа в предоставлении государственной социальной помощи является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, соответственно, одно либо несколько оснований, предусмотренных законом, Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым должен был указать в своем протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, однако такие основания ответчик не указал. Соответственно выводы судов об отсутствии в протоколе Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указаний на законные основания для отказа в заключении с Ефремовым Н.И. социального контракта, являются правомерными.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы повторяют правовую позицию стороны ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства и фактических обстоятельств дела.

Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене состоявшихся судебных актов и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судами первой и второй инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменений принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий                                                         М.А. Парасотченко

Судьи                                                                                        И.И. Мотина

                                                                                                    А.Р. Сиюхов

8Г-20257/2024 [88-22807/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Ефремов Николай Иванович
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г.Евпатория
Другие
Администрация г. Евпатории
ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и зщанятости в РК"
Министерство труда РК
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Мотина И. И.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
25.07.2024Судебное заседание
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее